Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2008
Галина БОЛЬШОВА  11 ноября 2008

Мобильный WiMAX: уповая на бизнес-стратегию

Влияние мирового кризиса на рынок WiMAX сводится пока лишь к еще большей неопределенности прогнозов по поводу номенклатуры, сроков выпуска и сертификации продуктов. Кризису мало подвластны стратегии развертывания и бизнес-модели сетей мобильного WiMAX (MWM), которые и стали предметом обсуждения на российском WiMAX Forum (WMF).

Выбор предмета не случаен: еще год назад (см. «ИКС» № 1’2008, с. 22) отсутствие бизнес-моделей для WiMAX-операторов усиливало скептицизм по поводу развертывания соответствующих сетей. Но год был прожит не зря, и у многих рыночных игроков выкристаллизовались подходы к созданию MWM-сетей.

Этому способствовали появление (наконец-то!) реальных, сертифицированных WMF мобильных абонентских устройств, постепенный ввод в эксплуатацию «полигона» WiMAX в США (сети Sprint), исследования оптимальных моделей организации беспроводных сетей в Европе и России. К тому же разработаны программные средства (например, WiROI компании WiMAX 20/20), предназначенные для тестирования бизнес-моделей WiMAX-операторов. Свои оценки разных стратегий предлагают и члены WMF (Nortel, Nokia Siemens Networks, Huawei, Aperto и др.).

Фиксированный или мобильный?

Все действия WMF ориентированы на развитие мобильного WiMAX, но в России у многих рыночных фигурантов «душа лежит» к его фиксированной версии (802.16-2004). Выступления спикеров WMF воспринимаются здесь почти так же скептически, как некогда лозунг «Уже нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

Основная причина  – MWM-диапазоны и профили ограничены частотами 2,3; 2,5 и 3,5 ГГц. Если в Европе эти диапазоны, за редким исключением, достаточно свободны, то у нас заняты другими службами (см. «ИКС» № 4’2008, с. 70–72) и могут оказаться доступными лишь весьма ограниченному кругу операторов. Да и пересмотра Таблицы распределения полос частот между радиослужбами РФ не предвидится (хотя на конференции прошел слух, что в диапазоне 2,3 ГГц начнут выдавать номиналы уже с текущего года). По данным представителя WMF в России С. Портного, в России доступность WiMAX-спектра в диапазоне 2,3 ГГц составляет 35%, в полосе 3,5 ГГц  – 50%, а в диапазоне 5,1 –6,4 ГГц  – свыше 80%.

Более 80% российских сетей задействуют не относящийся к WiMAX диапазон 5,1 –6,4 ГГц (см. «ИКС» № 9’2007, с. 33), но операторы часто позиционируют их как «соответствующие WiMAX для фиксированной связи» (FWM). Дело в том, что эти сети базируются не только на фирменных протоколах, но и на стандарте 802.16d или его FWM-версии (802.16-2004), обеспечивая почти те же возможности, что и WiMAX (за исключением мобильности).

Таковы наиболее крупные российские BWA-сети компаний «Энфорта» и Trivon (сеть Virgin Connect), основной ресурс которых находится выше 5,1 ГГц. В отдельных городах эти операторы обладают и некой долей вожделенного WiMAX-овского ресурса и планируют реализовать там MWF  – сначала в режимах fix и nomadic. То, что «Комстар», «Скартел», «Синтерра» или «Престиж» получили ресурс в одном из WiMAX-диапазонов, указывает отнюдь не на скорое появление массового рынка MWM, а лишь на «далеко идущие» намерения, которые могут и не воплотиться в жизнь, в том числе из-за мирового кризиса.

С частотными трудностями при развертывании сетей сталкиваются все BWA-операторы. Так, «Престиж», который успел развернуть в 33 городах РФ сеть, действующую в диапазоне 3,4 –3,5 ГГц, считает основной проблемой создания правильной бизнес-модели сложность определения и получения оптимального частотного ресурса. По мнению генерального директора этой компании А. Шереметьева, капитальные затраты есть функция от радиочастотного ресурса. «Нарезка» же диапазона по 1,75 МГц, типовая для нашего регулятора, не только не учитывает профили WiMAX, но и недостаточна для нормального функционирования сети: при использовании узкой полосы покрытие БС оказывается меньшим, а расходы на транспорт большими, что может увеличить капитальные затраты на 60%. По мнению А. Шереметьева, минимальная полоса должна составлять от 15 МГц, оптимальная – 30 МГц, а для развития сети нужно хотя бы 50 МГц.

