Rambler's Top100
Статьи
31 июля 2009

Л. ФИЛАТОВ (.masterhost): «Кризис вынудил более тщательно считать затраты на строительство и обслуживание ЦОДов»

Кризис заставил многие компании поменять стратегию, тактику и даже образ жизни. Не обошел он стороной и всех «причастных» к центрам обработки данных. Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №7-8`2009, «Практика ЦОДопотребления». Часть I.

? «ИКС»: Как рынок дата-центров отреагировал на новые экономические условия? Что изменилось для владельцев корпоративных и коммерческих ЦОДов?

Олег ЗЯБРЕВ, старший консультант подразделения центров обработки данных, APC by Schneider Electric: Я предлагаю понимать далее под «коммерческими» ЦОДами дата-центры, количество стоек в которых превышает примерно 400 штук и уровень надежности которых соответствует второй категории, а под «корпоративными» - ЦОДы, количество стоек в которых не превышает примерно 100 штук и уровень надежности так же соответствует второй категории. Промежуточные варианты редки.

По моему мнению, «новые экономические условия» практически не повлияли на ситуацию с проектами коммерческих ЦОД: кто-то приостанавливает проект, кто-то начинает. Сколько их было, примерно столько же и осталось. Количество проектов корпоративных ЦОД резко сократилось и продолжает уменьшаться из-за сокращения ИТ-бюджетов компаний. Скорее всего, это временная тенденция.

С точки зрения бизнеса, коммерческий ЦОД – это обычное высокотехнологичное промышленное предприятие на которое влияет текущее снижение платежеспособного спроса, но, на мой взгляд, в меньшей степени, чем во многих других областях промышленности. Жизнь корпоративного ЦОД отличается от коммерческого, т.к. он не является генератором денег, и его развитие «зависит» только от утвержденного ИТ-бюджета. Тем не менее, от руководителей и того и другого типов ЦОД в настоящее время требуют примерно одного: максимального снижения издержек, вплоть до снижения качества предоставляемых ЦОД сервисов.

Илья КРУТОВ, бренд-менеджер по серверам IBM стандартной архитектуры: Главной бизнес-задачей любой компании в любой период времени является сокращение затрат. Новые экономические условия по большому счету лишь усилили эту необходимость к жесткому и большему сокращению затрат. Если раньше в эпоху бурного роста компании, развивая свою ИТ-инфраструктуру, не всегда имели четкую долгосрочную стратегию ее развития. Они приобретали новые системы и наращивали инфраструктуру для того, чтобы удовлетворять свои краткосрочные потребности (увеличение количества пользователей, услуг и т.д.). Сейчас такой подход исчерпал себя и владельцы коммерческих и корпоративных ЦОДов в равной степени стремятся сделать их более эффективными. Жизнь заставляет их задуматься о долгосрочной стратегии развития ИТ-инфраструктуры и ее преобразования для значительного сокращения затрат.

Леонид ФИЛАТОВ, председатель совета директоров, ГК .masterhost: Кризис, безусловно, вынудил считать затраты на строительство и обслуживание ЦОДов более тщательно. Затраты на строительство корпоративных ЦОДов относятся к долгосрочным инвестициям, которые в период кризиса срезаются в первую очередь. Поэтому в большинстве случаев ввод в эксплуатацию новых корпоративных площадок будет отложен. Однако компании, предлагающие услуги всевозможных веб-сервисов, хостинг-провайдеры, биллинговые системы и т.д. даже в период спада деловой активности сохранили потребность в создании и развитии собственных дата-центров. Для них дата-центр -- основная платформа для ведения бизнеса.

Надо сказать, что современный бизнес уже не может обойтись без отлаженных информационных систем, поэтому существующие коммерческие дата-центры не испытывают трудностей с привлечением клиентов даже в период кризиса. Более того, кризис может отчасти усилить приток клиентов в коммерческие ЦОДы. Бюджеты на ИТ сокращаются. В выборе между строительством собственного или использованием коммерческого многие предприятия выберут ЦОД, как услугу, передав на аутсорсинг все риски, связанные с эксплуатацией ИТ-среды. В период кризиса компаниям дешевле передать ИТ-процессы на аутсорсинг, сняв тем самым для себя актуальность проблем по оптимизации расходов на ЦОД.

