Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2005
Вера ШУЛЬЦЕВА  01 июня 2005

Защита доходов оператора

С. Александров: Для выявления потерь были взяты CDR-файлы со всего коммутационного оборудования городской телефонной сети общего пользования оператора за три месяца, соответствующая информация от АСР. В цифрах это 1,4 млрд записей о звонках (ОКС №7, АМТС, 7 ОПТС, включая их выносы и 22 АТС), 98 млн оттарифицированных CDR, что в общей сложности составило примерно 1 Тбайт анализируемых данных. Работа над проектом продолжалась четыре месяца (с января по апрель 2005 г. ) и заняла 1020 человеко-дней. В наиболее ответственные моменты в нем одновременно принимали участие до 15 специалистов. Исследования основывались на рекомендациях TeleManagement Forum.

Решение рождалось в течение полутора лет, шаг за шагом отрабатывались его элементы, идеология, архитектура. Нелегко было на всем пути – от первых пилотных проектов платформ сопряжений, создания интегрированного решения по методологии NGOSS (платформа сопряжения, биллинг, ERP и шины управления данными) до момента завершения работы над проектом. Мы заметили, что любое минимальное отступление от идеологии TMF в построении системы сразу же порождает проблемы. Теперь нам абсолютно ясно, что подходы TMF должны быть максимально использованы в построении решений.

«ИКС»: На каком аппаратно-программном комплексе базируется решение?

С. Александров: Для реализации решения была выбрана вычислительная аппаратная платформа IBM, включающая в себя RISC-серверы, серверы на архитектуре Intel и выделенный дисковый массив. Обработка CDR велась параллельно, с помощью программного обеспечения HP (HP-IUM) и Amdocs (XACCT). Для хранения данных, обработки и последующего анализа использовалось ПО компаний Oracle и SAS. Проверка АСР велась с помощью тарификатора компании «Атлант». Каждый этап анализа дублировался при помощи различных методологий, что позволило свести ошибки к минимуму.

«ИКС»: Какие результаты оказались для вас неожиданными?

И. Буданов: Мы получили очень интересную картину. У западных компаний только 20% потерь инициировано недобросовестным поведением абонентов. У нас же все с точностью до наоборот: по итогам мониторинга выяснилось, что 20% составляют технологические потери, остальные 80% вызваны негативным поведением абонентов и присоединенных операторов.

«ИКС»: А как можно использовать полученные данные?

С. Александров: Объем обработанной информации, конечно, впечатляет, но обработка CDR – не самоцель. Если рассматривать результаты с философской точки зрения, то мы получили трехмесячную жизнь города, отображенную в телефонных звонках. Мы не знаем, какой цвет глаз у нашего абонента, каков рост и вес, но мы знаем о его предпочтениях, о том, как он реагирует на маркетинговые программы и т. д., и, наверное, самое главное – какие адресные услуги можем ему предложить, разработать гибкие тарифные планы, отвечающие потребностям абонентов. Что же касается недобросовестных абонентов и операторов, то теперь «большой брат» смотрит на тебя.

Анализ потерь доходов выявил проблемные зоны, и, соответственно, были разработаны рекомендации по их корректировке.

К одному из базисных результатов, несомненно, можно отнести то, что внедрение нашего решения у оператора реально окупается менее чем за год его эксплуатации, что является исключением для IT-проектов (обоснование очень простое: выявленные потери – соответствующая функциональность).

Д. Бутяев: Приведу еще один пример. Анализ коммутационной платформы может выявить незначительную рассинхронизацию в настройке часов коммутатора с астрономическим временем. Все вызовы, поступающие в этот временной промежуток, считаются льготными и рассчитываются по низкому тарифу. Несколько секунд действия такого тарифа кажутся безвредными, но помноженные на всю абонентскую базу приносят серьезный ущерб, хотя оператором они даже не фиксируются.

«ИКС»: Вернемся к проекту. Каковы его основные этапы?

И. Буданов: На первом этапе определялась «чистота» исходных данных – выявлены записи, например, с короткими номерами или номерами, содержащими буквы, с датой начала вызовов в будущем или отрицательной продолжительностью. Далее проводилась проверка корректности работы коммутационного оборудования. Это делалось при помощи сверки записей об оказанных услугах с выхода коммутаторов с записями пробников ОКС №7. Подобное сопоставление позволяет выявить и рассинхронизацию по времени коммутационного оборудования, и его загруженность в ЧНН. При анализе сбойных записей CDR можно определить не только частоту их появления, но и влияющие на это факторы.

