Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2008
Пол ГЭЙНОР  Крис БЕННЕТ  Дэвид ЯКОБСОН  11 ноября 2008

Несколько аргументов в пользу машапов

Современные интернет-приложения позволяют предприятиям создавать неформальные онлайн-сообщества, с помощью которых корпоративные пользователи могут объединять свои усилия при поиске оптимальных решений.

Сегодня уже не нуждается в разъяснении тезис, в соответствии с которым для гибкого управления бизнесом требуется именно такая поддержка принятия решений, какую обеспечивает Web 2.0. Неформальные каналы общения внутри одной организации или между несколькими предприятиями всегда имели большое значение, а Web 2.0 открывает новые грани коммуникаций. Недавние выпускники колледжей, привыкнув к сервисам, подобным Facebook, уже не слишком охотно прибегают к электронной почте. И, устраиваясь на работу, они ожидают, что будут пользоваться такими же услугами в офисе.

Очень важно дать сотрудникам компании возможность обсуждать их служебные задачи и проблемы. Выгоды очевидны: можно оперативно делиться информацией и использовать чужой опыт, избавляясь от лишней работы. И эти выгоды не остались незамеченными. Как прогнозирует Forrester Research, с 2007 по 2013 г. расходы фирм на организацию социальных сетей будут расти на 66% в год. Ожидается, что в 2008 г. 51% компаний из списка Global 2000 журнала Forbes приобретут программное обеспечение Web 2.0 (рис. 1).  А основная миссия инструментов Web 2.0 как раз и состоит в предоставлении дополнительного канала коммуникаций, облегчающего обмен информацией.

Серьезное приложение со смешным именем

Если технологии Web 2.0 позволяют отбирать данные и публиковать их в сети, то машапы (калька с англ. mash-up. – Ред.) собирают, анализируют информацию и помогают пользователям понять, что она означает. За счет частичной автоматизации этих процессов машапы упрощают и ускоряют извлечение сведений из интернет-источников и их группировку.

Такие компании, как Denodo Technologies, IBM, JackBe, Kapow Technologies и Serena Software, начали создавать машап-платформы примерно в 2005 г. Среда машап-приложений предоставляет конечному пользователю дополнительный уровень, на котором можно конфигурировать и агрегировать приложения. Эта платформа играет роль связки между функциями сервисно-ориентированной архитектуры или базами данных и клиентским AJAX-браузером (AJAX – асинхронный JavaScript и XML).

В отличие от комплексных приложений, состоящих из разных модулей, машапы имеют гораздо более гибкие и специализированные функции. Во многом благодаря машапам стремительно развиваются ресурсоемкие интернет-приложения на основе браузеров. Пользователи получают возможность самостоятельно разрабатывать и изменять индивидуальные способы отображения информации из разных источников, «делиться» ими с коллегами.

Пионер веб-движения Тим Бернерс-Ли предсказал, что вскоре электронные документы (например, банковские выписки и календари) станут настолько просты в применении, что пользователи смогут создавать машапы, всего лишь налагая один документ на другой. Бернерс-Ли предлагает, скажем, наложить календарь на банковскую выписку, что позволит фиксировать, где и когда были потрачены деньги.

Идею поддерживают разработчики контента, которые используют более стандартизированные и слабо структурированные данные. Так, микроформаты веб-страниц облегчают извлечение контактных данных или информации о географическом положении, за счет чего совершенствуется процесс сбора и интеграции данных из онлайн-ресурсов.

Не без проблем

Машапы не могут заменить ресурсоемкие корпоративные приложения, поскольку нацелены на другие задачи. Эта, безусловно, мощная технология позволяет гибко связывать актуальную информацию, интегрировать ее, сортировать, анализировать и делиться результатами такой работы, представляя их в графическом или табличном виде. Однако машапы полностью зависят от содержащейся в них информации.

Машапы дают дополнительный уровень анализа и возможностей отображения при использовании сервисно-ориентированной архитектуры (СОА) и источников информации на основе веб-приложений. Но поскольку машапы находятся на самом верхнем уровне, они зависят от каждого из предыдущих. Если уровни несовместимы (особенно в отношении качества, управления и универсальной семантики на уровне данных, согласованных сервисов и интерфейсов программных приложений), то машапы, собирающие для последующего анализа данные из подразделений компании, будут работать неэффективно.

