Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2008
Лилия ПАВЛОВА  16 июня 2008

ТВ-интерактив: начало новой битвы?

На близком к насыщению столичном рынке широкополосного доступа в Интернет конкурентная борьба выходит на новый виток. Операторы технологически разных сетей доступа делают ставку на ТВ с интерактивными сервисами.

Как уVODят абонентов

В мире наиболее распространены три технологии широкополосного фиксированного доступа в Интернет – по медным телефонным кабелям (ADSL), с использованием гибридных волоконно-коаксиальных сетей кабельного ТВ (HFC/DOCSIS), через волоконно-оптические сети, проложенные до дома (FTTH). В Европе доминирует ADSL-доступ, в Азии – ADSL и FTTH, в США – HFC. На московском рынке «цветут все цветы»: «Комстар-Директ» (СТРИМ) предоставляет доступ по ADSL; АКАДО – по DOCSIS; «Центел» (QWERTY), «Корбина Телеком» и масса менее крупных провайдеров – по FTTH… На практическом форуме IPTV-2008 (организатор AHConferences) встретились представители всех трех технологических течений. Участники обменялись опытом, как выжать из своей «широкой полосы» максимум сервисов, чтобы привлечь и удержать абонентов (и, соответственно, не поделиться ими с товарищами).

АКАДО сменит приоритеты

Оператор кабельного телевидения АКАДО к 100 каналам цифрового ТВ прилагает высокоскоростной безлимитный доступ в Интернет, цифровую телефонию и эфирное радио. При этом в структуре продаж компании «чистое» КТВ составляет лишь 1/3, а наиболее востребованным оказался пакет double play (Интернет+ТВ). Как отметил Р. Кузьмин (АКАДО), сегодня для большинства операторов КТВ, предоставляющих услуги double play или triple play, телевидение не является основной услугой – ставка делается на широкополосный доступ в Интернет. «Однако мы абсолютно уверены, что уже к середине этого года проникновение Интернета в Москве достигнет насыщения (60%) и на этом участке столичного рынка активная экспансия прекратится, – сказал он. – Большинство операторов – мы точно! – перейдут к стратегии продвижения в первую очередь ТВ, а во вторую – Интернета. К ТВ мы будем бонусно предлагать Интернет, в то время как сейчас большинство (и мы в том числе) делают наоборот».

В «сервисном выражении» эта смена стратегии компании должна проявиться уже с августа 2008 г., когда АКАДО планирует приступить к запуску в своей сети ряда интерактивных ТВ-услуг, начиная с VoD. Компанию не смущает, что подобные услуги в Москве уже не один год предоставляют другие операторы. «Мы считаем, что услуга VoD недостаточно раскручена, и намерены позиционировать себя как лидера услуги VoD и вообще интерактивных сервисов в Москве», – заявил Р. Кузьмин.

«Стрим-ТВ» не намерен уступать

«Стрим-ТВ», в чей адрес прозвучал упрек в «нераскрученности» VoD, предложил эту услугу своим столичным абонентам еще в 2006 г. Как известно, на рынок платного вещания этот оператор сети ADSL вышел с услугой IPTV первым в России. В настоящее время в «Стрим-ТВ» (Москва) услугой VoD постоянно пользуются 10–15% подписчиков компании. Как отметил В. Шуб («Система Масс-Медиа»), хотя рынок интерактивных услуг растет быстрее, чем платное ТВ в целом, в среднем в мире он составляет лишь 5,3% рынка платного телевидения: интерактивные услуги требуют времени для продвижения, но с годами их доля в выручке возрастает (по прогнозам PricewaterhouseCoopers, к 2012 г. в соотношении ТВ/VoD доля VoD достигнет 30%). И «Стрим-ТВ» в качестве одного из основных направлений роста рассматривает интерактивность – и «классический» VoD (покупка телевизионных фильмов), и набирающий популярность сервис time shifted TV (возможность посмотреть пропущенную телепередачу в удобное время), и всевозможные варианты веб-ТВ. «Собственно платное ТВ или IPTV в качестве отдельно стоящего феномена уже не так интересно рассматривать, – заметил В. Шуб. – Любой оператор double play или triple play автоматически получает конкурентное преимущество перед монооператором».

