Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2004
01 января 2004

(Не)требуются услуги?

ИКС: Новые широкополосные услуги для традиционного оператора — это выход из сложной экономической ситуации или просто веление времени, от которого никуда не деться? Это новая статья расходов или все же затраты на создание таких сетей перейдут в доходы от новых услуг? Прошу вас дать оценку настоящей и потенциальной востребованности широкополосных интерактивных услуг в России.

В. СПИРИН: Проблема не в доходах, а в том, что альтернативные операторы просто вынуждают традиционных заниматься этими направлениями, намереваясь занять нишу широкополосного доступа и закрепить за собой абонентов. Технопарк региональных сетей традиционных операторов изношен процентов на 90, состоит преимущественно из декадно-шаговых АТС — так что волейневолей его нужно менять.

ИКС: Альтернативные операторы действительно стимулируют «ЦентрТелеком»?

Б. ИГНАТОВ: Не могу так сказать. Руководство нашей компании видит перспективы в этом направлении деятельности. Более того, проведя маркетинговые исследования, мы обнаружили, что альтернативные операторы оказывают услуги такого качества, с которым не может мириться местная власть. Мы как традиционные операторы, на которых возложены большие государственные задачи, вынуждены в эту работу включаться. В конце концов, самое главное — это абонент, повышение качества предоставляемых ему услуг. Рынок большой, и места хватит всем.

В ходе дискуссии говорилось о снижении доходности телефонных услуг. Я не могу с этим полностью согласиться — есть и отдельные примеры роста. Народ в глубинке начинает просыпаться, работать, а значит, требуется связь, междугородный трафик растет. Тем, кто разводит свиней и коров, выращивает пшеницу, сегодня нужен не только телефон, но и Интернет, передача данных. Поэтому оператор в любом случае должен идти на определенный риск при развитии новых технологий и предоставлении новых услуг, опережая потребности абонента.

А. ГУРГЕНИДЗЕ: Создание современных мультисервисных сетей подразумевает, по крайней мере на магистральном уровне, установку столь мощных телекоммуникационных узлов, что оправдать затраты одной-двумя услугами невозможно. Это слишком дорогостоящие универсальные «станки» , которые могут выполнять любую работу. Службы маркетинга операторов должны прогнозировать спрос. Пусть мы ошиблись на первом этапе — у нас всегда должен быть второй, третий, четвертый «эшелон обороны» мультисервисных пакетов услуг. Только в этом случае можно говорить об окупаемости. Попытка оправдать затраты на строительство полноценной мультисервисной сети путем введения одной или двух услуг на сегодняшний день захлебывается практически у всех операторов.

В. СПИРИН: Компания «Вимком Оптик» провела исследования стоимости внедрения различных технологий на территории России, которые показали, что стоимость триединой услуги — видео, телефония и передача данных — колеблется в пределах $150 — 200 на абонента, вне зависимости от того, какая будет использована технология — кабельная, оптическая, DSL и т. д. Немного дешевле — беспроводная. Сложнее обстоит дело с Metro Ethernet, потому что компьютерный парк у населения очень малочисленный, а для того, чтобы преобразовать картинку из IP-сети в ТВ-формат, нужен setup-box, который в отсутствие массовых реализаций стоит $200 — 300. Как только объемы производства увеличатся, его стоимость значительно снизится. Кабельный модем два года назад стоил $250, сейчас — $30.

В. ЧУГАЕВ: Я бы убрал из триады рассматриваемых услуг видео, потому что кроме Москвы и Санкт-Петербурга больших рынков видеоуслуг для традиционного оператора не существует, пока нет достаточных доходов у населения. Расчеты, которые мы провели для традиционных операторов, показывают, что организация «видео по заказу» — слишком затратная часть работы.

ИКС: В последнее время операторы, прежде всего сотовые, стремятся «воспитывать» спрос, готовить абонента к восприятию и потреблению той или ной новой услуги. Не пойти ли по этому пути традиционным операторам?

А. ГУРГЕНИДЗЕ: Абоненты фиксированной связи, как показывают маркетинговые исследования, могут платить вдвое больше, но им никто не предлагает ничего такого, за что они действительно хотели бы заплатить.

Есть определенные экономические и социальные закономерности, которые позволяют прогнозировать спрос на новые услуги и товары в условиях полной неопределенности. Вне зависимости от характера услуги в течение 3-5 лет с момента ее выхода на рынок реально привлечь примерно 10% от ее потенциального рынка. Первичный «захват» 1%абонентской базы является коммерчески значимым и в последующие годы прирастает. Услуги с добавленной стоимостью, которые мы относим к мультисервисности, с той или иной степенью востребованности могут охватить порядка 30% общего объема абонентской базы и вряд ли больше в обозримом будущем. Говорить о том, что интерактивное видео придет в каждый дом в ближайшие годы, не приходится. Но наиболее передовой отряд абонентов (новаторы, первые пользователи и раннее большинство)заинтересован в новых услугах и готов ими воспользоваться. Мой прогноз:в ближайшие годы примерно 3-5%абонентской базы могут стать пользователями широкополосных мультисервисных услуг.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!