Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2006
Е.Н. МАКОВА  01 апреля 2006

Универсальный таксофон для универсальной услуги

Операторы – настоящие и будущие победители конкурса на оказание универсальной услуги (УУ) – уже столкнулись (или еще столкнутся) с проблемой выбора таксофонного оборудования. Разворачивается острая конкуренция между российскими и европейскими поставщиками за новый сегмент рынка, а это, по данным Мининформсвязи, свыше 90 тыс. таксофонов и сопутствующего оборудования (например, систем управления таксофонами – не самого дешевого элемента сети платных телефонов).

В Хабаровском крае на реальной сети ОАО «Дальсвязь» уже второй год работают российские таксофоны УТЭК002. Этот вид телекоммуникационного оборудования наиболее уязвим для внешних воздействий – климатических (обычно аппараты устанавливаются на улице), вандалов, хакеров (сделать эмулятор таксофонной карты пробовала не одна тысяча студентов). В то же время цикл жизни таксофона немалый – 10 лет. Поэтому при выборе его модели и поставщика операторам необходимо учитывать массу факторов, вплоть до оценки стоимости импорта телефонной трубки взамен сломанной и модернизации ПО после 5 лет эксплуатации аппарата. Поэтому и затраты на комплекс таксофонного оборудования необходимо определять с учетом его эксплуатации и технической поддержки в течение всего срока пользования.

Так какой же таксофон нужен российской универсальной услуге?

За последние три года все МРК существенно обновили парк платных телефонов в рамках реализации программы «Единая таксофонная карта (ЕТК) России» – подготовительной базы для внедрения УУ. В общей сложности ими установлено более 70 тыс. современных универсальных таксофонов с системами управления ЦУТ/ОДУКТ и SAM-модулями, предоставляющими информацию для взаиморасчетов по карте ЕТК и защищающими телефонные карты от подделок. ЕТК принимается на всей территории страны.

Более 90% оборудования, закупленного операторами, российского производства: аппарат ТМС1517К4 – от УПП «Вектор» (Екатеринбург), УТЭК-002 – «МФ Тариф» (Санкт-Петербург), ТМГС-15280 – ПТЗ «Телта» (Пермь). По данным «Связьинвеста», эти производители занимают 80% рынка таксофонного оборудования компаний холдинга. Более мелкие поставки были от компаний «Дракон», «Триком» и др., из Украины (в Московскую область, Ростов и др.) и Франции (несколько сотен таксофонов работают в Калининграде).

