Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 9 2008 |
Лилия ПАВЛОВА  | 16 сентября 2008 |
ТВ через спутник: ускользающие цифры
Принято считать, что в структуре российского рынка платного ТВ спутниковое телевидение занимает малую долю (официальной цифрой считаются 11%, обозначенные в утвержденной правительством концепции развития цифрового телерадиовещания). Но так ли скромна роль СНТВ на российском рынке в действительности?..
Платное, бесплатное, условно-бесплатное…Но всегда за деньги. Помимо очевидно платного «НТВ-Плюс» (для его подписчиков предусмотрена ежемесячная абонентская плата), существует еще так называемое условно-бесплатное ТВ (платишь за оборудование и годовую карту доступа) и вовсе бесплатное (платишь только за приемное оборудование). Плюсы платных сервисов – отсутствие рекламы, наличие тематических подборок пакетов, качество контента; достоин-ства всех родов бесплатного ТВ – отсутствие абонентской платы, большое количество каналов. Соответственно, минусы первой категории – повторная трансляция операторами предыдущих передач, порой высокая абонентская плата; минусы второй – переизбыток рекламы и «жесткой» эротики.
Платное спутниковое ТВ в умах россиян ассоциируется с «НТВ-Плюс», передачи которого вышли в эфир 1 сентября 1996 г., когда начал вещание канал «Наше Кино» (в аналоговом режиме). Еще через месяц оператор запустил спортивный канал «НТВ-Плюс Спорт», а к декабрю 1997 г. к ним добавились каналы «Мир Кино» и «Детский Мир». С 1 февраля 1999 г. телекомпания транслирует все свои каналы в цифровом формате; в 2007 г. первой в России начала трансляцию в стандарте HDTV каналов собственного производства. Сегодня своим подписчикам (а их более полумиллиона) «НТВ-Плюс» предлагает более 100 российских и зарубежных и 12 собственных каналов. Стоимость подписки на пакеты каналов «НТВ-Плюс» в зависимости от варианта их подбора (а таких вариантов около десяти) варьируется в пределах 550–1850 руб. в месяц (при этом, конечно, необходим и «первоначальный взнос» – покупка оборудования и его установка).
Спутниковое телевидение, в принципе, не бывает бесплатным. Чтобы получать даже открытые каналы, их потенциальный зритель должен заплатить за установку комплекта необходимого оборудования. Так, для того чтобы принимать иностранные незакодированные каналы, которых на спутнике Hotbird «скопилось» несколько сотен, потребуется выложить около $300 за спутниковую антенну, конвертер, специальный кабель и ресивер для приема каналов, а также за их монтаж и настройку. Сколько в России куплено таких комплектов – посчитать невозможно. А в нашем случае и не нужно, поскольку в структуру рынка услуг платного телевидения они не вписываются.
Другое дело – условно-бесплатные каналы, за просмотр которых абонентская плата не взимается, но в разовом порядке придется потратиться на оборудование и карту доступа. Такой гибрид вышел на российский рынок ТВ в конце 2005 г., и к настоящему времени, можно не сомневаться, уже хорошо его освоил.
Загадочный «Триколор» для народа
«Национальная спутниковая компания» (НСК) вышла на рынок спутникового вещания в ноябре 2005 г. под торговой маркой «Триколор ТВ» и лозунгом «спутниковое цифровое телевидение для народа». Первый гендиректор компании, ранее известный на ТВ-рынке как организатор первой в России компании цифрового вещания «Телемедиум» Д. Волобуев тогда заявил: «Мы просто подняли Останкинскую телебашню в космос». Суть проекта состояла в бесплатной доставке напрямую через спутник 14 основных российских эфирных каналов с цифровым качеством телезрителю (не абоненту, поскольку абонентская плата не предусматривалась), который в «обычном» телевизоре мог видеть один-два вечно мигающих и рябящих канала. Таких домохозяйств в маленьких городках, в поселках и деревнях по России – десятки миллионов. На них и был рассчитан проект бесплатного вещания российских эфирных каналов. С одной оговоркой: покупка комплекта того же оборудования и оплата его установки в сумме 6–7 тыс. рублей делается все тем же телезрителем, на свои кровные. Но это, возвращаясь к теме, не предмет нашего исследования рынка ТВ-услуг, тем более что НСК сразу заявила, что вопросы продажи и монтажа оборудования полностью перекладывает на дилеров.
Изначально о проекте было известно немного: вещание будет осуществляться через спутник Eutelsat W4 на европейскую часть России, НСК планирует к ноябрю 2007 г. получить 500 тыс. подключений (или, если на каждое подключение приходится по три члена семьи, 1,5 млн телезрителей)… Пожалуй, и все. Когда проект запустился, деловые СМИ ломали голову: каков его бюджет, кто инвестор, каковы механизмы и сроки окупаемости? Д. Волобуев «держал удар»: категорически отказался прояснить эти вопросы, сказав только, что в проект вложились частные инвесторы. Аналитики подсчитали, что бюджет проекта в стадии запуска должен превышать $10 млн, включая расходы на аренду емкости спутника, услуги ГПКС по распространению сигнала и покупку контента. Кто инвестировал?.. Предположения экспертов были разными: то ли вложены бюджетные средства, то ли инвестиции «непрямого конкурента», который решил-де занять нишу эконом-класса, то ли здесь замешаны производители оборудования, в частности ресиверов… Отметим: «частные инвесторы» и по сей день не названы. Между тем проект действительно «пошел в народ»: к 1 июня 2006 г. ресиверы подключили 150 тыс. домохозяйств, к ноябрю 2006 г. – уже 350 тыс., к началу февраля 2007 г. – аж 500 тыс. В это время Д. Волобуев сообщил о планах подключить до конца 2007 г. еще 700 тыс., т.е. охватить 1,2 млн семей (а не 500 тыс., как скромно закладывалось раньше). Кроме того, он добавил, что компания не планирует модернизировать свои технические средства ради расширения уже существующего пакета бесплатных каналов и не считает целесообразным арендовать емкости спутника «Бонум-1» для «похода» в Сибирь…
2007 г. преподнес сюрпризы. Во-первых, сменилось первое лицо компании – теперь генеральный в НСК В. Мордачев.
