Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2009
Олег РАЗИН  07 апреля 2009

Я хочу строить самолеты, или Почему в России мало радиоинженеров

Российская высшая школа радиоинженеров – в упадке. Подавляющее большинство абитуриентов выбирают будущую специальность случайно. Но и те немногие, кто сделал выбор осознанно, к старшим курсам теряют всякий интерес к технике. Почему уничтожается творческое начало в инженерных профессиях и как переломить ситуацию?

Олег Разин, МТУСИ,  ООО Razin & MusatoffСлучайности закономерны

«Земляной проводник – это медный кирпич размером примерно 25 × 30 × ×
10 см с сопротивлением приблизительно 25 кОм»; «электронная лампа в зависимости от ее предназначения может быть заполнена дистиллированной водой или трансформаторным маслом»; «если к щупам осциллографа присоединить батарейку, то на экране мы увидим синусоиду с частотой 50 Гц»... Думаете, это цитаты из книги «Физики шутят»? Увы, нет! Это совершенно серьезные высказывания студентов четвертого-пятого курсов Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) на экзаменах, на защите лабораторных и курсовых работ.

Конечно, такие перлы выдают далеко не все, но парадоксальные ситуации возникают достаточно часто. Так, студенты, обучающиеся специальности «радиотехника», с большим трудом могут сформулировать, что же эта радиотехника собой представляет, и она им совершенно не интересна. А многие из тех, кто пытается получить специальности «радиосвязь» и «подвижная радиосвязь», из
  всей этой области знают лишь сотовый телефон (да и то скорее как набор дополнительных мультимедийных функций, чем как средство связи).

Почему же постепенно теряют интерес к избранным ими специальностям даже те, кто сознательно выбрал технические учебные заведения? Подчеркиваем, речь идет именно о таких студентах, поскольку, к великому сожалению, многие попадают в вузы случайно. «Случайные люди» – беда любого вуза, но в технических она все больше становится массовым явлением. Начнет ли ситуация когда-нибудь меняться к лучшему, сказать трудно. Пока прогнозы неутешительны, поскольку нынешняя политика воспитания молодежи не способствует пробуждению у молодых людей интереса к технике.

Несмотря ни на что, у некоторых ребят интерес к технической сфере все же есть и они не прочь его развить. Но, выбрав соответствующий путь своего дальнейшего образования, они сталкиваются с новыми проблемами.

Как убить интерес к технике

Итак, молодой человек сознательно поступил в технический вуз. С первого курса ему преподают высшую математику, классическую физику, гуманитарные науки, но ни слова не говорят о том, ради чего он сюда пришел. «Живой» аппаратуры он не видит, зато на него градом сыплются интегралы и дифференциалы, многоэтажные формулы и теоремы. Студент еще не понимает, зачем все это нужно, но твердо знает: от успешного переваривания предлагаемой ему «каши» зависит его судьба в вузе, да и дальнейшая жизнь. Вполне естественно, что росток интереса к технике, если и был в этом молодом человеке, начинает чахнуть и чаще всего умирает.

 Истоки надежды

Однажды на съемках детской телепередачи ведущий подошел к группе ребятишек лет семи-десяти и задал им тривиальный вопрос: «Кем вы хотите стать и чем заниматься в будущем?». Последовали опять-таки привычные для нашего времени ответы – бизнесменом, юристом, депутатом, и ведущий сглатывал их, одобрительно «угукая». И вдруг один мальчуган сказал: «А я хочу строить самолеты и космические корабли». Не знаю, как сложится его жизнь и кем он действительно станет. Но сейчас – низкий поклон ему и его родителям.
Да иначе и быть не может! Вспомните, как, впервые знакомя маленьких детей, скажем, с растениями, им говорят что-то вроде «вот цветочек, посмотри какой он красивый и какие у него лепестки…». И дети начинают осваивать окружающий мир с естественным интересом. Если же взрослый заявит, что «это растение относится к семейству крестоцветных, имеет столько-то тычинок, листьев и т.д., и ты должен все это выучить и завтра мне рассказать, а иначе – ремня и никакой улицы», то ребенок цветы и видеть-то не захочет. Кое-кто скажет, что нельзя сравнивать малышей и совершеннолетних студентов, но я уверен в адекватности примера: современная молодежь в мире техники – те же дети, не знающие этого мира.

