Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Вклад Рунета в российскую экономику в 2020 году составил 6,7 трлн рублей

20 мая 2021

По сравнению с 2019 годом на 11%  вырос сегмент маркетинга и рекламы (349,8 млрд руб.), на 22% — сегмент электронной коммерции (6,07 трлн руб.), на 20% — инфраструктурный сегмент (152,3 млрд руб.), на 44% — сегмент цифрового контента (123,4 млрд руб.). В целом экономика Рунета выросла на 22%.

Такие данные содержатся в исследовании “Экономика Рунета 2020-2021” , представленном РАЭК.

Напомним, ранее РАЭК представляла три сценария развития экономики Рунета:
  • инновационный (до 2014 года) — формирование рынков, резкий рост до 50% в год;
  • негативный (2014-2015) — влияние общеэкономического кризиса 2014-2015 гг. Двукратное снижение темпов роста;
  • стабилизационный (2016-2020) — восстановление после кризиса и переход к устойчивому росту в среднем на 15-20% в год.
Прогнозы относительно кризисного сценария развития (от 0 до 6% по итогам года с отрицательной динамикой некоторых рынков) не сбылись.

Хаб 1: «Государство и Общество»

Хаб «Государство и общество» включает в себя данные об аудитории интернета в России, ее составе, особенностях и поведении, а также аналитику влияния государства на интернет-отрасль.

По данным Mediascope, аудитория Рунета сегодня составляет 97,4 млн человек, или 79,5% от населения страны старше 12 лет. При этом 92% пользователей интернета заходят в сеть каждый день. Кроме того, отметку в 90% превысило проникновение интернета среди населения до 44 лет, а среди молодых россиян (12-24 лет) приблизилось к 95%. Mediascope также отмечают, что 4,66 млрд человек или 59% мирового населения — активные интернет-пользователи.

Также отмечается, что аудитория мобильного интернета в России составляет 89,5 млн человек или 73,1% населения страны, при этом 33,3 млн человек — это эксклюзивная аудитория. Сегодня мобайл — это главное устройство для выхода в интернет среди россиян всех возрастов. В группе населения 25-54 лет — больше всего эксклюзивных мобильных пользователей. Более 30% выходят в интернет только с мобильных устройств.

Аналитики РАЭК отмечают, что 2020 год продемонстрировал высокую социальную значимость цифровых сервисов.

Российские и международные технологические компании подтвердили высокий уровень социальной ответственности и свою готовность помогать обществу.

Среди направлений поддержки:
  • предоставление бесплатного доступа к сервисам и данным;
  • новые продукты, направленные на информирование, предупреждения и помощь гражданам и властям;
  • поддержка медицинских и социальных служб;
  • предоставление вычислительных мощностей для исследований.
Аналитики также отметили стремительное развития суперприложений. Так, по данным Morgan Stanley общий объем рынка суперприложений в 2020 году достиг $51 млрд, к 2025 году цифра возрастет до $134 млрд, сохраняя среднегодовые темпы роста в 21%.

Говоря о государственных цифровых сервисах, аналитики РАЭК выделяют портал Gosuslugi.ru — по сравнению с прошлым годом количество пользователей возросло на 24 млн и составило 126 млн. зарегистрированных пользователей.

Около 300 госуслуг будут доступны к 2024 году: 120 — федеральные и 180 — региональные и муниципальные. 95% услуг будут оказываться полностью электронно.

Отмечается и активное развитие цифровых государственных сервисов в регионах:
  • создание единой облачной платформы оказания типовых региональных и муниципальных услуг;
  • облачный конструктор форм для региональных электронных услуг.
В исследовании «Экономика Рунета 2020-2021» подробно рассмотрены тренды регулирования, их поделили на сегменты:

