Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости

К системе столичных цифровых пропусков множатся вопросы

14 апреля 2020

Запуск пропускной системы 16-значных кодов на поездки в Москве не прошел гладко: обвальный интерес граждан к ним вылился в 1,8 млн выданных пропусков, 170 тыс. звонков в колл-центры и серьезные сбои, которые чиновники объяснили хакерскими атаками.

Указ о вводе в городе цифровой пропускной системы  с целью противодействовать распространению коронавируса издал в выходные столичный мэр Сергей Собянин. Документ предписывает оформлять 16-значные коды для поездок по Москве или за город на своем автомобиле, общественном транспорте, в такси и даже на велосипеде. В указе говорится о запуске системы с 15 апреля, но оформлять коды начали с 13 апреля прямо после полуночи.

Как пишет "КоммерсантЪ ", уже утром 13 марта сервис выдачи цифровых пропусков столкнулся с мощным наплывом посетителей. Уже к 10:30, как пояснили в столичном департаменте информационных технологий (ДИТ), было оформлено 780 тыс. пропусков, при этом сайт mos.ru работал со значительными перебоями. К полудню, по данным Reuters, сервис «рухнул». «К сожалению, виснет сейчас все»,— признавал глава ДИТ Эдуард Лысенко и в целях снижения нагрузки призывал горожан пользоваться прямой ссылкой на сервис nedoma.mos.ru либо вовсе переждать пик нагрузки на портал мэрии.

В это время пользователи сайта открывали для себя, что пропускной сервис не проверяет введенные данные соискателей кодов, что позволяет им выдать себя за сотрудника любой организации или вписать любой адрес.

Популярностью в соцсетях пользовалась история бывшего сотрудника платежной системы ChronoPay Дмитрия Артимовича, указавшего в ходе оформления кода «жопу» местом своего проживания. Господин Лысенко подтвердил, что процесс получения кода носит «заявительный характер», но предупредил, что сведения будут перепроверены, а пропуска с недостоверными данными аннулированы.

Отметим, что перед стартом сервиса в ДИТ заявляли о готовности к пиковым нагрузкам. Происходящие сбои чиновники объяснили хакерской атакой, причем ведущейся из-за рубежа. «Состоялась беспрецедентная по продолжительности и интенсивности атака, выражавшаяся в постоянном забивании канала доступа к сайту»,— пояснили “Ъ” в ДИТ. По словам господина Лысенко, сайт городского правительства за три часа утром 13 апреля «испытал столько атак, сколько не испытывал за два квартала». Впрочем, опрошенные “Ъ” эксперты усомнились в зарубежном происхождении хакеров, уточнив, что сайт mos.ru недоступен из-за рубежа. Примечательно, что еще в первой половине дня Эдуард Лысенко ждал выдачи 1–1,5 млн пропусков по итогам дня.

Показатель в 1 млн кодов был превышен к 17:00; к концу дня ДИТ отчитался о выдаче 1,8 млн цифровых пропусков, из них 90% — рабочих.

Хакерские атаки, подчеркнули “Ъ” в ДИТ, не позволили «злоумышленникам разрушить сервис подачи заявок». На вопрос “Ъ”, будут ли решены проблемы с доступом к mos.ru к моменту полноценного запуска системы в нынешнюю среду, в ДИТ заявили, что «сервис и портал функционируют штатно с середины дня 13 апреля».

Между тем в течение дня накапливались вопросы пользователей к сервису выдачи кодов. В ДИТ заявили “Ъ”, что в колл-центры мэрии (работают около 1 тыс. операторов, тратя в среднем 3,5 минуты на звонок) 13 апреля поступило более 170 тыс. вызовов. Более половины из них, уточнили в ведомстве, касались «консультаций процедуры оформления и сроков применения цифрового пропуска». «Интерес, а соответственно, и нагрузка были высочайшими», — добавили в ДИТ. На некоторые из популярных вопросов в течение дня отвечал господин Лысенко. Чиновник, в частности, сказал, что штрафы за «неиспользование цифровых пропусков» и нарушения при их использовании составят от 1  тыс. до 40 тыс. руб., индивидуальные предприниматели могут выписывать коды сами себе, а самозанятые граждане получат рабочий пропуск лишь при наличии у них ИНН.

Кроме того, в ДИТ уточняли, что разовые пропуска действуют ровно сутки, а для поездки на дачу достаточно одного кода (но для каждого лица старше 14 лет). Наконец, господин Лысенко к 15 апреля обещал обеспечить такси-агрегаторов доступом к базе кодов для их проверки у клиентов. Собеседник “Ъ” в столичной мэрии также сказал, что редактировать уже выданные коды (например, вписав туда забытые госномер автомобиля или транспортной карты) нельзя — нужно получать новый цифровой пропуск с автоматическим аннулированием предыдущего. При этом он объяснил, что два госномера автомобиля в один пропуск также вписать не получится.

Некоторые читатели "Коммерсанта" жаловались изданию на потенциальную нехватку двух кодов в неделю для поездок в личных целях. Они объясняли это необходимостью постоянно навещать родителей-инвалидов или других иждивенцев. На вопрос о способах решения этой проблемы в ДИТ заявили “Ъ” о «различных подходах с учетом эпидемиологической обстановки в Москве». «Возможны варианты и пропусков, и помощи социальных служб»,— добавили в ведомстве. Источник “Ъ” в городской мэрии дал понять, что чиновники ищут пути решения этой и других подобных проблем, заодно систематизируя накопившиеся вопросы от населения.

Источник: КоммерсантЪ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.