Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2005
М. А. ПЕГАСОВ  01 апреля 2005

Центр пересматривает статистику и вырабатывает программу

О СТАТИСТИКЕ. В ходе прошлогодней инвентаризации нетелефонизированных населенных пунктов, когда мы выверяли с администрациями всех 17 областей ЦФО списки объектов, куда связь уже доведена, обнаружилось, что многих поселков уже давно не существует. Зато теперь мы получили реальную картину существующих населенных пунктов по каждой области, району и деревне, вплоть до каждого двора. Филиалы «ЦентрТелекома», со своей стороны, наложили на эту карту данные по телефонизации. Так вот, сегодня в ЦФО 56 461 сельский населенный пункт, из которых не имеют телефонной связи 17 858. Причем, в 90% этих поселков живет меньше 50 человек (а в 11 тыс. не наберется и 10 жителей).

В ТАНДЕМЕ С МЕСТНОЙ ВЛАСТЬЮ. «ЦентрТелеком» приступил к реализации программы телефонизации населенных пунктов, где вообще нет связи. В первую очередь пойдем в крупные села. Приоритеты отдаются также перспективным объектам, где развивается АПК, возрождается производство, строятся предприятия (например, в Белгородской, Воронежской, Липецкой областях); регионам с высоким уровнем миграции населения.



В ЦФО плотность СТС – 12,5 телефона на 100 жителей. Но эта статистика достаточно условна: часть ближних к городам сел телефонизируется за счет выносов от городских станций. Экономически это выгодно. Формально такая телефонизация относится к ГТС, которая за нее и отчитывается (хотя телефоны работают на селе). На показателе плотности это не отражается, но если бы он учитывался, то картина телефонизации села была бы другой.

МРК придерживается политики планомерного развития сетей СТС на основе новых технологий в строгом соответствии с новым законом «О связи». В регионах ЦФО наши позиции согласованы с региональными администрациями. В Курской и Тверской областях реализуются собственные программы развития инфокоммуникаций, которые разрабатывались либо при участии наших специалистов, либо согласовывались с ними. В ряде регионов администрации выступают инвесторами или соинвесторами реализуемых проектов. Мы тесно сотрудничаем с администрациями Липецкой, Московской, Орловской и других областей при решении задач телефонизации села и предоставления услуг инвалидам и участникам ВОВ.

В 2002 и 2003 гг. финансирование в сфере СТС практически полностью осуществлял «ЦентрТелеком» за счет собственных средств. В прошлом году для телефонизации сел администрации Владимирской области из федерального бюджета было перечислено 4,5 млн руб. (в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.»), а из бюджетов субъектов федерации – 6,2 млн руб. для Липецкой области и 300 тыс. для Калужской. Мы тесно сотрудничаем с Минсельхозом. Например, приняли совместное решение о телефонизации 3 перспективных с точки зрения развития АПК районов Воронежской области; в Орловской области на базе АТС «Квант-Е» цифровизировали Урицкий район, самый бедный по платежеспособности населения, но обладающий большим потенциалом возрождения сельхозпредприятий.

Ввод основных средств «ЦентрТелекома» в 2004 г. по СТС превысил 700 млн руб. Для минимизации затрат используем различные технологические решения: ставим DECT, радиоудлинители систем, как можно больше отечественных станций.

Задача компании при развитии сельской связи – обеспечить качественными услугами как можно больше жителей. Наша принципиальная позиция – не разделять абонентов по месту предоставления услуг. Перед Мининформсвязи России мы поднимали вопрос об отмене деления на СТС и ГТС. Нужно ввести понятие «местная связь», потому что по качеству набору услуг сельский житель и городской должны быть равноправны – и тому и другому нужны доступ в Интернет, цифровая связь, со временем – кабельное ТВ (все зависит от того, как село будет подниматься).

О СОТОВОЙ СВЯЗИ И ТЕЛЕФОНИЗАЦИИ. В связи с бурным развитием сотовой связи встает вопрос: имеет ли смысл менять подход к статистике телефонизации с учетом абонентов мобильной связи? На наш взгляд, это преждевременно по следующим причинам: в законе «О связи» однозначно определено, что в местах постоянного проживания населения должны быть установлены таксофоны, звонки с которых должны быть доступны всем. Сотовые операторы могут внести свою лепту в телефонизацию села, однако такая «благотворительность» в силу высокой стоимости разговора по мобильнику нормой не стала. Во многих населенных пунктах, особенно там, где совсем мало жителей, мы не можем установить даже обычный телефон – его никто не покупает.

