Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 9 2005 | ![]() |
![]() |
Татьяна ТОЛМАЧЕВА  | 01 сентября 2005 |
У телекомов с долговым рынком взаимная любовь

Российский рынок корпоративных облигаций развивался медленнее отечественного рынка акций. Облигации, как известно, должны выпускаться компаниями, уже достигшими высокой стабильности и имеющими имидж на рынке, что на момент становления российского рынка ценных бумаг было большой редкостью. Современный рынок корпоративных облигаций переживает настоящий бум. Ежемесячно он пополняется новыми эмитентами, а участники «со стажем» увеличивают объемы своих облигационных займов. Так, 18 августа 2005 г. объем торгов корпоративными и муниципальными бумагами составил в стране порядка $119 млн. (для сравнения: объем торгов на российском рынке акций 16 августа 2005 г. достиг рекордного за последний год значения – $64,8 млн.).
Облигационный заем как форма заимствования очень популярен среди российских телекомов. К середине нынешнего года отрасль связи (наряду с банковским сектором) являлась самым крупным заемщиком на долговом рынке: в августе на рынке находилось в обращении 280 выпусков облигационного займа на общую сумму 345 млрд. руб. (свыше $12 млрд.), из которых на долю операторов связи приходилось почти 15% (более 51 млрд. руб.) (для сравнения: в структуре рынка облигаций частных корпораций США сектору телекоммуникаций принадлежит порядка 10%).



Из жизни телекомов на долговом рынке

В 1995–2000 гг. региональные электросвязи уже достаточно активно пользовались этим инструментом. Первым альтернативным оператором, появившимся на рынке облигационных капиталов, был «ТАИФ-Телком», который в 1999 г. успешно разместил облигационный заем на 27 млн. руб. (выпуск погашен в 2002 г.). Среди его альтернативных коллег, обратившихся к этому финансовому инструменту, были СМАРТС, МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», «РеКом», «Конверс-связь», «Апекс», «Байкалвестком», «Интелсет». А к середине текущего года способ опробовали уже более 35 российских телекомов, которые произвели в общей сложности несколько сотен выпусков облигаций (сейчас в обращении находятся более 140 выпусков) на общую сумму порядка 53 млрд. руб. В перечень владельцев облигаций, обращающихся на российской бирже, входят 19 операторов связи. Но ни одна из их облигаций не относится к первому эшелону.
Несмотря на небольшой еще опыт наших корпораций по привлечению облигационного капитала, операторы связи уже успели глубоко интегрироваться в международную финансовую систему. На середину 2005 г. размер евробондов отечественных предприятий связи составлял почти $3,5 млрд. Телекомы – наиболее ликвидные компании в секторе корпоративных еврооблигаций. Для российских телекомов привлекателен рынок иностранных облигаций в США, в первую очередь крупными размерами займов, которые в среднем составляют $100 млн, а наиболее крупные достигают $300 млн. и более.
Структура евробондов общепринятая – 3–5 лет с полугодовым купоном. Вопросы качества и надежности выпускаемых облигаций постоянно контролируются корпорациями, так как напрямую влияют на динамику продаж на рынке ценных бумаг. Крупнейшие телекомы тоже начали проявлять заинтересованность в повышении ликвидности собственных облигаций.
Степень риска и надежности облигаций эмитентов оценивают такие аналитические агентства, как, например, Standard & Poors и Moody’s Investors Service (в России – Moody’s Interfax Rating Agency). При этом S&P пользуется системой буквенных обозначений (по шкале убывающего качества) на основе первых четырех букв латинского алфавита – A, B, C и D; для каждой применяются три комбинации (например, AAA, AA, A). Самый высокий рейтинг имеют облигации ААА. Облигации группы B также привлекают инвесторов, которые готовы пойти на риск в надежде на более высокую доходность. Для таких займов характерна некоторая неопределенность в возврате основного долга, выплаты причитающихся процентов, стабильности курса. Группы С и D объединяют облигации с высокой степенью неопределенности в отношении основной суммы долга и процентных выплат.
Аналогичную систему символов использует в национальной рейтинговой шкале (.ru) и Moody’s Interfax Rating Agency. Самая высокая надежность у долговых бумаг с рейтингом Ааа.ru, средние риски – у бумаг с рейтингом Baa.ru. Долговые обязательства с рейтингом Cаа.ru характеризуются как в высшей степени спекулятивные.


Пять доводов в пользу облигационного займа
Финансовый инструмент привлечения средств через облигационный заем очень популярен. Облигации – основной инструмент корпораций, в том числе и телекомов, для мобилизации денежных ресурсов на фондовом рынке. В пользу привлечения облигационного (а не акционерного) капитала говорят следующие обстоятельства:
во-первых, держатели контрольного пакета акций не заинтересованы в увеличении общего числа акций и, как следствие, в размывании своей доли;
во-вторых, в случае застоя биржевой конъюнктуры разместить новый выпуск акций по приемлемому курсу очень сложно;
в-третьих, выпуск облигаций – более дешевый по сравнению с акциями способ финансирования; проценты по облигациям и кредитам могут включаться в себестоимость продукции, а дивиденды по акциям выплачиваются из чистой прибыли;
в-четвертых, облигации предполагают привлечение капитала в основном на длительный период, что позволяет компаниям не только осуществлять крупные инвестиции в оборудование и строительство, но и последовательно планировать свою хозяйственную деятельность, исходя из сроков выпуска облигационных займов;
в-пятых, облигации – достаточно надежный инвестиционный инструмент для инвестора. Это долговое обязательство, свидетельство о кредите, предоставленном владельцем облигации заемщику-эмитенту. Именно поэтому привлечение финансирования через размещение облигационного займа – наиболее доступный инструмент для компаний с репутацией на рынке.

Оценивая отечественный рынок облигаций в целом, аналитики отмечают тенденцию к смещению в сегмент первичных размещений и снижению активности вторичных торгов. Ярким подтверждением этого стали итоги последних аукционов. В течение только одной недели августа 2005 г. рынок с легкостью «переварил» девять новых выпусков на сумму почти 22 млрд. руб. Причем на большинстве прошедших аукционов спрос превышал предложение в 1,5–2 раза. Высокий спрос рождает предложение, и все больше компаний торопятся воспользоваться благоприятной конъюнктурой.
Рейтинг российских операторов на рынке корпоративных облигаций

Российские операторы связи широко практикуют выпуск облигаций как с короткой (до 100 дней), так и с длительной (на 3–5 лет) дюрацией (для сравнения: в США облигации выпускаются в среднем на срок от 10 до 30 лет). Сравнительно незначительные сроки для российских корпораций оправданны: они позволяют не только довольно быстро получить покупателю доход, а корпорации – денежные средства, но и обезопасить обе стороны от инфляционных и других экономических потрясений.
Доходность облигаций дифференцирована разными процентными уровнями и существенно зависит от спроса и предложения. Однако процентная ставка по указанным облигациям остается довольно высокой на протяжении длительного времени и колеблется в пределах 8–10%.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!