Rambler's Top100
Статьи ИКС № 3 2004
С. ПЕТРОВ  01 марта 2004

Проедаем больше, чем производим

—— «Рост без развития»—так говорят об отечественной экономике критики правительства. Установка президента на удвоение ВВП предполагает при любом раскладе повышение роли высоких технологий. Какой Вы видите проблему сквозь призму электронной промышленности?

Mr. X: Так же, как русский человек не может есть без хлеба, мировая экономика не может существовать без электроники. Уже несколько лет рынок электронных изделий планеты (в 2001 г. — $993 млрд, в 2004 г. — $1175 млрд)превышает сельскохозяйственный, автомобильный и нефтяной. Человечество каждый год покупает больше электронных приборов, чем съедает продуктов питания!У нас в стране пропорции пока другие. Из более чем миллиарда электронных компонентов 400 млн единиц —это процессоры к компьютерам, поставляемые двумя компаниями —Intel и AMD. Вся гражданская конечная электронная продукция, которая продается в России, импортная или произведена на основе импортных компонентов. А то, что страна потребляет больше куриного мяса и сахара, чем электроники, говорит о том, что мы проедаем больше, чем производим.

——Причина?

Mr. X: Общая для всей экономики страны. Перестройка, распад СССР, приватизация кардинально изменили ситуацию и в радиоэлектронной отрасли. Остановка производства радиоаппаратуры как военного, так и гражданского назначения привела к резкому сокращению выпуска электронных компонентов. Электронная промышленность лишилась рынка сбыта и за истекшее десятилетие почти полностью растеряла свой некогда огромный потенциал (МРП, МЭП, МПСС, Минприбор). Но на ее базе сформировалась современная, пусть пока и не мощная, отрасль, по своей организации соответствующая мировым аналогам. Она похожа на хлебопекарную, только крестьяне и фермеры выращивают другое «зерно»—микросхемы, в качестве «элеваторов и мукомольных комбинатов»выступают дистрибьюторы, а в роли «пекарей»—производители оборудования и продавцы готовой продукции. Производители (как и пекари)очень разные —от радиолюбителей - одиночек до огромных заводов и комбинатов.

——А хлеб, как известно, печет вся планета?

Mr. X: Товар интернациональный. Ни одна страна не производит всей номенклатуры изделий. Стремительное развитие электроники и вопросы экономики вынуждают производителей использовать мировой потенциал. Чтобы быть успешными производителями микросхем и оборудования, они (как и крупные потребители)рассеивают свои заводы по всему земному шару. Ибо зерно сеять и хлеб выпекать надо на плодородной почве. Производство электронной продукции сверхконкурентно, следовательно, рабочая сила должна обладать подходящей ментальностью, быть относительно дешевой и грамотной. Специалистов, находящихся на острие проблемы, мало, и их тоже приходится искать по всему свету. Даже мощная Intel (бюджет на научные исследования — около $$5 млрд)была вынуждена при разработке технологии 50 нм в микроэлектронике создать для решения технологических задач консорциум с привлечением ученых и технологов из 25 стран мира.

——Россия для транснациональных корпораций — весьма лакомый кусок.

Mr. X: Бесспорно, как, впрочем, и для отечественного производителя. Однако, чтобы изделие было конкурентоспособно, его себестоимость должна быть разумной. Сегодня все страны используют импортные компоненты. У нас привозное «зерно»— микросхемы — жутко дорожает. К его начальной цене, которая зависит от объема заказа, добавляются таможенная пошлина, НДС, «довесок»за извоз и еще один —за дистрибуцию. В результате стоимость компонента в России оказывается как минимум на 60% выше, чем в США. Но «хлеб»еще не испечен. Дорогое «зерно»мы перемалываем дорогими машинами. Производитель покупает паяльную и измерительную технику, материалы, тратит деньги на упаковку. Приобретаемое оборудование — импортное, да и отечественное, — больше чем вполовину дороже американского. Обычно микросхемы путешествуют по планете экспресс-почтой, которая точно в срок доставляет изделие в любую точку земного шара. Этим, несмотря на высокие тарифы, она себя оправдывает везде, кроме …России. У нас получить без проблем производственную посылку, пересланную через международные курьерские службы, практически невозможно. На таможне требуют от предъявителя столько бумаг, что операция теряет всякий смысл. А если все же удастся получить заграничное послание —не факт, что вложение окажется в сохранности. Например, когда мне доставили программатор, у него оказался сломан CD - диск на UPS.

——В чем же дело?

Mr. X: Не могу объяснить. Логика российского чиновника недоступна разуму. Так что пока услуги курьерской службы — не для России. Все нивелирует таможня, на которой, помимо всего прочего, два - три раза в год вводятся всяческие изменения, приводящие к невероятно долгим задержкам груза. Поэтому крупные российские производители в условиях жесткой международной конкуренции вынуждены идти в обход традиций: разрабатывать продукт здесь, дома, а выпускать за границей или уводить все производство и оптовую продажу в «тень».