Пандемическое регулирование:
  • меры поддержки бизнеса в наиболее пострадавших отраслях: льготные кредиты, финансовая помощь, отсрочка и снижение налоговых и страховых взносов, отсрочка и освобождение от налоговых платежей, запрет на проведение плановых проверок;
  • снятие административных барьеров: разрешение на дистанционную продажу безрецептурных лекарственных средств аптекам и аптечным сетям, расширение режима самозанятых, дискуссия о разрешении интернет-торговли алкоголем;
  • регулирование новых отношений: закон об удаленной работе, расширение электронного документооборота.
Искусственный интеллект (291,5 млрд ₽ — оценка объема рынка ИИ в России):
  • апрель 2020: 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»;
  • июль 2020: 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;
  • август 2020: Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года
  • август 2020: Федеральный проект «Искусственный интеллект» в рамках Национальной программы «Цифровая экономика РФ 2024»;
  • декабрь 2020: Президент России Владимир Путин на AI Journey;
Усиление давления регуляторов на цифровые платформы:
  • «Пятый антимонопольный пакет»;
  • закон о предустановках российского ПО;
  • закон о предотвращении цензуры российских СМИ интернет-платформами;
  • финальная фаза антимонопольного расследования против глобальных технологических компаний (Apple, Google, Amazon и Facebook) в США.
Также в исследовании «Экономика Рунета 2020-2021» представлен Индекс цифровизации городов 2019. Согласно Индексу, среднее значение по 203 участникам проекта «Умный город» превысило 40 баллов из 120 возможных, что на 18% выше результата 2018 года.

В тройку лидеров среди городов-миллионников вошли: Москва, Екатеринбург, Казань.

Говоря о рынке стартапов, аналитики РАЭК отмечают, что на 19% — до $702,9 млн — снизился объем вложений в российские стартапы в 2020 году.

Основная причина снижения объемов вложений — пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения:
  • усложнение коммуникаций и увеличение времени принятия решений;
  • отказ от запланированных сделок или перенос их на более поздний срок;
  • снижение инвестиционной активности корпораций.
Направлениями-лидерами по инвестициям 2020 стали: образование (36 сделок на сумму $119,1 млн) и здравоохранение (19 сделок на сумму $44,9 млн).

Хаб 2: «Маркетинг и Реклама»

Хаб «Маркетинг и реклама» — это анализ тенденций развития рынка интернет-рекламы и маркетинга в России, объемы основных рынков, обзор используемых технологий, инструментов и решений.

Относительно 2019 года этот хаб продемонстрировал рост в 11% — его объем составил 349,8 млрд.рублей.

Среди главных трендов в сегменте аналитики РАЭК выделяют следующие:
  • ускорение перехода рекламодателей в онлайн;
  • пристальное внимание к эффективности рекламных кампаний;
  • ритейл и FMCG и новые направления деятельности компаний — основные драйверы роста рекламного рынка в 2020 году;
  • контекстная реклама продолжает занимать наибольшую долю рынка;
  • развитие новых рекламных форматов;
  • повышение доступности рекламных кампаний за счет дешевого инвентаря.
Эксперты проанализировали 5 рынков в составе сегмента и выделили их влады в объем хаба:
  • performance-реклама — 218 млрд рублей (+5% относительно 2019 года)
  • медийная реклама — 32,9 млрд рублей (+1% относительно 2019 года)
  • видеореклама — 22,7 млрд рублей (+19% относительно 2019 года)
  • контент-маркетинг и маркетинг в соцсетях — 40,3 млрд рублей (+11% относительно 2019 года)
  • web- разработка и мобильная реклама — 36 млрд рублей (+9% относительно 2019 года)
Аналитики также рост глобального рынка цифровой рекламы в 2020 году в размере 2-6%. 

Кроме того, отмечается, что доля интерактивной рекламы в рекламных бюджетах продолжает увеличиваться. 

Драйверы роста по оценкам рекламодателей: 
  • пандемия COVID-19
  • богатый выбор целевых аудиторий
  • увеличение количества времени, которые люди проводят онлайн
  • развитие видеорекламных форматов
Также по данным IAB Russia реклама с оплатой за действие выигрывает, видеореклама остается самым динамичным рекламным рынком.

Кроме того, согласно прогнозам, по итогам 2020 года доходы от мобильной рекламы превысят доходы от ТВ-рекламы.

В России доля мобильной рекламы составляет около 30% объема рынка интернет-рекламы, но эта доля будет увеличиваться.