Следующий этап – проверка работы платформы сопряжения. Она начинается с самой грубой оценки, все ли CDR-файлы от коммутаторов в неискаженном виде пришли в биллинговую систему, и заканчивается детальным анализом корректности преобразования записей. Все записи об оказанных услугах были протарифицированы, привязаны к абонентам и их лицевым счетам, учтены все имеющиеся скидки и льготы, счета к оплате корректно сгенерированы. Для детальной проверки имеющегося биллинга эта цепочка была продублирована в части проверки правильности начислений. Затем были выявлены и скрупулезно проанализированы причины расхождений – от интегральных значений к детальным, с показом структуры расхождений, их динамикой и абсолютной величиной. Это позволило не только проверить правильность настроек имеющегося биллинга, но и выявить причины расхождений – от очевидных (например, некорректная тарификация вновь открытого направления) до весьма неявных (например, погрешности имеющихся алгоритмов округления).

«ИКС»: Что еще оказалось в фокусе исследования?

Д. Бутяев: Мы провели анализ взаиморасчетов с присоединенными операторами – от оценки соответствия маршрутизации трафика заключенным договорам о межсетевом взаимодействии до проверки правильности взаиморасчетов и анализа прибыльности работы. Отдельно хочется отметить работы по выявлению негативного поведения абонентов. Здесь и случаи несанкционированного доступа к сети (в этом может помочь выявление звонков от абонентов, не числящихся в биллинговой системе или заблокированных), и обнаружение несанкционированных шлюзов IP-телефонии с определением их владельцев и пользователей, определение объема «уводимого» трафика или, наоборот, междугородного трафика, «приземляемого» под видом локального.

«ИКС»: Могут ли операторы сами провести такую работу?

С. Александров: Практически нет, и причин тому много. Оператор для этой цели должен будет выделить большой штат сотрудников высокой квалификации с хорошо развитыми аналитическими способностями. На разработку методологии и аппаратно-программного комплекса может потребоваться слишком много времени. Другое дело, если оператор будет использовать уже готовую систему, настроенную персонально для него.

«ИКС»: А какой подход вы предлагаете клиенту?

С. Александров: Мы предлагаем два варианта. В первом случае всю работу мы выполняем сами: приезжаем к клиенту, заключаем договор о конфиденциальности, «скидываем» учетную информацию на жесткие диски и анализируем их в своей лаборатории на базе нашей методикис помощью нашего решения. Результаты высылаются клиенту разово или с заданной периодичностью вместе с рекомендациями по устранению причин потерь.

Во втором случае мы устанавливаем и настраиваем весь аппаратно-программный комплекс у клиента и обучаем его специалистов. Система позволяет проводить мониторинг с определенной периодичностью снятия информации с коммутационного оборудования.

«ИКС»: Созданный вами образец системы универсален?

Д. Бутяев: Да, мы готовы выполнять мониторинг незапланированных потерь по всему спектру работ, прописанных для системы Revenue Assurance, для операторов транзитной, мобильной и фиксированной связи.

И. Буданов: Проект, безусловно, очень полезен оператору. Начиная с независимого аудита работы всех подсистем, компания получает четкую картину: где, когда, как и какой трафик проходит через их сеть – а это уже информация, которую можно использовать и при формировании тарифных планов, и при оценке загруженности каналов. Определение потерь, провоцируемых негативным поведением абонентов, позволяет не только выявить их персонально, но и обнаружить схемы мошенничества и подсчитать общий финансовый ущерб, нанесенный оператору. А анализ прибыльности работы с присоединенными операторами дает возможность компании на основе конкретных цифр формировать ясные и понятные условия договоров о межсетевом взаимодействии.

«ИКС»: Насколько востребован ваш продукт сейчас и каковы, на ваш взгляд, его перспективы?

С. Александров: Системы гарантирования доходов еще только начали появляться в России, но уже многие операторы задумываются об их внедрении. А с усилением конкуренции и падением доходности потребность в них будет расти.

В 2004 г. аналитическое агентство Analysys провело опрос 100 телекоммуникационных компаний по всему миру. Согласно полученным данным, средние потери доходов достигают 10,7% оборота, при этом опрошенные операторы оценили «допустимый» размер потерь менее чем в 1%. Основными источниками потерь операторы считают не проработанные бизнес процессы, внедрение новых услуг и тарифных схем, утерю информации при обработке записей об оказанных услугах (CDR-записей), а также мошенничество.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!