Николай ПАРШИН, директор Центра обработки данных, IBS DataFort: Большинство компаний сейчас перешли от долгосрочного планирования к средне- и краткосрочному. Такой переход резко сокращает капитальные затраты бизнесов. Значит, при выборе строительства собственного ЦОДа или коммерческого результат будет всегда в пользу коммерческого.

Дмитрий КАЛГАНОВ, технический директор, "Центр Хранения Данных": Владельцы коммерческих ЦОД испытывают ощутимый спад спроса на услуги со стороны корпоративных клиентов. Сильное влияние это в первую очередь оказывает на новых игроков, которые вышли на рынок во второй половине 2008 года с большими площадями и планами на будущее – доходную часть бизнес планов выполнить будет весьма непросто, и без того длительные по российским меркам сроки возврата инвестиций существенно отодвинутся.

Владимир ЛОБАНОВ, директор по продажам, Linxtelecom CIS: Многим компаниям в условиях общего сокращения затрат стало выгодно выносить ИТ-функцию на аутсорсинг, что увеличивает спрос на услуги коммерческих ЦОДов. Для поддержания растущего спроса и наращивания ИТ-инфраструктуры, рассчитывать на внешние займы при строительстве и модернизации ЦОДов теперь не приходится, поэтому темпы ввода новых мощностей сейчас замедлились. Компании, которые развивались в основном за счет внутренних ресурсов без внешних заимствований, уменьшают свои издержки, но могут использовать хорошие шансы для расширения бизнеса в условиях снижающихся затрат на поставку новых продуктов и услуг. Так, Linxtelecom сейчас модернизирует и расширяет свой ЦОД в Москве (идет строительство 5-го модуля на 90--100 стоек), также запущен большой проект по строительству в Санкт-Петербурге ЦОДа площадью 5000 м2 с последующим расширением до 12000 м2. Кроме того, опубликованные данные экспертов IT отрасли указывают на снижение капитализации операторов связи от 20% до 60%, объемы поставок компьютерного оборудования уменьшились ориентировочно на 15-20%, и могут упасть в этом году, по оценкам аналитиков, до 40%. Это говорит о том, что будет некоторая коррекция в темпах размещения новых проектов в коммерческих ЦОДах. Компании–потребители услуг коммерческих ЦОДов, так же испытывают трудности и заняты сходными процессами сокращения издержек в своем основном бизнесе. Услуги ИТ и связи традиционно (к сожалению) рассматриваются как один из первых вариантов затрат, которые можно сократить в момент кризиса.

Владимир ГАБРИЕЛЯН, технический директор, Mail.Ru: Основной тренд на рынке ЦОДов -- снижение цен как следствие сдачи в эксплуатацию большого количества дата-центров, строительство которых было запущено в начале 2008 г., и попыток сделать предложение более интересным для клиента. Вопрос о том, стоит ли строить корпоративный ЦОД, стал еще более острым, так как при средней стоимости аренды стойки в $1500 довольно сложно сделать проект постройки собственного ЦОДа привлекательным.

Сергей КИРЯЧЕК, директор по глобальным информационным технологиям департамента «Сименс АйТи Солюшенс энд Сервисез», ООО «Сименс»: В последнее время, после явного дефицита в предложении услуг ЦОДов наметилось активное строительство различных по уровню и мощности ЦОДов. Кризис внес коррективы в окончание сроков строительства и реализацию намеченных проектов. Возникла ситуация равновесия, которая позволяет более тщательно проанализировать все предложения от владельцев ЦОДов и спокойно выбрать лучшее.

