Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2005
Н. ДОЛГОПОЛОВА  И.А. РЫТВИНСКИЙ  Н.И. БЫСТРИЦКИЙ  01 ноября 2005

Услуги triple play как средство повышения ARPU

Новые сервисы – осознанная необходимость

На отечественном рынке телекоммуникаций набирает силу мировая тенденция интеграции телекоммуникационных и информационных технологий, приведшая к появлению целого спектра услуг нового типа – инфокоммуникационных. Растет интерес конечных потребителей к новым услугам, снижаются доходы операторов от предоставления традиционных услуг связи, усиливается конкуренция на всех уровнях операторской деятельности, идут процессы слияния и укрупнения операторских компаний.

В этой ситуации оператору для успешного ведения бизнеса необходимо поддерживать более широкий набор услуг, чем у конкурентов. Статистика свидетельствует: доход от одного подписчика новых телекоммуникационных услуг в несколько раз выше, чем от абонента традиционной телефонии. Именно поэтому операторы стремятся развивать новые услуги связи.

«ЦентрТелеком» находится на передовых рубежах внедрения новых технологий и услуг. В структуре его доходов растет доля услуг подключения к сети Интернет, передачи данных и ИСС. По результатам первого квартала 2005 г. новые услуги принесли компании 285 млн руб., или 4,4% всех доходов.

Задача на перспективу – активизация действий, направленных на дальнейшее увеличение доли новых услуг в деятельности компании

Одним из путей решения этой задачи может стать переход «ЦентрТелекома» на предоставление услуг triple play.

Внедрение решений triple play позволяет добавить услуги передачи видео и различного вида контент-услуги к традиционным голосовым и передаче данных, помогая операторам связи эффективно конкурировать на рынке телекоммуникаций, повышать рентабельность, снижая отток абонентов и ускоряя возврат инвестиций в строительство широкополосных сетей. Как правило, данные решения позволяют предлагать абонентам не только традиционные услуги сетей кабельного телевидения, но и уникальные сервисы, возможные только в пакетных сетях.

Тактика внедрения услуг

Наполнение сети широкополосными услугами зависит от многих факторов, связанных как со структурой сети и способами получения контента, так и с технической реализацией конкретного решения triple play.


Как показывает международный опыт, услуги triple play позволяют в 2–3 раза увеличить ARPU как за счет их внедрения, так и вследствие их сегментации и объединения в пакеты. Восприятие абонентами стоимости и содержания широкополосных услуг зачастую не совпадает с ожиданиями оператора. Во многих случаях стоимость услуг широкополосного доступа превышает ту сумму, которую абоненты готовы за них заплатить. Чтобы решить проблему, следует изучить требования абонентов, провести сегментацию абонентской базы и разработать целевые пакеты услуг/тарифных планов, рассчитанные на разные категории абонентов.

На начальной стадии внедрения решений triple play рекомендуется предлагать 2–3 пакета услуг, постепенно увеличивая их количество по мере роста абонентской базы и расширения ассортимента услуг. А при подготовке к внедрению оператору следует серьезно отнестись к разработке маркетинговой стратегии предоставления услуг triple play.

Немаловажный фактор – установление хороших взаимоотношений с абонентами и повышение их лояльности. По оценке Bernstein Primary Market Research, предложение оператором развлекательных и видеосервисов более чем втрое снижает отток клиентов.

В конечном итоге внедрение решений triple play повышает прибыль и усиливает позиции оператора за счет существенного увеличения ARPU при предоставлении новых услуг, улучшения имиджа компании и повышения ее конкурентоспособности, сокращения оттока абонентов, получения дополнительного дохода от рекламы и телевизионной коммерции.


Сервисы triple play

Интерактивный каталог услуг ISG (EPG, IPG) предоставляет удобный интерфейс выбора контент-услуг. С помощью пульта дистанционного управления ТВ-приставки абонент может выбирать ТВ-каналы и программы, игры, переписываться с друзьями в чате, просматривать почту и интернет-страницы. Можно производить настройку внешнего вида каталога; делать «закладки» для выбранных услуг, приобретать и удалять пакеты услуг; проверять свой лицевой счет и пользоваться абонентским сервисом (рис. 1).

Трансляция ТВ- и РВ-программ конечным пользователям широкополосных сетей на их телевизоры или персональные компьютеры. Программы выбираются с помощью меню интерактивного каталога услуг или индивидуальной программы передач канала, которая выводится на экран телевизора. Операторы могут создавать собственные каналы, вести смешанную трансляцию с нескольких каналов, комбинировать программы местных и центральных каналов. Оплата услуг входит в абонентскую плату.

Платные ТВ-программы позволяют предоставлять абонентам новые фильмы, спортивные и развлекательные программы: PPV обеспечивает передачу контента в заданное оператором время; карусельное видео по запросу (NVoD) более удобно для абонентов, поскольку трансляция программ происходит в виде сеансов со сдвигом во времени. Для предоставления услуг PPV/NVoD могут быть целиком задействованы несколько каналов или выделены определенные временны’е интервалы на ТВ-каналах. Техническая реализация услуг та же, что и транслируемого ТВ, но плата за контент либо за время его просмотра взимается при каждом доступе абонента к контенту. Абонент может выбирать нужное содержание также с помощью интерактивного каталога услуг или программы платных ТВ-программ.

