Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 7 2006
01 июля 2006

Рынок под лупой: прогнозируется рост

Спад закончился – на подъем

Анализ информации из разных источников, проведенный директором Gilat Satellite Networks по продажам в регионе EMEA А. Розичнером, указывает на главную тенденцию рынка ССС: после спада 2003 г. начался период подъема. По данным Comsys, мировой доход рынка услуг фиксированной спутниковой связи (ФСС) в 2005 г. составил $3,9 млрд, а доходы поставщиков (оценка Frost & Sullivan) – свыше $550 млн при общей годовой инсталляционной базе более 650 тыс. VSAT (из них около 150 тыс. – для индивидуальных пользователей). Европейский рынок характеризуется более низкими цифрами: по данным Norway Service Research, в 2005 г. количество установленных здесь станций не превысило 25 тыс. Аналитики Comsys указывают на рост не только мирового, но и российского рынка, отмечая объективные перспективы для развития услуг VSAT.

Мировой объем продаж спутниковых VSAT-систем перекрыл даже достижения благоприятных 1997–1998 гг., установив в 2005 г. своеобразный рекорд в $800 млн. Вместе с тем главный аналитик-консультант Comsys С. Булл обратил внимание на возможность существенной перекройки сегментов рынка, что уже сегодня требует выработки новых стратегий VSAT-сервиса.

Анализ «глубинных» требований рынка, сделанный А. Розичнером, выявил новые области активного спроса на VSAT. Прежде всего это территории «цифрового разрыва», где неспутниковые (хDSL, WiMAX, 3G) технологии экономически неэффективны или неприменимы. Затем – регионы, где потребность в телефонии и высокоскоростной ПД растет, а качество и спектр услуг неудовлетворительны. При чрезвычайных ситуациях спутники вообще могут оказаться единственным средством связи. Важным фактором роста VSAT является также опережающее развертывание этих сетей по сравнению с альтернативами.

Особенности текущего момента

Характерной чертой современного рынка СС стали слияния и поглощения, и не только для «космических» операторов (см. «ИКС» № 1'2006, с. 31–47), но и для производителей оборудования. Другая его особенность – все большее доминирование роли стоимости продуктов и услуг. Тенденцию снижения цен на оборудование отметили ветераны российского рынка и вечные конкуренты HNS и Gilat. Как полагает А. Розичнер, снижение цен на наземные услуги означает, что в большинстве случаев наземная связь дешевле спутниковой.Это побуждает VSAT-производителей повышать эффективность спутникового канала и снижать удельную стоимость VSAT в расчете на абонента, а операторов – задуматься о более привлекательных тарифах.

Следствием общей тенденции телекома – дальнейшей конвергенции архитектуры сетей, сред передачи и сервисов – стала потребность пользователей получать мультисервисные услуги в одном терминале, а операторов – обеспечивать простое и безопасное взаимодействие с любыми сетями. При всеобщем настрое на IP неудивителен вывод разработчиков оборудования: следует перейти к единой IP-платформе с конвергенцией сервисов (включая IPTV) и создать условия для эволюции архитектуры от частных сетей к VPN.

Еще одно настоятельное требование – дальнейшая «мобилизация» сетей. Однако, как полагает С. Булл, его реальное удовлетворение сулит разработчикам спутникового оборудования дополнительные технологические трудности.

Кроме того, рынок начинает ощущать потребность в VSAT-системах, обслуживающих от 10 до 50 пользователей, и такие мини-хабы уже предлагаются разработчиками.

Пути расширения сфер влияния

В 2005 г. рынок ФСС показал наибольший прирост в странах Африки и Азии (по 30%). Это ниша разных спутниковых станций, в том числе и VSAT. Но есть две подниши, позволяющие расширить сферу влияния VSAT, – это сегмент закрепленных каналов (SCPC) и сельская связь.

По данным Gilat, на рынке ФСС происходит снижение стоимости космического сегмента и растет использование закрепленных каналов, наиболее ощутимое в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке и сильно замедленное в Америке и Европе. Основной спрос на SCPC создают GSM-операторы. Сельская телефония растет медленнее, наибольший вклад – от Латинской Америки и стран АТР. К очевидным трендам сегмента SCPC-сетей, где главенствует голос, следует отнести снижение стоимости оборудования на 70%, а полосы пропускания на 65% при средней загруженности канала не выше 10%. Но, чтобы потеснить SCPC-каналы, VSAT потребуются более дешевые центральные станции, поддерживающие сотни терминалов и мультисервисы с реализацией механизма обеспечения QoS, оптимизированного для приложений реального времени.

