Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2008
18 декабря 2008

На пороге перемен

В последние месяцы на телекоммуникационном рынке не было крупных M&A-сделок. Однако затишье обманчиво: всего за год «конфигурация» отрасли может существенно измениться.

Антон ВОРЫХАЛОВУменьшение количества M&A-сделок в октябре–ноябре вполне объяснимо. Из-за ухудшения финансовых условий компании вынуждены лишь поддерживать текущую ликвидность, а не развивать бизнес. Но после Нового года не исключено оживление в сфере M&A, которое будет вызвано ростом числа предприятий, оказавшихся в предбанкротном состоянии.

Первая волна сделок уже пошла. В нее попали компании, чей денежный поток от операционной деятельности не покрывает процентов по долгосрочным заимствованиям. На этапе роста экономики (2005–2008 гг.) стоимость долгосрочных кредитов для бизнеса неуклонно снижалась. Предприятия могли брать их под 7–10% годовых и быстро развиваться. Теперь же они оказались под двойным ударом. Во-первых, из-за падения потребительского спроса сократилась их выручка (например, в октябре объем продаж в сотовой рознице снизился по сравнению с прошлым годом на 50%). Во-вторых, привлекать деньги (если их удастся найти) по прежним процентным ставкам уже не получится: стоимость кредита может превысить 20% годовых.

Из-за роста процентных расходов средств не хватает даже на оплату текущих нужд и компании вынуждены продаваться кредиторам. Например, сотовый ритейлер Dixis перешел под контроль Альфа-банка, да и большинство других сотовых сетей сменили владельцев. На пороге банкротства – аптечная сеть «36,6» и сеть продажи детской одежды «Банана мама».

Вскоре список потенциальных банкротов может сильно увеличиться. В «группу риска» входят предприятия, которым предстоит погасить существенные краткосрочные кредиты, т.е. б'ольшая часть российского бизнеса. Многие годы ИКТ-компании активно развивались, используя для этого банковские кредиты. Причем основная часть прежних задолженностей гасилась преимущественно за счет новых заимствований, а не роста денежных потоков. Но сейчас банки тоже ищут способы остаться на плаву, а потому резко сократили объемы выдаваемых кредитов. Несмотря на принятые правительством меры, ликвидность на рынке «не пошла» дальше крупнейших банков. Надежд на реструктуризацию задолженностей у телеком-компаний все меньше, и наиболее вероятным сценарием станет смена собственников по схеме «погашение долгов в обмен на бизнес».

В сложном положении окажутся предприятия, вынужденные финансировать оборотный капитал: им придется подолгу дожидаться денег от клиентов и работать с поставщиками на условиях предоплаты. Например, проблемы разрыва ликвидности отмечают некоторые поставщики мобильного контента.

Интересный момент – определение стоимости акционерного капитала и непосредственно бизнеса. В нынешних условиях это понятие значительно размылось. Рыночная стоимость большинства российских предприятий, даже имеющих стабильную доходную базу и приемлемый уровень долга (например, всех МРК), снизилась в 3–10 раз. Для непубличных компаний привычные ориентиры определения стоимости утеряны. Прогнозировать спрос на телекоммуникационные услуги (особенно дополнительные, типа 3G, IPTV и VoD) стало затруднительно. Поэтому диапазон значений стоимости акционерного капитала, оцениваемый при помощи моделей DCF (Discounted Cash Flow –  дисконтирование денежных потоков), вырос в разы.

Прогнозы по динамике спроса на услуги сотовой связи варьируются от сохранения текущего уровня до двукратного падения ARPU. Есть опасения, что некоторые рынки (скажем, отдельные сегменты рынка мобильного контента) могут и вовсе умереть. Дополнительные трудности обусловлены макроэкономическими рисками, такими как потенциальная девальвация рубля и снижение стоимости нефти.

Из-за всей этой неопределенности варианты итоговой цены бизнеса могут различаться в десятки раз. Стоимость акционерного капитала многих предприятий, попавших в ловушку ликвидности, скорее всего, окажется близкой к нулю, а значит, опять-таки возможен ряд M&A-сделок с участием крупных компаний. В выигрышном положении окажутся игроки, которые имеют большой объем наличных, например некоторые фонды private equity (см. таблицу) и операторы, развивавшиеся без использования кредитов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!