Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2005
Вера ШУЛЬЦЕВА  01 октября 2005

На полигоне дальней связи

Вектор – правильный

– Владимир Георгиевич, какова, на ваш взгляд, готовность нормативной базы к старту конкурентного рынка?

– Сам факт либерализации телекоммуникационного рынка определяется законом «О связи», а механизм его действия – подзаконными актами, утвержденными постановлениями правительства. Важнейшие из них: Правила присоединения сетей электросвязи…, Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии…, перечни лицензионных условий… и Правила оказания услуг телефонной связи. Дальнейшая детализация этого механизма уже проходит в приказах Мининформсвязи, два из них* вышли совсем недавно.

Путь горизонтальной демонополизации нашел свое отражение в нормативных актах правительства. МЭРТ совместно с Мининформсвязи готовит документ о взаиморасчетах операторов, определяющий экономические параметры создаваемых моделей. Нормативная база обрисована, хотя вопросов еще много. Аргументы руководителей министерства в пользу данной модели весьма убедительны. Важна и практика решений. Лицензирование перестало быть существенным барьером для выхода на рынок. И пусть политика либерализации проводится не совсем так и не так быстро, как хотелось бы операторам, вектор выбран верный.

– Какие факторы препятствуют процессу демонополизации рынка дальней связи, а какие – «дуют в паруса»?

– «Попутный ветер» либерализации рынка – это потребность общества в развитии телекоммуникационных технологий (сегодня она превышает предложение), а еще само развитие техники и технологии, способствующее уменьшению затратного механизма при решении проблем, которые раньше были под силу только монополиям. Иными словами, снижается стоимостный порог «дальних» проектов.

Осложняют процесс демонополизации сильные позиции монополиста и по-прежнему неполная ясность нормативной базы. Взаиморасчеты, схемы построения сетей и другие моменты затрудняют предсказуемость проектов, что важно для инвесторов.

Каждому свое

– Как вы оцениваете перспективы игроков – крупных и небольших – на рынке дальней связи?

– Я бы не стал разделять компании на крупные и мелкие, а выделил «Ростелеком'BB и отчасти «ТрансТелеКом»: они владеют большими канальными ресурсами, способны выполнять функции «оператора для операторов» (т.е. предоставлять инфраструктуру для междугородных операторов). Работать с абонентами для них все равно что слона учить играть на свирели. Им трудно освоить новую, нехарактерную для них рыночную нишу. Мне такой путь представляется нерациональным.

Более понятно и оптимистично по прогнозу вхождение в этот рынок таких компаний, как «Голден Телеком» или «Эквант»: они и создавались с этой целью. У «Голден Телекома», скупившего многих операторов, хорошая периферийная инфраструктура.

А небольшие региональные операторы рано или поздно придут к нашей схеме: образованию объединений. Они или присоединятся к нам, или создадут свои ассоциации типа ОСС. Безусловно, пойдет укрупнение, консолидация мелких операторов, но останутся «Ростелеком» и «ТрансТелеКом» плюс еще максимум пять компаний. За два года все образуется.

– Возможно ли появление иностранного игрока?

– Это неизбежно: такой участок рынка не останется без внимания. Как только «Связьинвест» будет продан и станет понятно, что государство не доминирует в этом сегменте, появится иностранный участник.

– Какова миссия АОТС в формировании «Центринфокома»?

– Создание «Центринфокома» – прямое выполнение решения ассоциации по формированию субъектов на рынке конкуренции. Развитие нормативной базы отрасли – повседневная работа АОТС. Сейчас мы расширили круг задач, чтобы способствовать возникновению, развитию и поддержке конкурентоспособных субъектов рынка. Можно создать великолепную нормативную базу, но если на рынке как был один монополист, так и остался, то с кем он будет конкурировать?.. АОТС выйдет из учредителей «Центринфокома», как только компания станет полноправным конкурентоспособным оператором, поскольку ассоциация не должна быть хозяином одного из участников рынка.