С ним солидарен У. Далберг из NSN, считающий, что успех оператора на рынке гарантирует лишь полоса не менее 40 МГц. Полноценное развитие сетей мобильного WiMAX в стране возможно при трех условиях: перераспределение «бумажного» спектра, ресурса, занимаемого MMDS, и спектра, принадлежащего Минобороны.

Еще одна причина «фиксированности»  – экономическая. Капитальные затраты пока столь высоки, что оператор может получать прибыль только за счет корпоративных пользователей (хотя ARPU беспроводных операторов, на зависть сотовикам, как правило, не менее $150). Снижения расценок на оборудование для фиксированного WiMAX ожидать не приходится, так как этот рынок остается нишевым.

Желаемую стоимость абонентских устройств MWM (не более $100) озвучили многие операторы, но производители (Alvarion, Nortel, Huawei, Aperto) пока не готовы ее обсуждать. Похоже, до цен, конкурентоспособных на массовом рынке, еще далеко. Даже Intel не назвала конкретных цифр, зато посулила поддержку в Сentrino радиоинтерфейсов и для WiMAX, и для Wi-Fi.

Интеграция как бизнес-модель

Ф. Ледбеттер, Билайн-ГолденТелекомИдея соединить преимущества массового рынка интернет-доступа по DSL или Wi-Fi с возможностями WiMAX давно бродит в умах операторов, и не только российских. Ее московское воплощение мы увидим, обещает «Комстар», уже в конце 2008 г., когда начнут работать 160 БС его сети MWM. Оператор считает, что пока технология MWM может стать неубыточной лишь в крупных городах с высокой плотностью застройки и населения, а на малонаселенных территориях жизнеспособны исключительно сети FWM с отдельными номадическими островками. Выбранная для Москвы бизнес-модель предусматривает предоставление услуг WiMAX в пакете со «Стрим» и использование двухмодовых (Wi-Fi + WiMAX) ноутбуков Intel Centrino, оснащенных встроенными модемами. Правда, к продажам таких модемов Intel и «Комстар» приступят не раньше середины 2009 г.

У мобильных операторов, располагающих огромной сетевой инфраструктурой, миллионами абонентов и поддержкой индустрии сотовой связи,  – своя стратегия. Их основной интерес находится в плоскости 3G/4G, а WiMAX остается чуть в стороне, несмотря на его включение MCЭ в список 3G-технологий. Многие мобильные операторы рассматривает WiMAX как дополнительный сервис.

Национальное распределение ресурсов радиосвязи повысило активность сотовиков по отношению к WiMAX, что видно из ранних заявлений «Билайна» и «МегаФона». По признанию директора «Билайн-ГолденТелекома» по маркетингу Ф. Ледбеттера, компания уже более полугода тестирует оборудование WiMAX, но до получения частот о выборе производителя говорить рано. Целевой сегмент сервиса фирма уже определила: корпоративный или частный пользователь, которому требуется широкополосный доступ с гарантиями SLA. По всей вероятности, наши мобильные операторы не скоро начнут использовать WiMAX  – если не купят каких-либо игроков BWA-рынка вместе с их ресурсами.

Где же рынок?

К фиксированному беспроводному доступу, в том числе FWM, этот вопрос не относится. Хотя уровень проникновения таких услуг все еще составляет не более 10% в РФ и менее 5% в мире, годовой прирост в данной области достигает 50%. Рынок  – явно нишевый, ориентированный на корпоративных пользователей, но он есть.

Рынок же мобильного WiMAX, который должен быть массовым, вообще не сформирован (пара-тройка стартапов не в счет), поэтому и конкуренция на нем не ощущается, что особенно ярко проявляется в российских регионах. И это связано не только с тем, что мобильные сети WiMAX еще не сданы в коммерческую эксплуатацию. Увы, глобальная широкополосная мобильность (читай  – доступ в Интернет) пока не кажется здесь столь же необходимой для массового рынка, как сотовая связь. Потребность в повсеместном широкополосном доступе вполне удовлетворяют другие технологии 3G, в рамках которых и оборудование дешевле, и выбор его больше, и сервисы  почти такие же. По мнению некоторых экспертов, «жизнь в нише»  – наиболее оптимистичный сценарий развития мобильного WiMAX, который будет реализован за счет создания точечных зон WiMAX и применения терминалов, поддерживающих сразу несколько стандартов – от HSDPA и WCDMA до WiMAX и LTE.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!