Какие критерии определили выбор большинством операторов российских таксофонов?
  1. Высокий технический уровень отечественных ТА и систем управления за счет модернизации. Российские таксофоны (по крайней мере перечисленные выше модели) соответствуют требованиям Приказа Мининформсвязи РФ № 137 от 06.12.05 «Об утверждении требований… при оказании универсальных услуг связи». В Европе в последнее время новых разработок практически не проводилось по причине стагнации европейского рынка таксофонов и ухода с этого рынка многих ведущих компаний-разработчиков.
  2. Учет климатических условий России. Ни одна страна мира не имеет такой протяженной территории с резкими перепадами температур, суровыми зимами, что предъявляет к технике особые требования. На большей части Европы столбик термометра редко опускается до –10°С. В таких условиях очень тяжело учесть длительное воздействие низких температур на электронику таксофона и просто невозможно смоделировать условия эксплуатации, например, в Сибири. А требования Мининформсвязи к таксофонам УУ жесткие: бесперебойная работа и непрерывный неограниченный доступ к оборудованию.
  3. Учет особенностей российских телефонных линий. Тестирование, например, УТЭК-002 показало, что аппарат имеет существенный запас по току потребления в линии (18 мА по ОСТ 45), т.е. может работать на линиях с токами, на 30–40% меньшими гостированных, в то время как западные таксофоны очень чувствительны к этому параметру. Много аналогичных примеров и по другим параметрам таксофонов.
  4. Ремонтопригодность и поставки запчастей. Затраты на эту статью могут быть значительными с учетом многочисленных случаев вандализма. Наиболее часто меняют микротелефонные трубки, картоприемные устройства, ЖК-индикаторы. В Европе сломавшийся узел таксофона дешевле заменить, чем отремонтировать. Поэтому у иностранных поставщиков таксофонного оборудования нет серьезной ремонтной базы на территории РФ. Цены на ЗИП российских поставщиков существенно ниже, чем на импортные: цена трубки для нашего аппарата – в среднем $25, европейского – $50–100. За время службы таксофона затраты на ЗИП к импортным моделям могут превысить первоначальные скидки с цены контракта.
  5. Техническая поддержка. Современный универсальный таксофон имеет солидное ПО и сложную электронику. Ему необходима техническаяподдержка в течение всего срока жизни. Все крупные российские поставщики оборудования уже успешно обеспечивают техподдержку операторов связи. Импортных аппаратов в России установлено на порядок меньше, чем российских. Западным компаниям, планирующим расширять свое присутствие на нашем рынке, придется создавать эти службы. Естественно, тарифы на их услуги будут многократно выше наших (труд квалифицированного инженера, скажем, во Франции или Германии оценивается не в пример лучше, чем в России). Но самое неприятное – западный поставщик может в любой момент полностью прекратить техподдержку оборудования. В недолгой истории таксофонов в современной России такие прецеденты бывали не раз с компаниями Landis & Gyr (Швейцария), Schlumberger (Франция), Ascom Nordic (Дания) и др. И что тогда делать оператору?
  6. Совместимость таксофонов с другими системами и адаптация к создаваемым сетям. Очевидно, что для операторов, которые уже выиграли существенную часть конкурсов по универсальным услугам связи с использованием таксофонов, технически обоснованно развивать свою сеть на базе существующей, используя в том числе часть невостребованного оборудования и резервные мощности систем управления, что снизит издержки. Для реализации УУ операторам также необходимо строить сети в нетелефонизированных районах – технически задача непростая, требующая существенных инвестиций. Во многих случаях еще потребуется программная или аппаратная адаптация серийных моделей к сопрягаемому оборудованию, при этом неизбежные издержки в уже существующей сети российских таксофонов будут ниже, чем при использовании импортных систем.
Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что подавляющее большинство операторов сделало выбор в пользу отечественного оборудования, исходя из технических и экономических оценок, а не слепо следуя патриотическим чувствам. К тому же развивать сеть, уже построенную с учетом современных требований взаиморасчетов операторов, роуминга телефонных карт и т.п., легче, чем строить заново.

Все три крупных поставщика российских таксофонов могут ежегодно выпускать как минимум 10 тыс. аппаратов, а при оптимизации и равномерном поступлении заказов – не менее 15 тыс. таксофонов. Таким образом, наши производители в состоянии справиться со всем объемом заказов по универсальной услуге, причем с надлежащим качеством и в срок.

***


Ушли в прошлое времена, когда российские связисты радовались каждому завезенному из Европы таксофону. Отечественные операторы и производители накопили солидный опыт разработки и внедрения современных моделей платных телефонов при реализации программы «Единая таксофонная карта России».

Принципы взаиморасчетов операторов, роуминга телефонных карт, эмиссии карт при внедрении универсальной услуги с таксофона полностью соответствуют требованиям программы ЕТК, поскольку базируются на одном и том же техническом средстве – SAM-модуле.

Фактически Мининформсвязи России должен использовать уже накопленный опыт для внедрения универсальной услуги и не разрабатывать новые технические решения и правила, доверив операторам самостоятельно решать вопросы выбора моделей таксофонов и технических решений для своих сетей. Регулятору тем более просто поддерживать российских производителей таксофонного оборудования, что подавляющее большинство поставщиков услуг связи уже успешно применяет отечественную продукцию на своих сетях.

Согласно статье 57 ФЗ «О связи» в каждом населенном пункте должен быть установлен хотя бы один таксофон, обеспечивающий бесплатный доступ к экстренным оперативным службам (01, 02, 03 и т.д.), а в каждом населенном пункте, имеющем более 500 жителей, должен работать пункт коллективного доступа в Интернет.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!