Видео по запросу (VoD, true VoD, DVDoD) позволяет абоненту в любое время получать видеоконтент с сервера провайдера. Программы и фильмы классифицируются в каталоге по тематическим категориям (драма, боевик, комедия и т.д.). Каталог подробно описывает контент (актерский состав, режиссер, продолжительность, рейтинг, краткое содержание, расценки) и позволяет просмотреть отрывок из выбранного фильма (рис. 2). Плата взимается за каждый просмотр.Оплаченное видео по запросу (SVoD) позволяет абонентам просматривать предварительно заказанные на определенный период пакеты видеоконтента (в рамках абонентской платы).

Персональный видеомагнитофон (PVR) , обладая возможностями бытового видеомагнитофона, производит запись и хранение видеоконтента для последующих просмотров по желанию абонента, переправляет контент на ТВ-приставку со встроенным видеомагнитофоном для передачи в часы наименьшей нагрузки сети. Варианты услуги: sPVR (записывающие функции встроены в абонентскую ТВ-приставку); сетевой персональный видеомагнитофон (nPVR) (организует виртуальное пространство на сервере оператора для хранения видеоконтента); интеллектуальный сетевой персональный видеомагнитофон (InPVR) (позволяет вести учет предпочтений абонента и автоматически выбирать и записывать нужный контент).

Трансляция, смещенная по времени (Time Shifted TV) , – демонстрация предварительно записанных программ с задержкой на заданное время.

Аудио по запросу (AoD, MoD, Digital Jukebox) . В дополнение к радиотрансляции абоненты имеют возможность заказывать музыку и аудиопрограммы либо по запросу (аналогично услуге VoD), либо как пакет услуг AoD.

Загрузка аудиофайлов и аудиоархив позволяют абоненту загружать на свои бытовые устройства файлы нужного формата из сетевой библиотеки и сохранять их на сетевом сервере библиотеки.

Игры (GoD) на экране телевизора с помощью абонентских пультов дистанционного управления. Разновидности: игры с компьютером (вторым игроком выступает сетевой сервер или ТВ-приставка) и интерактивные сетевые игры (партнерами являются другие пользователи сети). Игровое меню предоставляет список желающих принять участие в игре.

Мгновенные сообщения. С помощью экранной клавиатуры или пульта дистанционного управления абоненты могут обмениваться в интерактивном режиме текстовыми сообщениями в чате (chat), а также составлять и отсылать короткие текстовые сообщения (ТВSMS) на мобильные телефоны со своих телевизоров.

ТВ-электронная почта организует доступ абонентов к их почтовым ящикам и просмотр электронной почты на телеэкранах. Можно также составлять и посылать почтовые сообщения с помощью виртуальной клавиатуры.

Доступ в Интернет с телевизора удобен для абонентов, не имеющих персонального компьютера. Однако из-за различий в способах формирования изображения в системах телевизора и персонального компьютера рекомендуется входить в Интернет через специальный портал оператора, параметры которого оптимизированы под характеристики ТВ-приемника. Доступ в Сеть и передача данных тарифицируются по объему передаваемого пакетного трафика.

ТВ-реклама: вставка рекламных сообщений в транслируемый контент, бегущая рекламная строка на экране телевизора, а также адресная реклама, которая позволяет абонентам, не выходя из дома, приобретать различные товары.

ТВ-коммерция: ТВ-покупки («магазин на диване») позволяют из дома заказывать товары у продавцов, связанных договором с провайдером услуг (рис. 3); ТВбанк поддерживает доступ абонента к персональному банковскому счету. ТВ-коммерция позволяет также операторам продавать билеты на развлекательные мероприятия, предлагать наиболее активным абонентам поощрительные призы в виде фильмов, билетов на концерт и т.д.

Новости и местная информация: дорожный трафик, расписания вокзалов и аэропортов, программы театров, кино, клубов и пр. Услуги могут предоставляться бесплатно или включаться в абонентскую плату.

Сетевой фотоальбом для централизованного хранения и просмотра изображений абонента. Услуга может также использоваться операторами для организации виртуальных выставок-продаж произведений искусства.

Дополнительные интерактивные инфоуслуги: доступ к онлайновым аукционам, биржевым сводкам, проведение голосования, гороскопы и т.п.

IP-телефония включает в себя как голосовую связь, так и дополнительные услуги: информацию о телефонных вызовах (на телеэкране отображаются данные о принятых/пропущенных/произведенных вызовах); телефонную книгу и автоматический номеронабиратель (автоматическое соединение с номером из персональной телефонной книжки абонента); АОН (на экран выводится сообщение с указанием телефонного номера/фамилии вызывающего абонента); блокировку, переадресацию и ожидание вызова; конференц-связь и др. Услуги IP-телефонии обычно тарифицируются по продолжительности соединения.

Расширенный спортивный контент обеспечивает доступ к спортивной статистике (рис. 4). Абонент может участвовать в голосовании при выборе лучшего игрока, делать прогноз финального счета и т.д., размещать рекламные сообщения и предложения о приобретении спорттоваров.

А также:

видеотелефония и видеоконференцсвязь; дистанционное обучение; дистанционное медицинское обслуживание и телемедицина; ТВлотереи и ставки; удаленный контроль безопасности жилища; удаленное управление бытовыми приборами; информация о погоде.

Источник: список услуг, предоставляемый полнофункциональной платформой распределения контента FS-CDN компании INTRACOM S.A

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!