Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7-8 2008
Вениамин ИВАНОВ  28 июля 2008

Эволюция технологий: от мэйнфреймов к автоматической виртуализации

История дата-центров подтверждает, что эволюция идет по спирали. Причем в данном случае старое опять становится новым, не успевая даже хорошо забыться.

Вениамин ИвановКонцепция ЦОДов 70-х годов, называвшихся тогда вычислительными центрами, очень напоминала нынешнюю. Конечно, возможности самих компьютеров за прошедшие годы изменились кардинально, но общие требования к построению дата-центра остались практически неизменными. Машинный зал представлял собой отдельное помещение (в идеале с ограниченным доступом) с фальшполом и фальшпотолком, где проходили жгуты кабелей, с системами кондиционирования и бесперебойного электропитания. Вычисления были централизованными, т.е. в ВЦ был один мэйнфрейм, на котором одновременно можно было решать несколько задач и выдавать результаты на пользовательские терминалы. Иногда таких компьютеров было несколько и для обеспечения бесперебойной работы они связывались между собой сетью.

 

Но мэйнфрейм – это дорогая машина, она по карману только крупной и богатой организации. Аутсорсинга вычислительных услуг тогда не существовало, а небольшие предприятия, которым так же, как и крупным, для ведения бизнеса нужны были вычислительные мощности, требовали более дешевого решения своих проблем. Поэтому начался переход от дорогих многозадачных систем к малым машинам, миниЭВМ, а затем и к массовому производству персональных компьютеров. Как только появились однозадачные малые машины, стал необходим обмен данными между ними и, соответственно, понадобилась сеть. Тогда же появилась идея сервера как централизованного хранилища информации и места исполнения приложений. Сервер был связан сетью с пользовательскими терминалами, которые уже назывались клиентскими компьютерами. Причем клиентсерверная архитектура предполагала исполнение клиентских и серверных приложений и обмен данными по сети между ними по схеме «запросответ». Таким образом, приложения стали собираться на более мощные компьютеры, а данные записываться на более емкие носители для более эффективного использования. А с ростом количества бизнесприложений появилась необходимость объединять их в какомто общем вычислительном ресурсе и сводить данные в общую систему хранения. То есть на следующем витке эволюции вместо децентрализации вычислений на арену вновь вышла централизация.

 

Это дало новый импульс бизнесу мэйнфреймов IBM. За прошедшие годы многие небольшие компании с ростом своих вычислительных потребностей накупили массу компьютеров и систем хранения. Теперь они обнаружили, что эти огромные ресурсы используются очень неэффективно. На них и ориентирует свои решения IBM, убеждая избавиться от распределенных компьютерных ресурсов, используемых на 15–20%, и объединяющей их сложной сети. Вместо этого предлагается старый добрый мэйнфрейм с логическими разделами для каждого приложения, общая система хранения также с логическими разделами для приложений и простая сеть для передачи информации на пользовательские терминалы (идея консолидации ресурсов распространилась и на сеть, центром которой стал один большой коммутатор). 

 

Но сейчас идея консолидации перешла на следующий уровень: появилась возможность свести имеющиеся в компании серверы в большой вычислительный кластер, а затем с помощью ПО типа VMware произвести виртуализацию, т.е. логически сегментировать имеющиеся физические ресурсы для более эффективного их использования. Каждому приложению выделяется логический сегмент кластера в соответствии с его потребностями. Такую же операцию можно произвести с системами хранения данных и с сетевой структурой, создав виртуальные сети хранения данных.

 

Правда, эти процедуры пока предполагают участие человека, который должен определить потребности приложений в тех или иных ресурсах и произвести соответствующее логическое разбиение. Следующим этапом эволюции ЦОДов после виртуализации ресурсов в нем, по идее, должна стать автоматизация предоставления этих ресурсов. Приложения не всегда потребляют одинаковое количество ресурсов – бывают пики и спады. Если приложения начнут «понимать», сколько у них есть доступных ресурсов, использовать ровно столько ресурсов, сколько необходимо именно сейчас, и обмениваться между собой ресурсами, то это не только еще больше повысит эффективность обработки данных, но и позволит удалить из ЦОДа самую ненадежную его часть – человека.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!