Задача технического вуза – поддер-жать и по возможности развить интерес к технике у «начинающих» студентов, сначала показав им красоту и романтику этого мира, а уж потом приступив к объяснению его устройства. На деле же интерес студентов к предмету их будущей специальности не только не поддерживается, но попросту душится сухостью и косностью нынешней системы высшего образования.

Мало того, зачастую обучение на младших курсах совершенно не согласовано с обучением на старших. Ситуация складывается парадоксальная: студенты старших курсов, приходящие на лабораторный практикум, не имеют ни малейшего представления о том, как пользоваться измерительными приборами, а некоторые даже не понимают разницы между, например, генератором и осциллографом. Приходится на старших курсах заполнять пробелы предыдущих лет обучения, но интерес к технике у таких студентов уже не возрождается.

Проверено на себе

Однажды наша кафедра выделила мне несколько учебных часов на то, чтобы рассказать студентам об измерительных приборах. Я хотел показать, как и что эти приборы позволяют делать, чтобы на лабораторных занятиях студенты не тыкались в них, подобно слепым котятам. И что же? Пришли единицы – остальным «живая» техника оказалась неинтересна.

Некоторые преподаватели нашей кафедры на лекциях показывают студентам, как выглядит, например, конденсатор или катушка индуктивности. Доучившиеся до старших курсов студенты ничего этого прежде в глаза не видели. Мы периодически устраиваем экскурсии по лаборатории, во время которых включаем всю аппаратуру, показываем ее работу «вживую» и рассказываем, где и как она используется. Тратим на это лекционное время, пытаясь пробудить у студентов хоть какой-то интерес, но большинство из них только мило улыбаются и явно хотят, чтобы все поскорее закончилось. Обидно. Хотя чего же мы хотим, если с «живой» техникой студенты сталкиваются в лучшем случае на последних курсах, а иногда не сталкиваются вовсе? Если радиоэлементы они видят только в виде мнемонических значков на бумаге и груды формул, если при обучении весь упор делается на заучивание той информации, которую можно при необходимости найти в любом справочнике!

Я сам прошел весь этот путь, будучи студентом. Правда, я поступил в вуз уже сформировавшимся радиолюбителем, имеющим четкие интересы и цели. Прорываясь сквозь тяготы первых курсов и необходимость заучивания совершенно бесполезных, как тогда казалось, сведений, я продолжал видеть «свет в конце туннеля», и только это не дало мне бросить институт еще в начале обучения. Добравшись на старших курсах до аппаратуры и окунувшись в тот мир, ради которого сюда и пришел, я наконец понял, что знания по высшей математике, физике и т.д. необходимы для творческой работы. Я обратился к когда-то ненавистным учебникам и справочникам, и – о чудо! – насколько легко начала вливаться в меня информация, насколько легко оказалось ее понимать и запоминать! А ведь изменилось только одно: эта информация стала мне действительно нужна, а соответственно, появилась мотивация к ее усвоению.

Нет-нет, да и вспоминаю о своих сокурсниках, которые «вылетели» из института только потому, что преподаватели на младших курсах не сумели или не захотели пробудить в них такую мотивацию. Среди этих ребят были очень талантливые люди, которые еще на втором курсе работали в эфире на аппаратуре, созданной своими руками. Уверен, что из них получились бы настоящие инженеры, а не продавцы сотовых телефонов или отверточные сборщики импортной аппаратуры…

Очевидно, что нынешнюю систему высшего технического образования надо менять. Она полностью себя изжила, не учитывает ни специфику современной жизни, ни психологические особенности молодежи. А самое главное, она не учитывает того, что человек познает мир и обучается по вполне определенным законам. Вы спросите, есть ли у меня конкретные предложения?

Да, есть.

Как возродить высшую школу радиоинженеров в России читайте в следующем номере «ИКС».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!