Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2008
Лариса Владимировна ЗАЙЦЕВА  16 октября 2008

Кто в регионе хозяин? За каждой запятой – в Москву

В первую очередь это межрегиональные компании «Связьинвеста», бывшие «электросвязи». Сегодня МРК – существенные, присоединяющие, но уже не монополисты. Не менее активно здесь работают набравшие силу за время рыночных реформ альтернативные операторы. Первый и пока единственный из зауральских операторов, получивший лицензию на МГ/МН-связь, новосибирская компания «Брайтком». Ее генеральный директор Лариса ЗАЙЦЕВА решает непростую задачу – сдвинуть центр тяжести телеком-рынка из столицы в регионы.

Лариса Зайцева, БрайткомЛариса Владимировна, с чего все начиналось?

– С пейджинга, 15 лет назад (мы называемся ООО «Пейджинговая компания», а лицензия на сеть связи у нас зарегистрирована на торговую марку «Брайтком»). Понадобилось несколько лет, чтобы пробить радиочастоту, оформленную на Новосибирск, ведь все частотные разрешения и нормативные документы создаются под город Москву.

Когда пейджинг начал умирать, мы занялись IP-телефонией, а потом и операторским бизнесом, в который тоже пробивались с неимоверным трудом. Новосибирский монополист – «Сибирьтелеком» – владеет всеми проводами, и, чтобы присоединиться к нему, пришлось в 2005 г. написать письмо президенту. Оно попало к В.А. Слизеню, который тогда руководил департаментом госполитики в области ИКТ. Лишь благодаря его поддержке, стечению обстоятельств мы смогли не только удержать «Брайтком», но и развиваться дальше, т.е. получить лицензии на телематические услуги связи и даже на частотное разрешение…

Теперь у нас собственная сеть широкополосного доступа, позволяющая оказывать услуги передачи голосовой информации, IP-телефонии и т.д.

– А как возникла идея стать оператором МГ/МН-связи?

– Во время очередного визита в Минсвязи, когда кампания по предстоящей либерализации рынка дальней связи шла полным ходом, я поинтересовалась у Виталия Александровича, может ли немосковский оператор получить такую лицензию. В ответ услышала: «Теоретически – да!».

Получить лицензию, живя в Новосибирске, трудно – за каждой запятой приходилось летать в Москву. Чтобы убедить лицензионную комиссию, я сказала: беру на себя задачу создать в Сибири оператора, который будет отвечать нашим, зауральским, нуждам, потому что и в так называемой глубинке должны иметь право на существование собственные, в данном случае сибирские, операторы МГ/МН-связи.

На получение лицензии ушло два года. Решение о ее выдаче было принято 29 ноября 2007 г., а документ мы получили только в апреле 2008 г. Сейчас ищем инвесторов. Новосибирск – город не бедный, третий по численности населения в России. Сегодня мы изучаем опыт построения сети, возможности повышения ее эффективности. Нам важны любые рекомендации, правовая поддержка, мы надеемся на помощь коллег, которые могут рассказать нам о подводных камнях, возникающих при строительстве сети, о том, как их преодолевать.

И если у кого-то есть желание сотрудничать с нами на определенных условиях (сейчас наши юристы оформляют типовые агентские соглашения), мы готовы к партнерству.

– То есть вы предлагаете местным операторам стать вашими агентами?

– Именно. Операторы регионального уровня могут стать агентами дальней связи не только столичных фирм, но и своих, сибирских. Зоновых операторов много, но «Брайтком» пока единственный оператор МГ/МН-связи в Сибири, хотя на предоставление услуг МГ/МН-связи выдана 31 лицензия. Мы настроены по-боевому – хотим передвинуть центр тяжести телекома из столицы в регионы. 

– Времени до ноября 2009 г. осталось совсем мало?..

– По закону мы имеем право два раза просить об увеличении этого срока, тем более что деятельность оператора МГ/МН-связи фактически мы начали намного позже. Да и российскую ментальность не отменишь: мы долго запрягаем, но уж если поехали…

– Но кодов доступа у вас все равно нет… Зачем вам это надо?

– Многие скептически относятся к планам компании стать оператором МГ/МН-связи, думая, что я буду свои деньги тратить. Нет, это инвестиционный коммерческий проект: мы намерены реализовать его полностью на привлеченные средства.

Я считаю, что рентабельность отрасли связи, что бы там ни говорили, очень приличная. Конечно, если не вкладывать огромные средства в управленческий аппарат, менеджмент, инфраструктуру. К тому же мы будем строить сеть не на коммутации каналов, а на коммутации пакетов. Мы не собираемся «осваивать деньги» и строить для этого глобальную инфраструктуру – мы хотим предоставлять услугу связи. То есть лицензируется не способ предоставления этой услуги, а сама услуга. И государство дало нам такую возможность.

Так что если создавать сеть связи для оказания услуг связи, а не холдинг по сбору трафика и денег, то проект может оказаться высокорентабельным. Окупится он, по нашим оптимистичным прогнозам, в течение трех-пяти лет.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!