Это обусловлено следующими драйверами:
  • рост проникновения мобильного интернета (в том числе аудитории mobile-only)
  • увеличение количества используемых смартфонов
  • рост доли потребления мобильного контента
  • развитие экосистем и суперприложений
Также отмечается, что по объему рекламных доходов блогеры обогнали печатную прессу и почти сравнялись с радио. 

Аналитики отмечают, что объем легального рынка influence-маркетинга в 2020 году продемонстрировал рост +63% к 2019 году и составил 11,1 млрд. рублей. При этом объем “серой” зоны рынка influence-маркетинга сопоставим с легальным.

В IAB Russia отмечают, что 21% рекламного бюджета в 2020 году тратилось на эксперименты с новыми технологиями и рекламными форматами (+4% к 2019 году).

В исследовании “Экономика Рунета 2020-2021” РАЭК рассмотрела вопрос облегчения доступа бизнеса к данным.

Ожидалось, что в 2020-2021 года произойдет снятие отдельных правовых барьеров в сфере оборотов данных в рамках ЭПР,  в рамках ФП “Нормативное регулирование цифровой среды”, в рамках ФП “Искусственный интеллект”.

Однако в реальности мы наблюдаем следующую картину: 
  • законопроект об обезличенных данных приравнивает обезличенные данные к персональным
  • новые требования к обработке общедоступных данных (данных, разрешенных субъектом для распространения)
  • сохраняются жесткие требования к форме получения согласия (письменная форма или электронная форма с заверением квалифицированной электронной подписью).
Хаб 3 «Финансы и Торговля»

Объём сегмента электронной коммерции в 2020 году составил 6,07 трлн ₽, увеличившись на 22% относительно 2019 года.

Аналитики РАЭК отмечают следующие основные тренды сферы e-commerce:
  • ускорение роста за счет пандемии;
  • еда — самая быстрорастущая категория;
  • новые подходы к доставке: скорость, гибкость, бесконтактная доставка;
  • развитие региональной логистики;
  • сотрудничество между интернет-компаниями и компаниями офлайн-отраслей;
  • главные «жертвы» 2020 года — онлайн-тревел и продажа билетов на мероприятия. 
Как выросли отдельные рынки сегмента:
  • онлайн-ритейл — 1968,4 млрд ₽ (+52% относительно 2019 года);
  • онлайн-трэвел — 335,5 млрд ₽ (-54% относительно 2019 года);
  • рынок услуг в интернете — 986,5 млрд ₽ (+22% относительно 2019 года);
  • рынок электронных платежных услуг — 1794 млрд ₽ (+34% относительно 2019 года).
Общий объём рынка розничных онлайн-продаж продовольственных товаров в 2020 году превысил 135 млрд ₽, что больше на 214%, чем в 2019 году. Прогноз оборота к 2025 году — более 1 трлн ₽. 

Важным событием для электронной коммерции стали поправки к Закону от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», которые установили возможность дистанционной продажи безрецептурных лекарств. При этом дистанционная торговля запрещена для препаратов, отпускаемых по рецепту, наркотических и психотропных лекарственных средств, а также для спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25%.

Разрешение онлайн-продажи безрецептурных лекарственных средств стало стимулом роста рынка онлайн-аптек: объём продаж вырос на 53% по сравнению с 2019 годом, достигнув 31 млрд ₽. По мнению аналитиков РАЭК, следующим шагом должна стать легализация онлайн-торговли рецептурными лекарственными средствами.

В 2020 году объем продаж онлайн-аптек составил 131 млрд.рублей (+53% относительно 2019 года). Стимул роста рынка — разрешение онлайн-продажи безрецептурных лекарственных средства.

Следующий шаг развития данного сегмента — легализация онлайн-торговли рецептурными лекарственными средствами.

Внутрироссийский рынок розничной B2C-торговли 2020 вырос на 78% по отношению к 2019 году по количеству заказов и составил 830 млн заказов. По прогнозам исследователей, среднегодовой темп роста рынка до 2024 года приблизится к 34%. Основными факторами роста рынка стали рост онлайн-продаж FMCG и увеличение количества потребителей (+10 млн новых покупателей).

2020 год можно назвать годом бума маркетплейсов в России. Собственные маркетплейсы открыли Детский Мир, Hoff, М.Видео – Эльдорадо, ВсеИнструменты.ру, Обувь России, СДЭК. Социальная сеть ВКонтакте запустила маркетплейс на базе каталогов товаров.

