Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2005
01 февраля 2005

«ТрансТелеКом»: рынок взрослеет

– Как бы вы охарактеризовали современные тенденции развития рынка дальней связи в России и позиции ЗАО «Компания ТрансТелеКом» на этом рынке?

– Современный рынок дальней связи становится все разнообразнее и работать на нем все интереснее. Стратегия ЗАО «Компания ТрансТелеКом» изначально ориентировалась на новые составляющие дальней связи, и сегодня мы занимаем лидирующие позиции в этих сегментах.

– Как вы оцениваете плотность конкурентной среды на российском рынке дальней связи, возможность появления на нем новых фигурантов?

– Во-первых, плотность конкурентной среды не может быть однородной по всей территории страны. Районы с более высоким развитием экономики требуют больше услуг связи. Так, практически все крупные города России с населением свыше 100 тыс. человек уже имеют соединения по оптическому кабелю, причем часто от разных операторов. Соответственно, конкурентная среда в них более развита. На мой взгляд, это положительный момент: потребители получают более широкий спектр услуг и большие возможности для удовлетворения своих телекоммуникационных нужд. Таким образом, появление новых игроков на рынке дальней связи вероятно и целесообразно в регионах с более высоким уровнем развития.

Во-вторых, сегодня, когда бурно развиваются новые сервисы, ни один оператор не в состоянии охватить весь их спектр, так как это связано не только с определенными инвестициями, но и с пониманием работы иногда очень специфических сегментов рынка. Именно поэтому мы предоставляем в аренду каналы или предлагаем IP VPN другим операторам, которые на основе наложенных сетей могут быстро развить свои виды услуг без необходимости долгосрочных инвестиций в инфраструктуру. И это тоже один из факторов появления новых игроков на рынке услуг дальней связи.

В-третьих, если говорить об операторах наземных волоконно-оптических сетей, то на сегодняшний день есть два крупнейших оператора – холдинг «Связьинвест» и ЗАО «Компания ТрансТелеКом», каждый из которых эксплуатирует около 50 тыс. км ВОЛС. Мы очень внимательно следим за строительством новых линий, и могу с уверенностью сказать, что из 1100 городов России не более 600 имеют соединения по оптике, при этом более чем в 300 из них присутствует только один из вышеназванных операторов. Это лишний раз свидетельствует о том, сколько еще предстоит сделать в нашей стране, чтобы обеспечить потребителям должный уровень доступа к современным услугам дальней связи по конкурентным ценам. Проблема, однако, в том, что в большинстве таких городов число жителей невелико и тянуть к ним оптические кабели каждому оператору не всегда рентабельно. Именно поэтому операторы физических сетей являются не только конкурентами, но и партнерами в целом ряде регионов.

– Какие основные проблемы стоят перед вашей компанией как оператором транзитной сети? Их решения?

– Сегодня понятие транзитной сети применяется в отношении сетей, оперирующих голосовым трафиком, поэтому я бы говорил о магистральной сети, понятие которой шире и более принято в международной практике. Если говорить о проблемах магистральной сети ЗАО «Компания ТрансТелеКом», то основной вопрос для нас – это необходимость повышения ее пропускной способности. Дело в том, что, как уже отмечал, основной фокус нашей компании направлен на предоставление новых сервисов или канальной емкости для таких услуг. Как известно, доля доходов альтернативных операторов в общем объеме услуг связи в нашей стране уже превышает 60%. И 8 лет назад, когда мы только начинали строить нашу сеть, представить себе такое казалось невероятным. Таким образом, спрос на наши услуги превысил наши начальные расчеты. В этом году мы начали реализацию DWDM-проекта, которому по потенциалу не будет равных в России. Наши оценки показали, что простое умощнение существующих SDH-систем лишь бы затянуло решение существующих проблем и в конечном счете оказалось бы экономически неэффективным. Поэтому мы выбрали DWDM-технологию. Кроме того, внедрение систем передачи мирового уровня позволит нам выйти и на международные рынки.

– Как менялись приоритеты в маркетинговой и технической политике вашей компании в последние 3-4 года и почему?

