Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2008
Наталия КИЙ  09 июня 2008

Пробка национального масштаба

Транспортный кризис уже накрыл крупные и средние российские города и пригородные трассы. Выразился он не только в пробках на дорогах, но и в росте ДТП, где за каждым процентом не одна человеческая жизнь и, если угодно, не один миллиард рублей. Ключ к решению проблемы – интеллектуальные транспортные системы – своего рода камертон отношения государства к человеку.

ИТС – это комплексные системы информационного обеспечения и управления на наземном транспорте, основанные на применении информационных и телекоммуникационных технологий и методов управления. Треть затрат на создание ИТС приходится на системы связи. Поэтому первый отечественный форум по интеллектуальным транспортным системам был приурочен к выставке «Связь-Экспокомм».

Аббревиатура «ИТС» знакома далеко не всем отечественным специалистам. А в развитых странах термин ITS давно в обиходе у транспортников, связистов и айтишников: первый европейский ITS-форум состоялся в Берлине еще в 1996 г., когда мегаполисы мира начали захлебываться от взрывного роста автолюбителей и грузовых потоков. «Там» государство задумалось о людях на дорогах, а бизнес, как всегда, подсчитал деньги и сделал выводы о целесообразности «интеллектуализации» транспорта.

Чему служат ИТС?

Комфорту участников дорожного движения, а если проще и жестче – их безопасности. АСУ способна не только контролировать движение в реальном времени, рационально распределить транспортные потоки, но и уберечь от крутого виража, превышения скорости и предупредить об опасном участке. А еще автоматизированная система мониторинга и контроля автотранспорта гарантирует нарушителю неотвратимость наказания, как говорится, на пальцах (с помощью фото-, видео- и телеметрии), доказывая: «нарушаем…».

Добавьте к этому снижение материальных и финансовых издержек, информирование участников дорожного движения о транспортной ситуации, возможность не только ликвидировать, но и предотвратить дорожный коллапс, а также улучшение экологических условий на автомагистралях (обязательный сегодня аргумент) – и вопрос «да кто ж от такого счастья откажется?» превратится в риторический. Но не тут-то было.

На нулевом уровне

– столь строго оценивая состояние и развитие комплексных ИТС в нашей стране, мы практически не кривим душой. Достаточно в центре Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска утром или вечером выглянуть из окна офиса, а в выходные оказаться на загородном шоссе. Об этом свидетельствуют и практики.

НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры имеет печальный опыт создания ИТС для родного Санкт-Петербурга, города с почти 5-миллионным населением, где на тысячу жителей приходится 245 автомобилей, количество маршрутов наземного транспорта и светофоров приближается к тысяче, а грузооборот порта к 2015 г. должен вырасти на треть. Пользоваться «благами» ИТС могли бы не только жители и гости города, но и транспортные предприятия, службы городского хозяйства (коммунальщики, дорожники, аварийщики, энергетики), службы ГОЧС, патрульные и контролирующие службы, «скорая», автохозяйства коммерческих предприятий… С момента, когда в Северной столице задумались о комплексной системе информационного обеспечения и управления наземным автомобильным транспортом, а попросту – об устранении заторов на дорогах и оптимизации движения, прошло пять лет. По словам замдиректора НИПИ ТРТИ Е. Ноговой, воз и ныне там.

У того обстоятельства, что комплексные ИТС «не идут» не только в Питере, но и в других городах, несколько причин. Во-первых, ИТС – крайне сложны технически (включают до 8 групп сервисов), а грамотность и заинтересованность потенциальных заказчиков, по словам Е. Ноговой, оставляет желать лучшего. Во-вторых, применение ИТС не позволяет обеспечить возврат бюджетных средств, несмотря на ощутимый, но трудно просчитываемый экономический эффект. В high-tech-сфере хорошо знают, что эффект от большинства ИТ-систем просчитать трудно. Транспортники и городские власти тем более в сомнениях: снижение затрат времени пассажиров гортранспорта на 15%? автомобилистов на 10%? сокращение расходов топлива на 5%? рост собираемости платы за проезд на 15%? капвложения в несколько миллионов рублей? срок окупаемости 3 года?..

Статистика аварийности,
по данным ГИБДД за 2007 г.


