Рубрикатор |
Статьи |
Лилия ПАВЛОВА  | 29 октября 2008 |
Услуги в конвергентном мире: VAS или не VAS?
Насколько корректно мы используем понятие VAS (Value Added Services – услуги с добавленной ценностью)? Этот вопрос неожиданно поставил на недавней конференции VAS Russia 2008 директор по маркетингу ЗАО "Стрим-ТВ" Дмитрий Багдасарян.
Традиционно, подсчитывая объем рынка мобильных VAS, аналитики делят его на три основных сегмента – передача SMS-сообщений, мобильный Интернет, контент. Так, по данным AC&M, во 2-м квартале этого года доходы от мобильных VAS составили 933,4 млн. долл. США (13,9% в доходах операторов мобильной связи), из которых 489,7 млн. принесли сообщения, 220,6 млн. – данные, 183,9 млн. – контент. В структуре доходов большинства сотовых операторов доля мобильного Интернета составляет единицы процентов… Все так, но в конвергентном мире многое меняется, и очень стремительно.
По мнению Дмитрия Багдасаряна, изначальная сущность продукта операторов сотовой связи (мобильная голосовая связь) меняется, когда технология начинает "затачиваться" под передачу данных, что реально и происходит в процессе "G-эволюции". "В таких сетях уже некорректно считать передачу данных VAS'ом, это становится новой сущностью услуги, и доход от передачи данных считать как доход от VAS просто некорректно, – уверен Д. Багдасарян. – Или если оператор сети передачи данных начинает активно предоставлять услуги VoIP, это тоже смена сущности продукта, это уже не VAS. То же самое можно сказать о конвергенции ТВ и передачи данных. Операторы продвигают IPTV как услугу, которая должна дополнительно что-то дать абоненту. Но это неправильно, и этим объясняется, что IPTV все еще не стало массовым. IPTV меняет сущность услуги передачи данных, и это новый продукт с новой сущностью."
Действительно, не пора ли пересмотреть подход к "услугам с добавленной ценностью" с учетом смены приоритетов в конвергентной реальности?..