Рубрикатор |
Статьи |
28 мая 2009 |
О блоге Д. Медведева знают больше людей, чем об интервью президента центральным телеканалам
Сопоставление результатов опросов показывает, что осведомленность населения о появлении блога президента Д. Медведева в Живом Журнале выше, чем информированность о его регулярных интервью центральным телеканалам.
Как показали результаты опроса населения РФ, проведенного в начале мая, около половины россиян (49%) осведомлены о том, что президент Д. Медведев начал вести интернет-дневник в Живом Журнале (ЖЖ). Столько же услышали об этом факте впервые во время опроса, еще 3% затруднились с ответом. Среди интернет-пользователей доля людей, осведомленных о том, что президент завел блог в ЖЖ, составляет 65%, из них 37% знают об этом, а 28% что-то слышали.Для измерения осведомленности населения о каких-либо событиях ФОМ использует стандартные формулировки вопросов. Аналогичные вопросы были заданы, в частности, после интервью Д. Медведева центральным телеканалам в феврале, марте, апреле и мае 2009 года. Сопоставление результатов опросов дает возможность провести сравнительный анализ восприятия населением различных форм публичной активности Президента.
Если о том, что президент начал вести свой блог в ЖЖ, знают, по их словам, более пятой части (22%) опрошенных, то о недавнем интервью телеканалу «Россия» – всего 11%. Самый высокий показатель информированности о телеинтервью президента – 17% – был зафиксирован по итогам опроса, проведенного в феврале 2009 года, когда Д. Медведев принял участие в первой передаче такого формата на телеканале «Россия».
Самая большая доля осведомленных о президентских интервью зафиксирована после интервью Первому каналу 15 марта (46%), но и этот показатель на 3 п.п. меньше совокупного уровня информированности о появлении Д. Медведев а в ЖЖ. В случае с недавним интервью телеканалу Россия разница составляет 7 п.п., а с интервью НТВ – более 10 п.п.
Диаграмма №1. Информированность населения РФ об интервью Д. Медведева центральным телеканалам и о появлении
интернет-дневника президента в Живом Журнале
В России, по данным исследований ФОМа, только 33% населения знают, что такое блог (в том числе 2% – блогеры), а о том, что президент завел блог в ЖЖ, осведомлена почти половина населения. Так что широкое распространение информации о блоге президента, возможно, повысит общую информированность населения о данном медийном средстве.
Около 42% опрошенных заявляют, что им было бы интересно посетить блог президента, около 1% опрошенных говорят, что уже были там. Среди интернет-пользователей эти показатели составляют 54% и 3% соответственно. Таким образом, можно предположить, что именно эти 57% полугодовой аудитории (около 19% населения страны) являются реально возможной аудиторией президентского блога.
Диаграмма №2. Наличие интереса к тому, чтобы посетить блог Д. Медведева в Живом Журнале
Если вернуться к телевизионным интервью президента, то аудитория, так или иначе, достигаемая этими передачами составляет 28–33% населения (колеблется для разных интервью). Именно такая доля людей знают о содержании этих интервью: из них примерно треть смотрели интервью целиком, две трети видели фрагменты интервью в информационных, новостных программах телевидения, около 3% слышали об интервью по радио, читали в газетах или интернете.
Несомненно, аудитория телевизионных интервью президента шире даже потенциальной аудитории интернет-посланий в ЖЖ, однако стоит отметить, что телевизионная аудитория и читатели блогов (как реальные, так и потенциальные) – это люди, достаточно сильно отличающиеся друг от друга уже по базовым социально-демографическим параметрам.
Стоит обратить внимание на следующие отличия. По данным опроса ФОМа, 56% людей, ведущих собственный блог, – мужчины. Согласно открытым данным Живого Журнала, среди зарегистрированных пользователей ЖЖ доля мужчин составляет 52%. С другой стороны, среди населения в целом большинство (55%) – женщины, так же как и среди тех, кто знает о содержании интервью президента телеканалу «Россия» 16 мая (52% женщин).
Согласно открытым данным ЖЖ, среди подписчиков президентского блога 83% – это люди в возрасте до 34 лет. Из данных опроса следует, что среди интернет-пользователей, заинтересовавшихся блогом президента, к этой возрастной группе относятся 59% (в то время, как в составе населения к данной возрастной когорте принадлежит лишь каждый третий).