——В такой ситуации имеет ли смысл говорить об экспорте?

Mr. X: Необходимо. И лучше делать это громко. Несомненно, наш рынок уже тесноват для тех, кто выпекает электронный «хлеб». Мы научились делать такие вещи, которые интересны остальному миру, и хотим их продавать, в том числе в США (там наиболее интересный и «вкусный»потребитель, цена выше). К сожалению, сейчас ситуация с продукцией нашей радиопромышленности удручающая. Приведу собственный пример. Наша компания, как дистрибьютор, уже 8 лет продает продукцию небольшой российской фирмы:электронные платы, популярные у русскоязычных специалистов во всем мире —от США до Китая. Цена плат у нас —720 у. е. В этом году один европейский заказчик решил их купить с соблюдением всех таможенных формальностей. После длительных расчетов производитель установил цену в 2200 у. е. О возврате НДС тогда не было даже речи. Мероприятие заняло 4, 5 месяца, и в итоге выяснилось, что разработчик/производитель «промахнулся»на 20 у. е.

——Иными словами, экспортная цена была установлена втрое выше российской, и фирма оказалась внакладе из - за кучи таможенных формальностей и прочих заморочек?

Mr. X: Да, поэтому и получил распространение «частный» извоз. Заинтересованные в нашей продукции зарубежные специалисты находят в России знакомых, которые покупают и доставляют им компоненты. Так поступают китайцы, бразильцы, американцы, немцы. Такие «курьеры»известны в русскоговорящем мире поименно.

——Но разумно ли отказываться от НДС?

Mr. X: Конечно, для производителя 18% —это хорошая премия, но получить ее сегодня нереально. Фискальные органы очень сердиты на экспортеров из - за того, что сторонние умельцы изловчились превращать НДС в доходный мошеннический бизнес (челночные рейсы пустой тары). Проверки занимают столько времени, что лучше отказаться от затеи заранее (себе дороже станет). Очевидно, что в таких условиях небольшая компания или предприниматель - одиночка не смогут экспортировать свою продукцию легитимно.

——Выходит, таможня душит внешнеторговую инициативу?

Mr. X: Переоценить негативное влияние таможенных правил на развитие отечественной электроники невозможно. Такие «проводники»государственной политики ставят барьеры на пути и экспорта, и импорта. В итоге мы имеем очень ограниченный объем производства аппаратуры, засилье импорта конечной продукции и ничтожную долю экспорта. Из - за высоких пошлин, НДС и всевозможных таможенных препон «хлеб»нашей выпечки сильно дорожает, главным образом из - за стоимости «зерна». Отечественный продукт неконкурентоспособен! Поднять с колен отечественную электронику можно лишь в том случае, если мы будем продавать свои изделия за рубежом.

—Так что же, по Вашему мнению, следует предпринять?

Mr. X: Мои предложения, наверняка, придутся не по вкусу господам из ВТО и Лэнгли. Но я убежден, что в случае их реализации Россия очень скоро перестанет быть сырьевым придатком мирового капитализма. Значительно повысится и конкурентоспособность вооружения, производимого ею. Итак, необходимо:
  • Отменить ввозные таможенные пошлины и НДС на все электронные товары (85 - я группа Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности).
  • Отладить механизм оперативной работы курьерских служб с импортными и экспортными грузами 85 - й группы.
  • Создать структуру (подобную Рособоронэкспорту)для продажи отечественной электронной продукции на внешних рынках. Не дело, когда производители сами продают свои изделия. Тут требуется профессиональный подход.

— Каково же место России в международном разделении труда в области электронной индустрии?

Mr.X: Нам необязательно самим «выращивать зерно ». Пусть занимаются те,кто уже поднаторел в этом.Мы проигрываем китайцам и всем «тиграм» по стоимости рабочей силы, занимая среднее положение между дорогой Европой и дешевой Азией. Наша ниша — производство конечной электронной продукции на малозатратных заводах (что практически нереально)или разработка и производство самой современной и,соответственно, самой дорогой электроники. У россиян есть несомненное преимущество перед Юго-Востоком. Никогда не догадаетесь, какое!

—?!

Mr.X: Благоприятная экология: нет избыточной влажности и жары. Следовательно, у нас идеальный климат для сборки плат, особенно для паяльных работ. Так что нужно активно создавать сборочные цеха. В этом плане интерес других стран к России несомненный.

—А не ущемляет ли подобное отношение к России наше национальное достоинство?

Mr.X: А что же делать? Среди наших бед — колоссальная утечка «мозгов » на Запад. Плюс наплевательское отношение к делу отличных, по сути, специалистов.

— Ну не всех.


Mr.X: Всех поголовно!

— Как же переломить ситуацию?


Mr.X: Видимо, нужен какой-то сильный стимул, что-то вроде национальной идеи. Но чтобы ее создать, государство должно очень постараться.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!