Разработана концепция создания оператора, подписаны инвестиционные соглашения по проекту, завершается стадия выбора технологии и основного поставщика техники для сети, определен системный интегратор – организационная стадия будет завершена в течение ближайшего месяца.

– Ваша стратегия?

– Мы хотим создать небольшую мобильную, современную компанию, способную оказывать универсальные услуги (голосовую связь, передачу данных, видео). Если к нам пришел абонент, мы должны обеспечить его всем. Только это позволит нам в условиях ограниченных ресурсов и отсутствия такого мощного фундамента, как, предположим, у «Ростелекома», создать конкурентоспособную систему. Повторять то, что уже действует, экономически невыгодно.

Второе положение нашей стратегии – опора на региональных операторов. Отношения с ними будем строить на взаимовыгодных договорных началах, использовать их сетевые и кадровые ресурсы.

Наш очень большой минус в том, что у нас нет базы, мощной инфраструктуры. Очень большой плюс – нам не надо заниматься модернизацией, думать о совместимости и т.д. Часто построить новое дешевле, чем реконструировать старое.

Отрасль стоит на пороге качественных изменений как в технологии, так и в модели отношений. Пора переходить к ИКТуслугам – созданию call-центров, сопровождению каналов, предоставлению контента и т.д. Это залог успешного вхождения в рынок. Естественно, на начальном этапе рыночная инерция даст существующим операторам определенные преференции, но наша стратегия, ориентированная на самые современные ИКТ-услуги (весь спектр VPN), будет «играть».

Основы сети (транзитные узлы) будем строить силами и на собственные средства «Центринфокома», а к созданию в регионах России точек присоединения планируем привлекать существующих операторов связи.

– Для начинающего оператора дальней связи форма конгломерата компаний «Центринфокома» – преимущество или «слабое звено»?

– С одной стороны, это слабое звено, так как вопрос согласования интересов с партнерами очень сложен. С другой – преимущество, поскольку мы выходим на уже сложившихся операторов, имеющих свою базу в регионах.

Оператор становится продавцом

– Что будет критерием успеха?

– Залогом успеха всей акции либерализации рынка станет не наличие у операторов мощной инфраструктуры и не огромная база абонентов, а фактор скорости – насколько быстро новые игроки научатся работать в условиях конкуренции. Критерии: качество, спектр, надежность и дешевизна услуг, а также реклама, умение продвигать свой товар, создать имидж – чисто рыночные.

– Когда и в какой форме «Центринфоком» собирается активизировать маркетинг?

– Пока что фиксированная связь работает в условиях распределения дефицита. Отрасль предоставляет услуги, а не продает. Сегодня связисты начинают продавать услуги – это в корне меняет дело. И «Центринфоком» намерен «играть» на отношениях с абонентом. Мы создаем структуру, нацеленную на продажу. Основным нашим преимуществом станет ориентация на потребителя, активный маркетинг. Мы перевернем ситуацию: абонент будет чувствовать себя не просителем, а желанным гостем.

– На какую долю рынка дальней связи (сегодня это $2,8 млрд) вы рассчитываете?

– Критерий успешности «Центринфокома» – это возможность выбора в каждом регионе страны между оператором «Связьинвеста» и нашей компанией. Неважно, какую долю рынка мы будем контролировать, – мы и не претендуем на существенную! В бизнес-плане у нас оптимальная доля – 25%, минимальная – 10%. Успешным мы будем считать любой уровень рентабельного функционирования оператора дальней связи, если тот обеспечит конкурентную среду в своем регионе. К коммерческому оказанию услуг планируем приступить в начале 2007 г.

– Готов ли российский абонент вступать в договорные отношения сразу с несколькими операторами дальней связи? Или «одеяло» останется на стороне «Ростелекома»?

– Думаю, абонент преимущественно будет взаимодействовать с одним оператором, но кто сказал, что это будет «Ростелеком»?
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!