Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2005
Борис ЛАСТОВИЧ  01 декабря 2005

Информационные технологии =/ информационная экономика

В этом аспекте нет оснований для переоценки значимости и нашего предмета обсуждения. Тем более что за последние полвека это поле возделывается уже не один раз, а транснациональные корпорации потому и стали таковыми, что умеют формировать спрос на свой товар.

Бум сменяет бум

Люди старшего поколения помнят бум вокруг кибернетики в 50–60-х годах прошлого столетия, в 70–80-х большие надежды возлагались на автоматизированные системы управления производством (АСУП). В конце века – новый бум, связанный с Интернетом, а теперь вот – информационные технологии.

В чем же суть этого действительно прогрессивного, жизненно необходимого в так называемом постиндустриальном обществе направления человеческой деятельности?

В философском смысле ИТ – очередной виток эволюции производительных сил. На современном этапе развития цивилизация подошла к барьеру, определяемому естественными возможностями человека в умственной сфере. Способностей человека стало недоставать для эффективного решения всего многообразия новых и все более сложных задач, а потому возникла потребность в автоматизации рутинных умственных процессов, передаче их функций машинам. К тому времени появилась и возможность создания соответствующих машин.

С этого все и началось. К концу Второй мировой войны были созданы точные радиолокационные системы обнаружения и слежения за воздушными целями, а также эффективные средства их поражения. Но вот человек, в силу ограниченности своих реакций, уже не мог обеспечить необходимую взаимосвязь между радиолокаторами и системами управления огнем зенитных батарей, что не позволяло полностью реализовать их возможности. На этом стыке и появилась в США в 1947 г. (на военных кораблях) первая кибернетическая система, в которой впервые был применен главный инструмент автоматизации логических операций в реальном масштабе времени – вычислительная машина (на тысячах электронных ламп).

Всего через пару десятков лет возникли «твердотельные» микропроцессоры (разработанные для лунного модуля «Аполлон»), позволившие на несколько порядков уменьшить размеры вычислительных машин, затем программные решения, на базе которых можно было формировать открытые сети для взаимодействия компьютеров. И уже к концу века число пользователей Всемирной паутины исчислялось миллионами, оборот электронной торговли только в США приблизился к $100 млрд, а контроллеры, превосходящие по функциональности первую ЭВМ, стали управлять двигателями серийных автомобилей. Новые технологии все шире используются и для предоставления разнообразных услуг комфортного характера, повышая тем самым качество жизни людей.

Сегодня эти процессы приобрели массовый характер и в России, однако я не стал бы выделять их в отдельную, «информационную», экономику. Это именно технологии, способы достижения тех или иных целей человеческой деятельности. Как в свое время механизирующие ручной труд «индустриальные технологии», ИТ появляются тогда, когда они востребованы обществом и могут быть реализованы на данном этапе развития индустрии. В общем, это еще одно средство повышения эффективности общественного производства и качества жизни социума, отличительными чертами которого являются глобальность, невиданная прежде скорость совершенствования и – большие деньги.

С большими деньгами связаны как коммерческая привлекательность новой сферы деятельности, так и большие риски для бизнеса. Достаточно вспомнить лопнувший инвестиционный пузырь в интернет-индустрии конца 90-х, банкротство WorldCom или миллиардные затраты на приобретение лицензий нового, инфокоммуникационного поколения мобильной связи – 3G, поставившие на грань краха ряд ведущих мировых операторов.

Немалые деньги тратятся и у нас. По публикациям в печати, за право воспользоваться лицензиями фирмы Oracle «Связьинвест» выложил $250 млн, за лицензии на биллинговую систему Amdocs – $400 млн. И это только за интеллектуальный продукт. Насколько оправданны такие затраты?

Как оценить эффективность ИТ

Экономисты знают, что эффективность любой технологии, включая самые высокие, определяется соотношением затрат на достижение целей ее применения и реальных результатов от реализации этих целей. Иные критерии не существенны, хотя нередко приходится видеть внедрение ради внедрения – как дань моде или желание соответствовать мировому уровню развития. А для ИТ-корпораций главное – возможность заработать на своем продукте.

При анализе приходится учитывать, что факторы, определяющие эффективность ИТ, далеко не всегда однозначны, максимальный эффект может получить совсем не тот, кто несет издержки по их применению, – это характерно для социальной сферы. Но практика свидетельствует: чем проще подход к анализу, тем надежнее результаты.

С позиций связистов – читателей журнала – попробуем оценить на своем уровне несколько направлений применения ИТ в отрасли.

Системы управления производственными процессами. Эффективность применения ИТ для автоматизации малооперационных процессов определяется обычными экономическими методами, масштабы применения зависят от развития экономики страны и условий для бизнеса, а решения о реализации конкретных проектов принимают владельцы предприятия.

Приведу известный пример из другой отрасли. Если оснащение прокатного стана системой автоматического регулирования позволяет катать вместо кровельного железа автомобильный лист и тем самым удваивать доходы от бизнеса, то мотивация хозяев производства очевидна. Однако при этом не следует забывать, что применение ИТ требует создания необходимых технических и организационных условий. В нашем случае придется либо провести дорогостоящую модернизацию основного производства, либо установить новые технологические линии, изначально рассчитанные на работу с системами интеллектуального управления процессом прокатки. Кроме того, потребуется приобрести необходимые средства вычислительной техники и автоматики, программный продукт, организовать инсталляцию и поддержку информационной части проекта.

Чаще всего применение ИТ для модернизации действующего производства экономически неоправданно. Это в полной мере относится и к нашим стационарным сетям общего пользования, построенным по радиально-узловому принципу с бесчисленным количеством АТС, большинство из которых электромеханические. Уж сколько там было модернизаций, включая и ИТ, – АПАЛ, АПУС, а конца не видно.