Согласившись с коллегой-конкурентом, что технологическим и маркетинговым драйвером дальнейшего развития сетей triple play является ТВ с интерактивными сервисами, В. Шуб усомнился в перспективности HFC/DOCSIS: «К сожалению, эта технология становится неконкуренто-способной по отношению к широкополосному IP-доступу. Она, конечно, будет развиваться на тех рынках, где есть мощные унаследованные HFC-сети: в Америке, Европе и, наверное, в части Юго-Восточной Азии. Но Россия свой исторический шанс по массовому строительству таких сетей, который был дан в 90-х, упустила, и технология опоздала».

С этим, разумеется, не согласились представители АКАДО.

Qwerty пойдет через медиапортал

В. МирошниченкоПуть к абоненту через веб начал прокладывать в этом году «Центральный Телеграф», оператор сети FTTH Qwerty. Как отметила В. Мирошниченко, начальник программного отдела «Центрального Телеграфа», компания рассматривает этот шаг как один из действенных способов привлечения и удержания абонентов. «Сейчас рынок широкополосного доступа проходит тот этап, который раньше прошла мобильная связь: нет ценовых войны, все успокоились, зарабатывают на сервисах добавленной ценности, – констатирует В. Мирошниченко. – В условиях стабильного состояния рынка оператор широкополосного доступа должен предлагать дополнительные сервисы. Мы видим, как возрастает влияние социальных сетей, растет и количество пользователей, которые хотят получать развлекательный контент в Интернете, поэтому построение такой площадки очень важно для оператора».

Медиапортал должен предоставить абонентам набор различных сервисов под единым брендом оператора – бесплатных, для организации и поддержки комьюнити (блоги, фотосервис, видеосервис, игровой портал, радио), и платных, основанных на продаже цифрового легального контента (магазины мини-игр, по продаже фильмов, музыки, медиафайлов, аудиокниг, караоке, возможность платного VoD на экране компьютера, заказ видеосервисов на платной основе).

Платные сервисы, по прогнозам компании, должны пользоваться спросом в силу общей тенденции роста электронных продаж. Так, в 2006 г. онлайн-продажи музыки увеличились почти в два раза по сравнению с 2005 г. и составили не менее $30 млн (10% всего российского музыкального рынка); в 2007 г. в России лицензионного ПО продано через Интернет на сумму $50–70 млн. По прогнозам J'son & Partners, к 2010 г. онлайн-продажи цифрового контента составят 50% общего объема рынка, оцениваемого в $4,8 млрд. По некоторым прогнозам, в ближайшие пять лет ожидается резкий подъем электронных продаж – до 25% от общей суммы реализации лицензионной продукции. Есть на этом пути и определенные риски – пиратство, «невнятные» бизнес-модели, отсутствие здоровой ценовой конкуренции, отсутствие мотивации у потребителя, издержки на рекламу и маркетинг. По мнению В. Мирошниченко, рисков может быть и больше, ведь «никто еще до конца не прощупал наш рынок – как это будет работать, и ни один из операторов, запустивших подобный ресурс, пока не может полноценно оценить его коммерческую эффективность, поскольку такого рода проекты требуют как минимум трехлетнего периода для понимания, насколько хорошо данный ресурс работает и какие приносит доходы».

В настоящее время на медиапортале запущены бесплатные сервисы – игровые, фотосервис, блогосфера, готовится к запуску радио. На очереди – сервисы платные, причем драйвером продаж и здесь признается возможность платного заказа фильмов из библиотеки VoD.

По предварительным расчетам, продажи лицензионного контента через медиапортал вначале будут невысокими и пользоваться ими будет не более 2–3% от общего числа абонентской базы; далее показатель начнет повышаться – до 25% покупок цифрового контента на портале оператора. «По самым скромным прогнозам, в первый год абоненты ежемесячно будут покупать порядка восьми единиц цифрового контента, – сообщила В. Мирошниченко. – Потом – больше, и если сейчас ARPU оператора широкополосного доступа на московском рынке составляет в среднем $18, то при благоприятном развитии событий этот показатель может достичь $40».

. . .

Ценовые войны на столичном поле интернет-доступа утихают, и цифровое ТВ, дополненное интерактивными услугами, становится для операторов главным источником повышения ARPU.

Гонка началась – и уже в конце этого года мы сможем оценить итоги ее первого этапа. А некоторые – измерить собственным кошельком.

«ИКС» об IPTV. 2008: № 6, с. 30, № 3, с. 31; № 2, с. 28, № 1, с. 28; 2007: № 11, с. 60; № 10, с. 20; № 3, с. 18; № 1, c. 29; 2006: № 7, с. 70; № 5, с. 82; № 3, с. 40–57; 2005: № 10, с. 15; № 8, с. 22–54
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!