Во-вторых, «Триколор ТВ» изменил стратегию: сохранив базовый пакет бесплатных каналов, в мае он выставил на продажу примерно столько же платных русскоязычных: «Теленяня», «МногоTV», «Авто+», «Дом Кино», «Боец-ТВ», «665», «Комедия ТВ», «Ракета ТВ», «Веселое ТВ», «Телепутешествия», «Кинопоказ», «Зоо ТВ». Последняя пятерка – производства «Первого ТВЧ» по заказу «Триколор ТВ» – отличается интерактивными возможностями (телечаты, использование видеосюжетов зрителей, их участие в съемках и др.). Кроме того, оператор предложил и «ночной» пакет из двух каналов. Абонентская плата (!) практически условная – за «дневной» пакет под названием «Оптимум» – 600 руб. в год, за «ночной» – 500 руб. Деньги перечисляются посредством карты доступа «Старт».
В-третьих, компания официально рапортовала о 2,2 млн абонентов только в центральной и европейской части России. Можно предположить, что далеко не все из них – абоненты, т.е. какая-то часть все же остается зрителями бесплатных эфирных каналов, но, по данным самой компании, в первый же месяц с момента появления платного контента (в мае–июне 2007 г.) на пакет «Оптимум» подписалось больше 100 тыс. абонентов «Триколор ТВ».
Наконец, в декабре 2007 г. было запущено-таки вещание на Сибирский, Уральский и часть Дальневосточного федерального округа через спутник «Бонум-1».
И если допустить, что к концу 2007 г. лишь 10% покупателей ресиверов для «Триколор ТВ» (без учета новоприбывших домохозяйств Сибирского, Уральский и части Дальневосточного ФО) подписались на «Оптимум», то путем несложных арифметических вычислений мы получаем, что за год они приносят около 135 млн руб. А если учесть, что «Оптимум» пользуется огромным спросом (что подтверждают сайты многочисленных дилеров НСК), то следует признать, что условно-бесплатное ТВ в структуре нашего обзора платного ТВ оказалось незаслуженно обойденным вниманием. Вероятно, в следующем году картина будет сильно подправлена.
Еще одна звезда
на российском небосклоне спутникового ТВ замерцала в середине 2007 г.: стартовал проект «Орион Экспресс». По охвату вещанием он превосходит сети «НТВ-Плюс» и «Триколор ТВ»: «его» спутник «Экспресс-АМ2» (80° в.д.) закрывает всю Россию и СНГ («НТВ-Плюс» и «Триколор ТВ» не вполне дотягиваются до Дальнего Востока) и частично Европу, Китай, Индию, Корею и Японию. В отличие от НСК, организаторы проекта сразу проинформировали общественность, что «Орион Экспресс» – дочернее предприятие московского системного интегратора «Телеком Экспресс». Хотя бюджет вещательного проекта не разглашался, аналитики оценили его в $5–6 млн.
«Орион» не декларировал ни бесплатное ТВ для народа (как «Триколор ТВ»), ни СНТВ для узкой прослойки «бизнес-класса» (как «НТВ-Плюс») – он сразу предложил небольшой набор каналов за небольшие деньги. Купив карту доступа за 1290 руб., абонент получает возможность в течение года смотреть без абонентской платы базовый пакет из 12 каналов. При этом у «Орион Экспресс», как и у «Триколор ТВ», есть дополнительный платный пакет из 18 каналов под названием «Мир увлечений». Стоимость годовой подписка на него составляет 2 410 руб., причем можно подписаться также на три либо на шесть месяцев.
Условно говоря, на социальной шкале «Орион Экспресс» оказывается где-то между «НТВ-Плюс» и «Триколор ТВ», причем поближе к последнему. Даже в части продвижения услуг – как и «Триколор ТВ», «Орион Экспресс» сделал ставку на дистрибьюторов.
Главное отличие «Орион Экспресс» от собратьев по бизнесу СНТВ – ориентация не только на конечных пользователей, но и на операторов других сетей вещания и ШПД. Сразу после запуска проекта «Орион Экспресс» заключил договоры на поставку контента более чем с 300 операторами сетей КТВ по всей стране. Как отметил в одном из интервью руководитель компании, общий потенциал сети через партнеров-операторов КТВ составляет порядка 10 млн абонентов.
К сожалению, к августу 2008 г. о результатах коммерческой деятельности ни «Триколор ТВ», ни «Орион Экспресс» не сообщали. Но, что ни говори, само по себе наличие трех операторов спутникового ТВ свидетельствует о том, что эта услуга действительно становится нормой для России. Вот только посчитать бы ее реальную долю в структуре платного ТВ…
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!