При этом в группе знающих о содержании интервью президента телеканалу «Россия» 16 марта молодежь составляет всего около 20%, тогда как 40% –люди старше 55 лет.
Таблица №1. Половозрастная структура рассматриваемых групп.
данные в % по столбцам
Население в целом |
Реальная и потенциальная аудитория блога президента в ЖЖ |
Реальная аудитория интервью президента телеканалу «Россия» 16 мая |
Ведут свой блог |
Российская аудитория ЖЖ |
Российские аккаунты в ЖЖ |
Подписчики blog_medvedev |
|
мужчины | 45 | 44 | 48 | 56 | 50 | 52 | нет данных |
женщины | 55 | 56 | 52 | 44 | 50 | 48 | нет данных |
18 – 24 лет | 15 | 29 | 7 | 19 | 31 | 41 | 30 |
25 – 34 лет | 19 | 30 | 13 | 33 | 29 | 44 | 53 |
35 – 44 лет | 18 | 20 | 14 | 21 | 23 | 11 | 13 |
45 – 54 лет | 20 | 15 | 26 | 15 | 17 | 3 | 3 |
старше 55 лет | 29 | 5 | 40 | 13 | 0 | 0 | 1 |
Про подписчиков blog_medvedev можно отметить (на основе открытых данных), что около 85% из них – из России (остальные – из стран СНГ, Израиля, Германии, Северной Америки). Более двух третей российских подписчиков (69%) – жители двух столиц (54% из Москвы, 15% из Санкт-Петербурга). А вот в группе знающих о содержании телевизионных интервью президента телеканалу «Россия» жители столиц составляют лишь 12%.
Таким образом, публичная активность президента на ТВ и в интернете хорошо дополняют друг друга, позволяя охватить разные целевые аудитории. Более того, социально-демографические характеристики этих аудиторий свидетельствуют, что только использование интернета позволяет выйти на наиболее активную часть населения.
Также обращает на себя внимание тот факт, что среди подписчиков блога президента – т. е. людей, которые выразили желание регулярно следить за появляющимися там публикациями, – велика доля молодежи 18–24 года, хотя эта категория традиционно считается политически малоактивной.
Россияне не только довольно осведомлены о появлении президента в блогосфере, но в целом неплохо это восприняли. Около 40% населения положительно относятся к этому факту, и только 1% – отрицательно. Остальные либо говорят, что им это безразлично (46%), либо затрудняются дать ответ (14%). Среди представителей полугодовой интернет-аудитории половина одобряют вступление президента в ряды блогеров.
Диаграмма №3. Отношение к тому, что президент Д. Медведев завел блог в Живом Журнале
Чтобы выяснить представления населения о том, зачем президент завел блог в ЖЖ, респондентам задавался соответствующий открытый вопрос.
Каждый четвертый (25%) считает, что это сделано для обратной связи, чтобы быть ближе к народу, напрямую общаться с людьми, знать их мнения: «к нему можно обратиться и задать свои вопросы»; «для более тесного общения с народом»; «приблизиться к народу»; «знать мнение народа»; «чтобы напрямую связываться со своим электоратом».
Вторая по популярности причина, называемая опрошенными, – стремление знать, что происходит в стране, получать информацию, знать проблемы людей: «чтобы знать, что вокруг делается»; «чтобы больше информации получить»; «чтобы быть в курсе событий»; «чтобы знать обо всем». Такую позицию высказали 7% опрошенных.
Чуть меньше, около 6% респондентов, считают, что президент завел блог в ЖЖ, чтобы рассказывать о себе, своей работе, своих планах: «для того чтобы народ видел планы президента»; «разъяснить людям свою позицию, действия правительства, планы на будущее»; «отчитывается за проделанную работу». Интересно, что среди интернет-пользователей этот вариант ответа набирает 10% и занимает вторую позицию по популярности.
Замыкает четверку самых популярных ответов (4% в целом по населению, но 9% среди тех, кто не доверяет Д. Медведеву), обобщенное мнение о том, что блог в ЖЖ – это популистский шаг, предпринятый для саморекламы: «рекламная акция»; «выпендриться хочет»; «красуется перед всем миром, наверное»; «очередная популистская акция, реклама».
Диаграмма №4. Представления о том, зачем президент Медведев начал вести свой интернет-дневник в Живом Журнале (Открытый вопрос)
Павел Лебедев, руководитель проекта «Мир Интернета»