– В условиях динамично развивающегося рынка любая компания должна менять свои приоритеты в соответствии с требованиями окружающей конкурентной среды. Что касается ЗАО «Компания ТрансТелеКом», то изменения в приоритетах для нас были связаны еще с начальным этапом выхода нашей компании на телекоммуникационный рынок. Очевидным фокусом в маркетинговой политике на этом этапе стало для нас предоставление услуг аренды каналов на транспортном уровне SDH-сети как наиболее простой услуги. Позднее мы построили IP-сеть и внедрили услуги интернет-доступа, начали работать со многими операторами IP-телефонии, предоставлять услуги IP VPN. Как видите, мы последовательно наращиваем объем услуг, основанных на IP-платформе. Это общая тенденция в мировых коммуникациях, и ЗАО «Компания ТрансТелеКом» стремится идти в ногу с последними достижениями в нашей отрасли.

– Кто является клиентами вашей компании и какие маркетинговые и технологические решения вы используете для ее расширения?

– Подавляющая часть наших клиентов – это новые операторы связи. В своей долговременной стратегии мы также ориентированы на корпоративный сектор, и число таких клиентов быстро увеличивается во всех отраслях экономики и сферах государственного управления. Помимо широких географических возможностей (более 950 точек доступа в 71 регионе страны)наши клиенты получают новые виды услуг, возможность выбора их оптимального сочетания в зависимости от собственных задач, гарантии и контроль качества их предоставления. Как вы понимаете, я говорю об услугах IP VPN, потенциал расширения которых далеко не исчерпан, и я уверен, что нам еще будет чем приятно удивить наших существующих и будущих клиентов.

– Какие из реализованных вашей компанией проектов считаете наиболее удачными? В чем их особенность?

– Клиентами ЗАО «Компания ТрансТелеКом» являются несколько сотен операторов, коммерческих предприятий и организаций органов государственного управления. Среди наиболее удачных я хочу назвать проект, реализуемый вместе с Министерством образования и науки РФ, по подключению высших учебных заведений к общеобразовательной сети. На сегодняшний день ею пользуются уже более 40 университетов. Аналогичным проектом, имеющим важное значение для будущего страны, является подключение Суперкомпьютерного центра Российской академии наук к общеевропейской сети GEANT. Его особенность в том, что для проведения расчетов в современной науке одновременно задействуются огромные вычислительные мощности в разных странах мира. При этом для обмена информацией в реальном масштабе времени между суперкомпьютерами необходима очень высокая пропускная способность каналов связи. Как раз это мы и обеспечиваем в данном проекте совместно с австрийским оператором UTA Telekom.

– Какие технологии и оборудование каких производителей используются на сети вашей компании?

– Сеть ЗАО «Компания ТрансТелеКом» реализовывалась по единому проекту и на основе проверенных технических решений от ведущих поставщиков телекоммуникационного оборудования. Кроме того, важно, что сеть построена в очень короткие сроки – всего за 3 года. Транспортный уровень SDH-сети использует оборудование Lucent Technologies, IP-сеть построена на оборудовании Cisco, DWDM-оборудование нам поставляет Huawei Technologies. Оптический кабель произведен на нашем совместном предприятии «Трансвок» вместе с компанией Corning, которая являлась и поставщиком оптического волокна. По своей однородности сеть ЗАО «Компания ТрансТелеКом» является уникальной для нашей страны, особенно с учетом ее масштаба. У нас отсутствуют проблемы, характерные для многих российских операторов, которые используют разнородное оборудование, приобретенное в разные годы от разных поставщиков.

– Как, на ваш взгляд, влияет внедрение новых технологий (в частности, DWDM) на общую картину рынка магистральной связи?

– Внедрение DWDM-технологий, по моему мнению, приведет к укреплению позиций операторов существующих волоконно-оптических сетей. Дело в том, что фактически исчезнет возможность ценового давления на них со стороны потенциальных новых игроков. Огромный запас по емкости позволит предложить лучшую цену крупным потребителям. В результате конкуренция сместится в область «неценовых» факторов, в сторону предоставления услуг более высокого качества, дополнительных сервисов и т. п. С другой стороны, бы предостерег от чересчур больших ожиданий в снижении цен на внутреннем рынке. Всякое снижение цен должно компенсироваться большим объемом потребляемых услуг, иначе произведенные инвестиции не окупятся и в более тяжелом положении могут оказаться как раз новые фигуранты.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!