– произошло 233 809 ДТП

– погибло 33 308 человек

– с участием детей 23 851 про-исшествие

– погибло 1 116 детей

Рост числа ДТП за год – 2%.

Ущерб – 400 млрд руб.
А стоит ли овчинка выделки? «Городская ИТС не дает прямой отдачи, это социальная система, как и повсюду в мире», – считает Е. Ногова. Только с помощью подсистемы электронных платежей, по ее мнению, можно получить отдачу, «по полкопейки от каждой транзакции». Впрочем, другие специалисты, например Н. Шиманский из компании «А.Рустел» и В. Полторацкий из «М2М телематика», видят в ИТС инструмент для сбора платежей за проезд по платным магистралям, чему есть немало примеров на зарубежных автострадах.

В-третьих, внедрение ИТС встречает прямое и скрытое противодействие. «Не все хотят, чтобы плачевность ситуации на дорогах стала еще очевидней. Поэтому работы по ИТС в Петербурге были сознательно сорваны, – комментирует Е. Носова и посылает новый тревожный сигнал: – расходы на интеллектуальные транспортные системы в олимпийском Сочи не предусмотрены». То есть одна российская беда, как костыль, поддерживает другую.

Такую задачу национального масштаба с привлечением множества ведомств и частного бизнеса может решить только государство. Так что же –

ударим национальной программой по российской беде?

По мнению экспертов, у российских транспортников есть выбор: закупать ИТС за рубежом и адаптировать их к российским условиям – национальным особенностям участников движения и «трехмерным» дорогам. «В России был и есть серьезный опыт создания базовых подсистем, пик которых пришелся на 70–80-е годы. В ту пору в сфере автоматизированного управления пассажирским транспортом мы были впереди планеты всей, у нас учились», – вспоминает Е. Ногова. – Обидно до слез. Надо наверстывать упущенное. Да, мы не умеем делать автомобили и компьютеры. А компоненты ИТС умеем. Терять этот шанс обидно».

Чтобы серьезно заняться созданием отечественных интеллектуальных транспортных систем, нужна единая техническая политика и координация действий на федеральном уровне. Сфера регулирования транспорта в городах сейчас выведена из-под транспортного ведомства. По мнению специалистов, необходима разработка национальной архитектуры ИТС, принципов взаимодействия с операторами связи, создание и обновление стандартов ИТС, методические материалы, типовые ТЗ… Иными словами, требуется целевая программа развития интеллектуальных транспортных систем в России до 2020 г. Пробный камень на ИТС-форуме-2008 брошен, название придумано, «низы» заинтересованы. «Верхи» (Минтранс и ГИБДД), не откликнувшиеся на приглашение к участию в дискуссии форума, пока молчат. Зато говорят зарубежные эксперты, с одной стороны, добавляя аргументы в копилку ИТС, с другой – продвигая зарубежные технологии и называя это «передачей технологий вместо изобретения велосипеда».

На информационных транспортных системах можно заработать?

 Справка «ИКС»

SIMBA – европейский сетевой проект в области интеллектуальных транспортных систем, полностью финансируемый Европейской комиссией. Действует с 2006 г. Объединяет 11 партнеров из Европы (4 компании), Китая (3), Индии (2), Бразилии и Южной Африки (по 1). Осуществляет обмен технологиями между разными странами, предоставляя своим членам исследовательские программы, помогая в определении приоритетов развития.

В 2008 г., на втором этапе развития проекта, к нему присоединяются четыре представленные в России компании (Ertico, Pair, GLONASS, Altea).
А. Вайсс, представляющий интересы компании Altea-Ertico и международного проекта в области ИТС под названием SIMBA, взялся развеять заблуждение некоторых российских коллег, что интеллектуальные транспортные системы – исключительно затратная сфера деятельности.

Он подтвердил, что на уровне общественного использования эти системы финансируются государством, которое обязано служить своим налогоплательщикам. Однако ИТС-сервисы открывают простор для частного предпринимательства и таким образом позволяют «отбить» инвестиции.

Например, eCall – услуга так называемого первого, общественного, уровня обеспечивает бесплатные экстренные вызовы с места ДТП и определение местоположения пострадавшего объекта. Такой бесплатный сервис особенно важен где-нибудь в безлюдном месте, на шоссе. Он активно используется не только в Европе, но и в Бразилии, Индии, Китае и Южной Африке.