Михаил РОМАНОВ, директор по развитию бизнеса в России, СНГ и странах Балтии, StoneSoft: Не секрет, что строительство части ЦОД в настоящее время просто заморожено. Тем не менее, компании, занимающиеся представлением услуг на базе своих ЦОДов, начинают проявлять повышенную активность, и, на мой взгляд, данное направление деятельности в настоящих условиях выглядит очень перспективным.

Юрий НАУМОВ, руководитель отдела управления проектами технического департамента, «Verysell Проекты»: Полагаю, что новые экономические условия пока не оказали никакого влияния на востребованность коммерческих ЦОДов. Спрос по-прежнему достаточно высок, а площади ЦОДов дефицитны. Это происходит, в частности, из-за увеличения сетевого трафика, в том числе интернет-трафика, расширения информационного обмена, появления новых удаленных сервисов. Рынок услуг, оказываемых ЦОД в нашей стране, еще не сложился, не принял стабильные формы. Спрос на услуги коммерческих ЦОДов только растет, а российских компаний, способных «потянуть» масштабные проекты, не так много, поэтому дефицит услуг дата-центров может быть ликвидирован только иностранными игроками.

Андрей СИНЯЧЕНКО, руководитель центра компетенции ЦОД, «АйТи»: В сложных экономических условиях основной акцент делается на оптимизацию. Заказчики ЦОД ищут пути снижения капитальных вложений, владельцы корпоративных ЦОД ищут возможности снижения затрат на обслуживание ЦОД, владельцы коммерческих ЦОД ищут решения, способные снизить себестоимость их услуг и повысить их привлекательность для заказчика. В итоге на рынке ЦОД пока наблюдается затишье, а уж чем оно обернется – зависит от развития экономической ситуации в ближайшее время.

Сергей БЕРЕЗИН, менеджер по маркетингу ИТ-решений, ВСС: Мы ожидаем, что рынок строительства новых ЦОДов качнется в сторону увеличения числа заказов на проекты коммерческих дата-центров. При этом строительство корпоративных ЦОД несколько притормозится, что связано с кардинальным изменением ситуации с доступностью кредитных ресурсов для организаций практически всех уровней и отраслей в 2009 г. Многие компании, особенно игроки рынка СМБ, будут пристальнее приглядываться к возможностям аренды мест в стойках для своих серверов, а также размещения корпоративных приложений и данных в коммерческих ЦОД на арендованных вычислительных мощностях.

Учитывая тенденции, с одной стороны в 2009-2010 годах логично ожидать ускорения роста рынка коммерческих ЦОД ввиду повышения спроса. Это подтверждается анонсами в СМИ проектов коммерческих ЦОД. В основном новые дата-центры строят операторы связи, причем делая ставку на региональное развитие. С другой стороны, проблема поиска источников финансирования для компаний-владельцев коммерческих ЦОД также актуальна, как и для сектора корпоративных дата-центров. Соответственно, мы имеем две противоположные движущие силы, и результат их противоборства в виде процента роста рынка станет ясным лишь по завершению года.

Александр СУРЖИК, руководитель отдела планирования и развития сетей, «Мастертел»: В эпоху кризиса все стремятся сократить эксплуатационные расходы. Не исключение и владельцы ЦОД. Корпоративные ЦОД, мне кажется, повернутся в сторону полного или частичного аутсорсинга, т.к. малый и даже средний бизнес в текущей экономической ситуации не в состоянии содержать дорогостоящий ИТ-персонал, способный адекватно поддерживать систему и приложения. Если компания принимает решение о частичном сокращении ИТ-штата, то возможны комбинированные варианты: часть ИТ-персонала своя, часть – привлекается по аутсорсингу.

Коммерческие же ЦОДы, на мой взгляд, пересмотрят планы создания новых площадок и сосредоточатся на оптимизации работы существующих.