Опыт всех известных мне развитых стран показывает, что в этом процессе, как в приспособлении старых телег под электронные таксометры, нет экономического смысла. Целесообразно сразу строить единые программно-управляемые цифровые территориально распределенные системы. Такое решение, конечно, требует значительных инвестиций, однако переход на современные сети, изначально рассчитанные на интеллектуальное управление технологическими процессами, позволяет не только снизить процентов на 50 эксплуатационные издержки, но и создать базу для дальнейшего развития бизнеса, наращивания объемов продаж новых услуг телекоммуникаций и контента.

Как видим, ИТ действительно позволяют радикально изменить, повысить эффективность бизнеса традиционных телекоммуникационных корпораций. Кстати, одной из главных целей приватизации национальных телекомов на Западе как раз и было привлечение частного капитала к модернизации сетей. А мобильные сети сразу строятся на новейших принципах и современной технической базе.

На новых сетях легко организуются технологические ИТ-системы мониторинга и управления сетями, управления услугами, биллинга и др., которые затем довольно просто интегрируются в единые корпоративные системы управления бизнесом.

Системы управления бизнесом. Судя по публикациям, в обществе сложилось представление о массовом применении и безусловной эффективности систем автоматизации процессов управления бизнесом крупных корпораций,часто обозначаемых аббревиатурой ERP.

Чем же определяется их востребованность, насколько актуальны эти системы для наших условий?

В идеале, и если верить рекламе, ERP-системы должны исключить из процессов оперативного управления предприятием не застрахованных от ошибок и медлительных управленцев. Вместо разрозненных функциональных структур, занимающихся планированием, снабжением, сбытом, организацией производства и т.д., на базе ERP должен появиться единый, слаженный организм, «правильно» реагирующий на любые внешние воздействия и внутренние несогласованности. Естественно, при этом выработка алгоритмов деятельности системы и принятие решений остаются за человеком.

ERP – это синтез высоких технологий как в обработке информации, так и в корпоративном управлении. Создание такой системы потребует переустройства не только управляющей надстройки, но и самого предприятия, так как реализовать современные достижения науки управления при архаичной организации производства не удастся.

На практике все должно быть приведено в соответствие с возможностями и алгоритмами функционирования предлагаемой системы или, в первом приближении, с требованиями и программными продуктами фирмы-поставщика.

Кроме того, придется организовать необходимые для деятельности системы информационные потоки, приобрести технические средства для сбора, обработки, транспортировки, хранения и отображения информации, подготовить или нанять специалистов, переобучить персонал.

Каковы же цели этой непростой и очень недешевой работы?

В любом случае, как уже было отмечено, решающее значение имеет повышение эффективности бизнеса, рост прибыли в результате внедрения системы. Все остальное можно рассматривать только при выполнении первого и главного условия.

Здравый смысл подсказывает, что востребованность ERPсистем возникает тогда, когда возможности повышения эффективности основного производства традиционными методами исчерпаны. Когда тарифы, рынок, поставщики и тысячи других вероятных причин делают дальнейшие капиталовложения непосредственно в производство экономически невыгодными – и вместе с тем имеются резервы, которые можно задействовать за счет оптимизации управления. Или же сам бизнес таков, что не может быть эффективно организован при «ручном» управлении, как это имеет место в банковской сфере. Правда, здесь, как и в телекоммуникациях, внедрение ИТ часто ограничивается установкой малооперационных систем. Однако заманчиво, где это возможно, сразу создавать современную производственную базу и новейшую систему управления – с использованием ERP. Насколько мне известно, примерно так поступают в «МегаФоне».

Не вдаваясь в анализ, предлагаю читателям самим оценить, актуальна ли ERP-система для ваших предприятий. При этом трудности внедрения таких систем в России следует умножить на особенности «человеческого фактора» и на нестабильность правового поля, в котором действует бизнес.

***


Резюмируя, хочу сослаться на незыблемое житейское правило – семь раз отмерь… Возможности ИТ нисколько не преувеличены, но их нужно умело (и с выгодой!) реализовать, что удается далеко не всегда. Рынок тем и хорош, что вводит автоматические регуляторы эффективности как критерии развития. Малооперационные системы уже стали жизненной необходимостью и в наших корпорациях. Рано или поздно будут широко востребованы и ERP-системы.

Компьютеры станут такими мощными, их будет так много, а память будет такой большой, что они действительно станут более мощными или такими же мощными, как человеческий мозг, и смогут создать программу, которая будет представлять собой большой мозг.

Тим Бернерс-Ли

***


В октябре этого года Эстония стала первым государством, сделавшим свои муниципальные выборы открытыми для всенародного голосования в Интернете. В выборах участвовало около полумиллиона человек (население страны 1,4 млн). Примерно 6 тыс. (это 1%) голосовали в он-лайне при помощи электронных идентификационных карт. С 2002 г. такие карты обязательны для всех жителей Эстонии старше 15 лет. Они служат удостоверением личности в любом месте, от банков до госучреждений.

Чтобы проголосовать в он-лайне, пользователь должен вставить карточку в подсоединенный к компьютеру считыватель и зарегистрироваться на веб-сайте. После этого он может опустить в систему с шифрованием свой бюллетень и заверить сделанный выбор цифровой подписью.

По материалам http://zdnet.ru

***


Вычитанное в Интернете заключение экспертов Boston Consulting Group шокирует: «До 70% проектов ERP-систем завершается неудачно. Около 50% пользователей ERP-систем оценивают свои компьютерные приложения как не соответствующие поставленным целям, и только 30% руководителей оценивают внедрение ERP как успешное». И это после более 15 лет развития этих систем на Западе, мощной рекламы и миллиардных оборотов мировых ИТ-компаний!?

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!