Кроме того, значительная доля нетелефонизированных населенных пунктов приходится на территории вне зон покрытия БС сотовых операторов. Да и регионы у нас покрыты мобильной связью в основном в областных и крупных районных центрах да вдоль трасс федеральных дорог. Таким образом, наличие у малой части (около 1%) сельского населения мобильных телефонов не слишком отражается на общем уровне телефонизации населенных пунктов.

О КОНКУРЕНЦИИ. Ввиду высоких капвложений при строительстве и эксплуатационных затрат практически всю социальную нагрузку, в том числе телефонизацию села, взяли на себя традиционные операторы – сегодня ни один альтернативный не выражает желания работать в сельской местности, даже в Московской области. Как правило, интерес возникает только при появлении коммерческого клиента (скажем, на селе открылся завод), но обеспечивать связью население не берется никто, кроме традиционных операторов. Разве что в коттеджных поселках, но это случай особый.



Я думаю, быстро преодолеть телефонное неравенство позволит УО, когда заработает фонд УО. Формируемый сегодня механизм предоставления УУ населению строится на принципе компенсации затрат и убытков операторов, который будет способен заинтересовать их в развитии этой услуги и создать условия для конкуренции за право ее предоставлять. «ЦентрТелеком» уже сейчас готов участвовать в подобных конкурсах. К примеру, мы активно модернизируем таксофонный парк: если в 2000 г. доля универсальных таксофонов составляла 22,6% , то по итогам 2004 г. – 73%.

О ТЕХНОЛОГИЯХ, СРЕДСТВАХ, СЕТЯХ И СИСТЕМАХ. Для телефонизации села зачастую применяются радиосредства (см. «ИКС» №1’2004, с. 28). Наиболее удачными сельскими проектами мы считаем использование филиалами «ЦентрТелекома» систем транкинговой связи стандарта МРТ-1327; проведенную Московским филиалом в Дмитровском районе Московской области телефонизацию сел с использованием цифровых РРЛ и систем абонентского радиодоступа стандарта DECT; построенные сети абонентского радиодоступа стандарта DECT в Смоленском, Белгородском и ряде других филиалов; окончание первой очереди строительства систем абонентского радиодоступа на оборудовании IAS-W в Московском и Верхневолжском (Кострома) филиалах; ввод в эксплуатацию систем фиксированного радиодоступа на оборудовании стандарта CDMA MGW (Alvarion, Израиль).

На сетях филиалов применяются самые разные технологии: транспортные (PDH, SDH, АТМ); xDSLтехнологии на абонентских участках сетей доступа; DECT; HFC (при строительстве сетей КТВ); WLL. В текущем году планируем развернуть опытные зоны эксплуатации оборудования WiMAX. Эта технология, возможно, будет востребована и при телефонизации удаленных населенных пунктов.

Сегодня на сельских сетях «ЦентрТелекома» эксплуатируется в основном отечественное оборудование. Из вновь вводимого цифрового оборудования доля систем зарубежных производителей, получивших статус российских, – не более 20%. Из отечественных радиосредств – цифровое радиорелейное оборудование «Интервал» (производитель – ЗАО «ТКК», Москва) и «Астра» (ЗАО «Вокком», Москва), оборудование стандарта DECT (ЗАО «ГудвинЕвропа», Москва; ЗАО «ДЕКТ Телеком», С. -Петербург) и др.

На сельских сетях «ЦентрТелекома» эксплуатируется 7 тыс. АТС общей монтированной емкостью свыше 1 млн номеров, прирост за последние пять лет – 91,9 тыс. номеров (новое строительство и модернизация АТС проводились на цифровом оборудовании). Если по итогам 2000 г. аналоговый сегмент координатного оборудования составлял 86%, а цифрового – 5%, то сегодня эти показатели соотносятся как 75% к 17%. В тличие от городских сетей на СТС с 2000 г. практически нет декадно-шагового оборудования. В последние годы активно задействовалась монтированная емкость: прирост ОТА за четыре года – 146 226 номеров.


alt="">
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!