Число российских продавцов на AliExpress выросло в 7 раз (до 35 тыс.), на 25% вырос оборот локального сегмента, аудитория — 61 млн человек. Оборот Ozon вырос на 140% до 195 млрд ₽, количество выполненных заказов составило 73,9 млн.

Одним из самых «заметных» событий на рынке в 2020 году стало IPO Ozon на бирже NASDAQ.

Рынок онлайн-торговли между частными лицами (C2C) в 2020 году вырос на 87% за 1,5 года, что, по мнению аналитиков, обусловлено ростом аудитории покупателей, частоты продаж у продавцов и среднего чека.

Кроме того, аналитики отмечают фокус на экономику совместного потребления. Так, в 2020 года совокупный объем транзакций на шеринг-платформах составил 1,07 трлн. рублей (+39% относительно 2019 года). 

Хаб 4: «Инфраструктура и связь»

Объём инфраструктурного сегмента в 2020 году достиг 152,3 млрд ₽, его рост составил 20% по отношению к 2019 году.

Аналитики РАЭК отмечают следующие тренды сегмента:
  • рост востребованности облачных услуг;
  • рынок облачной инфраструктуры растет быстрее рынка SaaS;
  • в фокусе интереса — платформенные решения с набором инструментов для трансформации бизнес-процессов;
  • рост востребованности российских облачных сервисов у зарубежных заказчиков.
Как выросли отдельные рынки сегмента:
  • рынок доменов — 3,6 млрд ₽ (+2% относительно 2019 года);
  • рынок хостинга (кроме облачного) — 8,4 млрд ₽ (+4% относительно 2019 года);
  • рынок SAAS — 17,3 млрд ₽ (+14% относительно 2019 года);
  • рынок инфраструктуры (облачный хостинг, IaaS, PaaS и тд) — 123 млрд ₽ (+23% относительно 2019 года).
По прогнозу СЕ, к 2026 году количество подключенных домохозяйств в Европе вырастет до 202 миллионов, Россия останется на первом месте, а вот следом за ней уже будут страны, которые на данный момент являются аутсайдерами интернета — Германия, Франция, Соединенное Королевство и Италия. 

По данным Минцифры РФ и ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, объём информации, переданной через интернет (фиксированный+мобильный доступ) в России за 1-3 квартал 2020 года, составил 59,9 млрд Гб (+136,1% по сравнению с 1-3 кварталом 2019 год).

Трафик фиксированного интернета за указанный период вырос на 18% к 1-3 кварталу 2019 года, а мобильного интернета — на 48,6%. Дальнейший рост мобильного трафика может привести к снижению скорости мобильного интернета. По мнению аналитиков РАЭК, выходом является развитие сетей 5G.

По данным Ericsson Mobile subscription outlook 2020, 3,5 млрд — прогнозируемое число пользователей сетей 5G в 2026 году в мире (примерно 40% от общего числа мобильных абонентов). В 2020 году этот показатель равен 220 млн пользователей. В России активное внедрение 5G начнётся не ранее 2024 года.

По данным IDC, в Россию в 2020 году было импортировано 30,3 млн смартфонов (на 7,6% меньше, чем в 2019 году). Это наименьший объем поставок с 2017 года. После отмеченного в третьем квартале подъёма в четвёртом квартале последовал резкий спад. В пятёрку самых популярных среди россиян брендов входят Samsung, Honor, Xiaomi, Apple и Huawei.

Согласно данным iKS-Consulting, на 11% сократился рынок промышленного интернета вещей в России по итогам 2020 года. Восстановление ожидается не ранее 2024 года. Причины снижения: сокращение промышленного производства и бюджетов на цифровизацию.

Что касается российского облачного рынка, по оценкам РАЭК, его объём равен $1,7 или 125,3 млрд ₽. 