А вот модифицированный eCall+ – уже не просто платная услуга, а передовая модель бизнеса для современных приложений, которая тестируется в нескольких странах мира. Информация та же, что и в eCall, но используется она для других целей и предоставляется небезвозмездно. Например, bCall – вызов помощи и сообщение о поломке автомобиля, tCall – сигнал об угоне машины, также есть возможность отслеживания экологической ситуации в городе в реальном времени, регулирования на транспорте, мониторинга трафика и пр. Пилотные проекты подобных коммерческих систем начнут действовать в Бразилии и Индии.

Поскольку Россия в 2008 г. присоединилась к проекту SIMBA, вероятно, у нее тоже могут появиться возможности не только потратиться на интеллектуальные транспортные системы, но и заработать на них.

Так кто кому больше нужен? России – некая SIMBA или этой самой SIMBA нужна Россия с ее миллиардным рынком и простором для «пилотов»? У нас осознали необходимость коммерциализации самых амбициозных из державных проектов. «К 2013 г. продажи GPS-чипсетов превысят 1 млрд штук. Такие объемы продаж позволят производителям модулей наращивать свои доходы. Уже к концу 2008 г. средняя стоимость GPS-чипсета не будет превышать $3,5–4», – напоминают себе и рынку руководители РНИИ космического приборостроения, ответственного за ГЛОНАСС и его врастание в рынок. Частно-государственное партнерство АФК «Система» («Ситроникс» и «Концерн РТИ «Система») и Роскосмоса (ФГУП РНИИ КП) выразится в создании ОАО «Навигационно-информационные системы», которое займется разработкой и производством СБИС ГЛОНАСС/GPS нового поколения, массовой навигационной аппаратуры и оказанием услуг на их основе. Применение навигационных приложений глобальной российской системы в интересах ИТС, в частности мониторинга транспортных средств для региональных, муниципальных и корпоративных нужд, охранно-поисковых систем, систем высокоточного спутникового позиционирования, в том числе людей и животных, – одно из направлений коммерциализации и ГЛОНАССа, и интеллектуальных транспортных систем. РНИИ КП сообщает о планах реализации проектов по созданию корпоративных систем мониторинга транспортных средств в Заполярном филиале «Норильского никеля» и на Почте России, внедрения ГЛОНАСС/GPS-оборудования в серийные отечественные автомобили – ВАЗ, ГАЗ, КамАЗ.

ИТС + навигация

– бизнес хорошо чувствует эту золотоносную синергическую жилу и готов оснастить участников дорожного движения средствами определения местоположения. Российская группа компаний SPIRIT Telecom экспонировала на выставке «Связь-Экспокомм-2008» 24-канальный ГЛОНАСС+GPS-приемник DuoStar-2000. По словам представителя компании К. Авраменко, этот двухмодовый навигационный приемник пользуется спросом за рубежом и в России. Сомнения специалистов ИТС-форума вызвали показатели быстрого и «холодного» старта – соответственно 30 и 4 секунды. «Откуда данные по холодному и горячему старту? В мире холодный старт измеряется в минутах, в лучшем случае – 40 секунд», – удивлялись из зала. К. Авраменко заверил: ни ошибки, ни преувеличения нет – данные соответствуют действительности.

«М2М телематика» представляла в «Экспоцентре» абонентский терминал М2М-Cyber GLX (GSM/ГЛОНАСС/GPS), предназначенный для работы в составе автоматизированной системы мониторинга и управления транспортом, а также региональный навигационно-информационный комплекс – как элемент ИТС. На ниве безопасности дорожного движения о себе заявили швейцарская ASCOM и американская компания NAVTEQ, поставщик цифровых данных для автомобильных навигационных систем.

. . .

При всей амбициозности ИТС-планов и провальной ИТС-реальности пока непонятно, согласуются ли цели и задачи игроков этого рынка с созданием единой информационно-аналитической системы и, более того, единого информационного пространства в транспортном комплексе, о котором не раз писал «ИКС» (см. № 6'2006 и № 6'2007, с. 18–19).

«Трехмерность» российских дорог и «временны’е дыры» пробок не ощутили на себе разве что чиновники самого высокого ранга. Как заработать на тех или иных дорожных потребностях – в России себе представляют. Важно сложить эти паззлы в картинку общественных (читай – человеческих) и бизнес-интересов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!