Вячеслав КОВАЛЕВ, начальник отдела ЦОД, "Открытые Технологии": Не секрет, что последние 3-5 лет для многих компаний сопровождались бурным ростом, в том числе — ростом их ИТ-инфраструктуры. Все эти годы организации делали значительные инвестиции в развитие парка серверов ЦОД, систем хранения данных и локальных сетей в расчёте на то, что в следующие несколько лет все это окупится за счет роста производства самого предприятия. Но, к сожалению, ситуация в отношении роста производства изменилась не в лучшую сторону, оставив мощности ЦОД невостребованными. И что же делать с переизбытком? Можно предположить, что в ближайшее время его реализуют в тех сегментах рынка, где до сих пор предложение было ограниченным по причине низкого спроса на услуги коммерческих ЦОД и высокой стоимости самих услуг. При этом стоимость будет скорректирована в меньшую сторону.

Рассмотрим другую ситуацию. До настоящего момента на рынке ЦОД присутствовали компании, вкладывавшие незначительные средства в развитие ИТ, решающие проблемы по мере их возникновения. Делалось это, чаще всего, из-за ограниченности инвестиционных возможностей. Думаю, для многих в нашей стране эта ситуация хорошо знакома. Для таких компаний, в большей степени, спад производства будет лишь поводом отсрочки очередных вливаний в развитие ЦОД. Тем не менее, какой-то процент от них может пересмотреть свою политику, частично или полностью отказавшись от развития собственного ЦОД и проработав вариант использования услуг аутсорсинга. Именно эти компании потенциально смогут определить спрос на услуги коммерческих ЦОД, определив тем самым их потенциальный рынок. Очевидно, что процент таких компаний небольшой, но, можно предположить, что и он имеет тенденцию к росту.

Как изменится ситуация в этом году? Не следует ожидать, что всё станет очевидным уже в несколько ближайших месяцев. На западе рынок коммерческих ЦОД формировался несколько лет, пока не определились его чёткие границы. У нас в стране этот рынок только начинает развиваться. Поэтому реальная картина, как я предполагаю, станет ясна лишь в ближайшие год или два.

Павел АВЕРКИН, начальник управления развития и сопровождения продуктов, «Ростелеком»: Влияние кризиса на спрос на услуги коммерческих ЦОДов «Ростелекома» пока не очень сильно. Существующие клиенты продолжают пользоваться услугами и оплачивать их. Некоторые даже арендуют дополнительные мощности для размещения оборудования. Появляются и новые клиенты. Услуги региональных ЦОДов «Ростелекома» востребованы в сегменте малого и среднего бизнеса. Основные клиенты, использующие наши услуги — это контент-провайдеры федерального и локального уровня. Поэтому пока наши планы по развитию инфокоммуникационных технологий в регионах не меняются. Так, например, в этом году мы планируем запустить в эксплуатацию ЦОД в Казани.

Дмитрий ШАРОВ, генеральный директор, ГК «Филанко»: Еще совсем недавно нехватка стойко-мест сильно ощущалась, в результате чего многие крупные компании начали создавать собственные центры обработки данных. Одновременно с этим произошел бум строительства аутсорсинговых дата-центров. В итоге "новые экономические условия" застали стремительно развивающийся рынок ЦОД врасплох: деньги инвестированы, работы идут, а поддержание собственных жизненных сил под вопросом. Часть корпоративных проектов заморожена, так как отложены и те, ради которых и создавались новые ЦОД (как правило, связанные с масштабными бизнес-приложениями), другая реализована посредством небольшой модернизации существующих серверных. Что касается коммерческих дата-центров, то здесь, в первую очередь, кризис ударил по тем игрокам рынка, чей бизнес имел существенную кредитную нагрузку, зависел от перекредитования или сторонних инвестиций. В общем, кризис задел владельцев корпоративных и коммерческих ЦОДов так же, как и всех остальных – денег стало меньше.

Сергей ЩЕЛКУНОВ, руководитель группы продаж услуг дата-центров, "РТКомм.РУ": Несмотря на кризис, в 2009 году активно достраиваются ранее запущенные объекты, а также начинается реализация новых. Экономические трудности даже увеличили интерес инвесторов к дата-центрам и ЦОДам – эти проекты требуют сравнительно небольших инвестиций, а на рынке пока существует неудовлетворенный спрос.

Подготовила Евгения Волынкина

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!