Среди трендов:
  • SaaS доминирует по объемам выручки, IaaS и PaaS — по темпам роста;
  • облака рассматриваются не только как инфраструктура, но и как платформа для трансформации бизнес-процессов;
  • публичные облачные сервисы для бизнеса доминируют на рынке облачных услуг. Потребительские ОХД-сервисы значительно проигрывают в востребованности и в объёмах рынка;
  • интерес к российским сервисам со стороны зарубежных компаний.
Домен .RU сохраняет свою позицию в ТОП-5 крупнейших национальных доменов. Количество доменов в 2020 году составило 4 965 610 (+0,2% по сравнению с 2019 годом).

Касательно регулирования инфраструктурного сегмента важным остаётся Закон об устойчивом интернете в России. Тем не менее, до сих пор не принят ряд необходимых для работы закона нормативных актов, а часть принятых актов уже сейчас требует переработки. Штрафы за нарушение закона были приняты в феврале 2021 года.

Хаб 5: «Медиа и развлечения»

Объём сегмента цифрового контента в 2020 году составил 123,4 млрд ₽, то есть хаб вырос на 44% относительно 2019 года.

Главные тренды сегмента, по мнению аналитиков РАЭК:
  • стриминговые видеосервисы обогнали кинотеатры;
  • игровая индустрия — самая прибыльная индустрия развлечений;
  • платная модель доминирует в структуре доходов;
  • рост конкуренции на рынке, связанный с появлением новых игроков (Сбер, Netflix, Spotify и др.);
  • производство собственного контента — один из основных инструментов борьбы онлайн-кинотеатров за аудиторию.
Как выросли отдельные рынки сегмента:
  • онлайн-видео — 19,4 млрд ₽ (+59% относительно 2019 года, с учётом подписок экосистем); 
  • онлайн-музыка — 8,4 млрд ₽ (+100% относительно 2019 года, с учётом подписок экосистем);
  • онлайн-игры — 90,2 млрд ₽ (+30% относительно 2019 года);
  • электронные книги — 5,4 млрд ₽ (+25% относительно 2019 года).
По мнению аналитиков, стриминг захватывает рынки развлечений: число подписчиков стриминговых видеосервисов в мире превысило 1 млрд человек. Российские пользователи провели 6,93 млрд часов в стриминговых сервисах в 2020 году. Лидеры — YouTube, MX Player, Twitch, YouTube Kids, «Кинопоиск». Пользователи сочетают платный и бесплатный просмотр, но число платящих пользователей продолжает увеличиваться.

Растёт и российский рынок видеоигр: его объём достиг 163,4 млрд ₽ (+35% к 2019 году). При этом 83,3% от всего объема рынка видеоигр приходится на модель free-to-play. Прогнозный объём российского киберспортивного рынка на 2020 год равен $28-29 млн. Среднегодовые темпы роста, по мнению аналитиков, составят 15% до 2024 года. 

Касательно книжной индустрии 10% выручки от всех книг, проданных в России, приходится на электронные и аудиокниги (в 2019 году — 7%).

Аналитики обращают внимание на тренды:
  • аудиокниги — основной драйвер роста;
  • самый быстрый рост — у подписных сервисов;
  • новые модели продаж (абонементы, аренда);
  • производство собственного контента;
  • независимая литература.
В мобильных приложениях российские пользователи потратили $1,33 млрд в 2020 году. Расходы относительно 2019 года увеличились на 25%. TikTok — лидер по числу установок, BOOM — по объёму платежей, а WhatsApp — по числу активных пользователей в месяц.

Число активных пользователей в социальных медиа в России в 2020 году достигло 64 млн (+30% относительно 2019). Количество сообщений уменьшилось на 8%, составив 1,2 млрд сообщений. 

По мнению аналитиков, трендами социальных медиа являются следующие:
  • заметный рост числа авторов Instagram, Youtube и Tiktok;
  • Instagram на первом месте по числу авторов;
  • ВКонтакте лидирует по объему контента;
  • лидеры по активности — Twitter, Facebook и ВКонтакте.
Что касается борьбы с пиратством, то объём рынка интернет-пиратства в России в 2020 году был равен $59 млн (около 4,4 млрд ₽), его падение составило 7% к 2019 году. В качестве одной из важных мер противодействия аналитики упоминают Меморандум о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав («антипиратский меморандум»), действие которого продлено до 1 августа 2021 года.

