Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Александра КРЫЛОВА 10 декабря 2018

«Умные» города будут строиться по стандарту

На заседании рабочей группы при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ был одобрен проект документа, в котором содержатся базовые требования к цифровизации городских хозяйств в период 2019—2024 годов.

В основу стандарта «Умный город», который рассматривался рабочей группой (создана Минстроем России в начале 2018 года, в ее составе — представители Аналитического центра при Правительстве РФ, Минэкономразвития, «Ростелекома», «Роснано», «Росатома», «Ростеха» и научного сообщества) положена международная и российская практика, а также мнение экспертного сообщества.

Одна из главных целей стандарта – повысить способность российских городов конкурировать за наиболее экономически и социально активных граждан. В качестве конкурентов рассматриваются зарубежные города, как западные, так и восточные, предлагающие таким людям широкие возможности для самореализации.

Документ определяет общие подходы к цифровой трансформации городских хозяйств и содержит набор мероприятий, которые должны быть реализованы во всех российских городах с населением 100 тыс. жителей и более. Но при этом стандарт предполагает, что власти регионов сформулируют приоритеты цифровизации каждого такого города, исходя из именно его потребностей. Им же предстоит определить этапы реализации запланированных мероприятий, т.е. определить сроки, в которые будут вводиться в строй определенные компоненты «умного» города.

Первоочередная задача, которую предстоит решать всем городам уже в следующем году, по словам Андрея Чибиса, заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства, – это внедрение цифровых платформ, автоматизирующих взаимодействие муниципальных властей с гражданами и бизнесом, обработку обращений и реагирование на них. Задача цифровой платформы (ее примером может служить столичный «Активный гражданин») – предоставить площадку для обсуждения планов городского развития, архитектурных проектов. Такие ИТ-системы должны иметь в своем составе аналитические инструменты для мониторинга социальных сетей и городских средств массовой информации.

Для цифровизации управления городским хозяйством в стандарте предусмотрено создание единой муниципальной базы данных, которая содержит актуальную и полную информацию об объектах городской инфраструктуры, социальных объектах и хозяйствующих субъектах. Иными словами, каждый «умный» город должен обзавестись «цифровым двойником», который должен стать основой для интеллектуального центра управления. Создание таких единых баз данных Андрей Чибис назвал одной из самых сложных задач.

Отдельное направление, которое должно присутствовать во всех региональных программах цифровой трансформации городов, – «умное» ЖКХ. Оно включает в себя внедрение интеллектуальных счетчиков и автоматизированных систем приема их показаний, предложение тарифных планов оплаты ресурсов, соответствующих различным сценариям их потребления. Важен также мониторинг малых объектов городской инфраструктуры – подстанций, бойлерных и т.п. Цель повышения «интеллектуального» уровня городских жилищно-коммунальных хозяйств – переход к планированию на основе актуальных данных о состоянии инфраструктуры. По словам Андрея Чибиса, в России уже есть успешные проекты, позволяющие оптимизировать потребление ресурсов социальными учреждениями без ущерба для комфортного пребывания в их стенах. В качестве примера он привел модернизацию кухонного оборудования в школьных столовых, которая дает возможность сократить расходы на электроэнергию.

В числе других решений, предусмотренных стандартом для повышения «IQ» городской инфраструктуры: интеллектуальное энергоэффективное освещение, автоматизированные системы контроля работы коммунальных служб, системы совместного использования общественных пространств, к примеру спортивных и культурно-развлекательных объектов.

Поскольку «умный» город по умолчанию должен быть безопасным, в стандарте указывается на целесообразность внедрения систем видеонаблюдения с функцией распознавания лиц, в составе которых предусмотрены автоматизированные средства мониторинга каждой видеокамеры. По словам Андрея Чибиса, практика показывает, что, несмотря на довольно высокую стоимость таких решений, они окупаются за счет роста капитализации городской недвижимости. В целом стандарт «Умный город» стимулирует городские власти выбирать комплексные решения, поскольку обеспечивает возврат инвестиций в плохо окупаемые решения.

Для повышения безопасности в «умных» городах рекомендуется внедрять системы автоматизированного контроля систем противопожарной безопасности, прежде всего на объектах социальной инфраструктуры. Также автоматизированными должны быть в муниципалитетах системы обращения с отходами.

Предлагаемый стандартом набор мероприятий позволяет перевести на «цифру» все сферы жизнедеятельности городов, однако окончательный выбор решений и этапность их внедрения остается за органами власти субъектов РФ, которые должны быть зафиксированы в проектах «Умный город» регионального уровня. Утвердить их планируется в I квартале 2019 года.

«Государство должно сделать так, чтобы данные во всех внедряемых в соответствии со стандартом «Умный город» ИТ-системах были открытыми, представлены в машиночитаемом виде и доступны для других информационных систем», – подчеркнул Андрей Чибис. По его словам, в Минстрое понимают, что для обеспечения правомерности обмена данными между различными ведомственными ИС может потребоваться доработка нормативной правовой базы, и ведомство готово инициировать разработку таких изменений.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.