Кроме того, большинство нынешних систем управления идентификацией пользователей не были готовы к появлению машапов, к тому же ИТ-системы едва справляются с обработкой запросов потребителей к источникам в разных подразделениях компании. Например, было бы неплохо разработать внутрикорпоративный машап сведений о поставщиках и объединить его с внешней информацией об их кредитоспособности, но тогда все подразделения должны описывать поставщиков единообразно. Повторно использовать машапы, созданные кем-то другим, весьма желательно, но для этого нужен контроль над версиями, схемами и метаданными, а при разработке машапа конечный пользователь вряд ли будет располагать соответствующей информацией.

С управлением машапами напрямую связаны проблемы контроля над схемами и метаданными: хорошо ли они маркированы и сумеет ли сотрудник одного отдела применять машап, созданный коллегой из другого отдела или представителем иной организации? Однако машапы все же можно разрабатывать так, чтобы сведения не искажались. Контроль удастся сохранить, поскольку данные не будут дублироваться и отделяться от источника, а алгоритм станет сохраняться и изменяться только в одном месте. Корпоративные машап-платформы послужат связующим звеном между уровнем источника данных и уровнем их представления в соответствии с СОА, которую создают предприятия (например, это архитектура JackBe, показанная на рис. 2).

Больше, лучше, быстрее

Как бы то ни было, есть три важных аргумента в пользу применения машапов.

1. Они обеспечивают эффективный анализ данных. Сотрудники тратят много времени и сил на работу в Excel и PowerPoint, собирая данные из разных систем предприятия, анализируя их и представляя в графическом виде. Можно оптимизировать этот процесс за счет комплексов конфигурации алгоритмов и представления информации, создаваемых при помощи доступных онлайн-инструментов. Затем комплексы становятся активами, доступными для многократного использования, и, если алгоритмы нуждаются в изменениях, только машапы позволяют их вносить.

2. Они способствуют повышению эффективности работы с базами данных. Машапы хорошо подходят для работы с быстро меняющейся информацией, например контактами клиентов, которые хранятся в базах данных, не используемых в полной мере. Корпоративные машап-платформы могут сочетать общедоступную информацию (скажем, о географическом положении) и внутренние базы данных, применяя правила контроля над доступом к последним. С помощью машапов удастся более эффективно и грамотно организовать доступ к специальным базам данных, потерявшим актуальность. Когда информация из нескольких источников объединяется и, как следствие, становится более полезной, возникает необходимость в ее поддержке и пополнении.

3. Благодаря машапам увеличивается эффективность передачи знаний и информации. Машап-платформа с разумной системой управления может принести большую пользу, распространяя информацию без риска разглашения конфиденциальных сведений. Благодаря совместному использованию данных процесс передачи знаний выходит за пределы отдельных подразделений.

Что дальше?

Пока о легкости применения машапов говорить не приходится. Во многих случаях для их создания все же требуются навыки профессиональных пользователей. Но эта проблема постепенно решится. Возможно, уже через несколько лет пользователи корпоративных сетей привыкнут к простым машапам. Уже сейчас непрофессионалы могут создавать пользовательские (в отличие от корпоративных) приложения в Web 2.0 при помощи таких инструментов, как Intel Mash Maker, Microsoft Popfy и Yahoo! Pipes.

Очевидно, что с точки зрения бизнеса ценность машапов, социальных сетей и прочих элементов Web 2.0 некоторое время будет оставаться неочевидной. Однако со временем сотрудники компаний научатся персонифицировать рабочее пространство, быстро изменять его по своему вкусу. Работу, части которой они обычно выполняли изолированно друг от друга, удастся сделать действительно коллективной, а значит, более эффективной. Документы, сервисы и базы данных станут более взаимосвязанными, и их можно будет использовать повторно. Конечно, все это зависит не только от технических возможностей, но и от успеха культурных изменений в компаниях.

Статья предоставлена компанией PricewaterhouseCoopers. Публикуется в сокращении
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!