Регулирование цифровых платформ и требования к онлайн-контенту, по мнению аналитиков, стали главными трендами:
  • январь 2020. В Госдуму внесен законопроект о штрафах за пропаганду наркотиков в интернете. В июле законопроект прошел первое чтение.
  • май 2020. По инициативе АЮР на рассмотрение в Госдуму внесен законопроект о правилах самоконтроля для социальных сетей, обязывающий платформы выявлять и удалять нежелательный контент. Аналогичный законопроект также разрабатывается в Совете Федерации при участии Лиги безопасного интернета.
  • июнь 2020. Депутат Александр Хинштейн предложил законопроект, вводящий административную ответственность за неудаление запрещенного контента для хостинг-провайдеров. 
  • август 2020. В Госдуму был внесен законопроект о досудебной блокировке сайтов, пропагандирующих криминальную субкультуру, в том числе создание интернет-сообществ.
  • ноябрь 2020. Представлен законопроект, направленный на предотвращение цензуры в отношении российских СМИ со стороны интернет-платформ, в том числе зарегистрированных за пределами РФ. Принят в 3 чтении в декабре 2020 года.
Хаб 6: «Кибербезопасность»

Согласно исследованию «Экономика Рунета 2020-2021», объём рынка продуктов и сервисов кибербезопасности в России в 2019 г. превысил 17 млрд ₽. Прогноз роста до 2025 года — примерно 3% в год. 

Расходы на кибербезопасность в России в 2020 году увеличились на 25%. 

Аналитики РАЭК считают стимулами для роста расходов следующие факторы: 
  • рост числа угроз и активности киберпреступников;
  • начало периода реальных внедрений в области кибербезопасности КИИ;
  • ускорение реализации планов в 2020 году;
  • необходимость новых решений в новых условиях.
Вместе с тем на 94,6% увеличилось число преступлений, совершённых с использованием ИКТ в России в 2020 году. За 5 лет количество киберпреступлений увеличилось в 11 раз. Показатель раскрываемости в сфере киберпреступлений — 25%.

Отмечается недостаток кадров специалистов в сфере инфобеза: 18,5 тыс специалистов по информационной безопасности не хватает России по итогам 2020 года. Это на 5% меньше, чем в 2019 году, когда дефицит оценивался в 19,5 тыс. человек. До 40% специалистов по информационной безопасности занимают непрофильные должности.

Основная цель киберпреступников сегодня — данные. Ущерб бизнеса от утечек данных в 2020 году превысил 3 млрд ₽. «Утекло» около 100 млн записей персональных данных и платежной информации россиян. Наиболее пострадавшие индустрии, по мнению аналитиков РАЭК, это HiTech-индустрия, финансовая сфера и госсектор.

По данным исследования Microsoft Digital Civility Index 2020, 80% интернет-пользователей в России столкнулись с онлайн-рисками в 2020 году.

Российские пользователи ожидают позитивных перемен по таким направлениям, как:
  • 49% — защита персональных данных;
  • 48% — защита онлайн-репутации;
  • 45% — действия технологических компаний.
Россия входит в число стран с наиболее развитым законодательством в сфере информационной безопасности, наряду с Францией, Германией и Китаем. Тренд 2020 года — ужесточение законодательства в сфере обработки персональных данных.

Хаб 7: «Образование и кадры»

Среди основных трендов хаба «Образование и кадры» аналитики РАЭК называют следующие:
  • 150 тыс. — дефицит ИТ-специалистов по итогам 2020 года. К 2024 году потребность в ИТ-кадрах увеличится до 300 тыс. человек;
  • Москва и СПб — лидеры по количеству вакансий ИТ-компаний. В ТОП-7 также входят Новосибирская, Свердловская, Нижегородская области, Краснодарский край и Республика Татарстан. В среднем по России на одну активную ИТ-вакансию претендуют 3 кандидата;
  • рост спроса на ИТ-специалистов из регионов со стороны московских компаний. При этом зарплаты ИТ-специалистов из Москвы и регионов почти сравнялись;
  • трансформация HR: собеседования в формате видеоконференций, электронные трудовые книжки, легализация дистанционной занятости;
  • распространение режима самозанятых на все регионы. К концу 2020 года количество официально зарегистрированных самозанятых в России достигло 1,5 млн человек; 
  • разочарование дистанционным обучением.
По данным The Future of Jobs Report 2020, 85 млн рабочих мест исчезнут к 2025 году под влиянием автоматизации и роботизации процессов, 97 млн новых рабочих мест появится. Новые рабочие места появятся в таких сферах, как работа с данными, ИИ, разработка, робототехника, цифровая трансформация, кибербезопасность, Интернет вещей и автоматизация процессов.

В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ» в 2020 году:
  • более 60 тысяч абитуриентов выбрали ИТ-специальности при поступлении в вузы;
  • 500 тысяч специалистов прошли программы дополнительного образования по компетенциям цифровой экономики;
  • 850 школьников получили гранты за высокие достижения в области цифровых технологий;
  • более 38 тысяч человек получили возможность бесплатно повысить квалификацию на программах ДПО в рамках проекта персональных цифровых сертификатов; 
  • более 5 млн человек прошли обучение и оценку на онлайн-сервисе цифровой грамотности и ключевых компетенций.
Развитие проекта в 2021-2024 гг:
  • новый куратор проекта — Министерство цифрового развития РФ;
  • сокращение финансирования на период 2021-2024 гг почти в 2 раза;
  • укрупнение результатов с 34 до 7;
  • контрольные цифры приема в ВУЗы по ИТ-направлениям: 2021 год — 80 тыс. чел., 2022 год — 90 тыс. чел., 2023 год — 100 тыс. чел., 2024 год — 120 тыс. чел.;
  • задача №1 — обеспечение потребности рынка труда в специалистах в сфере ИТ и информационной безопасности, а также специалистах с цифровыми компетенциями. 
Крупнейшие игроки рынка вовлекают в обучение цифровым технологиям и программированию 500 тыс. человек ежегодно. Программы, разработанные крупнейшими технологическими компаниями, пользуются особым спросом, т.к. они сфокусированы на решении практических задач. 

54% российских предприятий и компаний перешли на удаленный режим работы полностью или частично. До весны 2020 года в удаленном режиме работало менее 1% из них. Почти половина (47%) респондентов считают, что дистанционный формат работы станет одним из общепринятых форматов занятости.

По экспертной оценке, объём российского B2C-рынка онлайн-образования по итогам 2020 года достиг 55-60 млрд ₽ (+30-35% к 2019 году). Самым крупным сегментом стало дополнительное образование для взрослых, заняв примерно половину рынка.

Тренды рынка:
  • выход российских компаний на международный рынок (Нетология, PuzzleEnglish, StudyFree, Алгоритмика, Учи.ру и др.);
  • интерес крупных технологических компаний (Яндекс, Mail.ru Group, Сбер) к EdTech;
  • развитие новых форматов обучения (мобильное обучение, микрообучение, сообщества и p2р-обучение, сочетание онлайна и офлайна);
  • использование технологий в образовательном процессе;
  • развитие b2b-сегмента.
Как отмечают аналитики, выручка от продаж — основной источник финансирования образовательных онлайн-проектов. Большинство онлайн-проектов создают образовательный контент для взрослой аудитории. 63% проектов в сфере онлайн-образования применяют технологии в образовательном процессе.

ТОП-6 направлений образовательного контента:
  • 20% — бизнес-навыки;
  • 14% — медиа, диджитал, маркетинг;
  • 11% — психология;
  • 10% — культура, искусство, творчество;
  • по 8% — детское развитие и языки.
Согласно исследованию Holon IQ, глобальные инвестиции в сферу EdTech в 2020 году составили $16,1 млрд. В России EdTech входит в ТОП-3 наиболее привлекательных ниш для инвестиций. 

Мобильное обучение становится одним из основных трендов онлайн-образования. Так, по данным ReportLinker, объём глобального рынка мобильного образования в 2020 году — $22,4 млрд, а к 2027 году может достичь $80,1 млрд.

Среди позитивных изменений законодательства аналитики РАЭК упоминают направление «цифровые образовательные сервисы» в составе «второго пакета» мер поддержки ИТ-отрасли, а среди негативных — поправки в Федеральный закон «Об образовании» о просветительской деятельности.

Источник: РАЭК

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.