Мир движется к IP, для телефонии это означает – к SIP. Поэтому необходимо, чтобы сети VSAT были интегрированы с NGN и IP-сетями, а значит, следует задуматься об открытой архитектуре и поддержке открытых стандартов, интеграции в оборудование новых механизмов маршрутизации, а вместе с тем – о возможностях закрытия трафика при построении VPN и его шифрования. Здесь главная проблема – минимизация задержки до комфортного уровня. Немаловажна и реализация полносвязной топологии VPN.

В конечном итоге условия расширения сферы влияния VSAT совпадают с общими тенденциями рынка: наибольший эффект может быть достигнут в случае интеграции различных технологий на единой IP-платформе, обеспечивающей работу всех приложений и сервисов с гарантированными QoS и SLA.

О российском рынке

За последние полтора года в нашей стране, по данным регионального директора Hughes Network Systems в России и СНГ К. Ланина, наблюдается существенный рост количества VSAT-сетей – HNS увеличила объем поставок оборудования в РФ как минимум втрое. Главную причину он видит в появлении эффективного решения насущных проблем – есть потребность + реальное предложение за разумную цену. Если 15 лет назад спутниковая станция стоила $50 тыс., то сегодня – максимум $5 тыс., подешевела и регистрация – с $20 тыс. до 32 тыс. руб. Ближайшие два-три года сулят еще больший успех VSAT, основные предпосылки которого – бурное развитие Рунета и увеличение количества пользователей широкополосных услуг. Но, пожалуй, наивысший потенциал для терминалов и HNS, и Gilat видят в госпрограммах, таких как «Универсальная услуга» (предусмотрена организация ПКД для телефонии и доступа в Интернет), «Образование» и др.

Мнение исполнительного директора ViaSat Р. Фейербаха о нашем рынке VSAT складывалось в течение многих лет работы в России. Он не сомневается, что для нашей страны спутниковая связь – необходимость, но на ее пути есть существенное препятствие – дорогая и крайне громоздкая процедура регистрации и лицензирования. Так, регистрация и лицензирование терминалов производится поочередно, что при больших объемах сети тормозит их развертывание. Именно вследствие несуразной процедуры регистрации количество работающих терминалов VSAT в России сегодня исчисляется лишь тысячами.

Главной перспективой для распространения VSAT-технологии в нашей стране К. Ланин считает широкий спектр поддерживаемых приложений. И здесь выдвинутся вперед те операторы, которые первыми включат в набор сервисов услуги VPN с защищенным каналом, IPTV, видеоконференции, мониторинга безопасности и другие «изыски». «Среди пользователей HNS я вижу пока двух таких лидеров, – заметил он, – это "Айпинет" и "Сеть Телеком"».


Глас оператора

Аренда емкости на КА, не входящем в группировку «Экспресс», чревата для отечественного оператора дополнительными сложностями при оформлении разрешительных документов на право эксплуатации РЭС. А на любом КА российской группировки никто не гарантирует быстрого восстановления связи со спутником при инцидентах с потерей этой связи, что подтверждает горький опыт с «Экспрессом» и печальный случай с «Ямалом»».

Инкогнито

К. Ланин: Несомненно, для России настанет время, когда VSATтерминалы станут дешевле $2–2,5 тыс., но только в случае изменения операторами VSAT-сетей стратегии продаж. Для конечного пользователя суммарная цена за услугу станет меньше, если покупка оборудования будет жестко связана сервисным контрактом, в котором стоимость оборудования и разрешений войдет в ежемесячную плату.



Украинский business case

И украинский, и российский регуляторы требуют от своих клиентов оплаты регистрации VSAT. Сегодня по российской упрощенной процедуре регистрации надо заплатить около 32 тыс. руб. за одну VSAT, причем всю сумму сразу. На Украине оператор производит разовый платеж в размере $150 и затем ежемесячно платит по $20 с каждой станции в течение всего срока ее эксплуатации.

Рассмотрим стратегию одного из операторов, работающего на оборудовании HNS HN (DirecWay) на рынке SOHO. Проект называется «Интернет-бум». Условием подключения является первый взнос в размере $200. За эти деньги пользователь получает комплект оборудования, услуги установки и подключения. Ежемесячный платеж складывается из платы за трафик и постоянного взноса (около $50). Тарифы за пропуск трафика мало отличаются от российских и составляют от $50 до $250 в зависимости от сервисного плана пользователя. Итого в месяц набегает сумма от $100 до $300 при ARPU около $200.

Таким образом, стоимость терминала и разрешений входит в абонентскую плату, а ежемесячный взнос регулятору поступает из ежемесячных платежей абонента. Очевидно, что это выгодно для всех: пользователь не влезает в долги, оператор быстрее наращивает абонентскую базу, а государство развивает VSAT-технологии и решает социальные и прочие связные проблемы без ущерба для бюджета.

Результат налицо: прирост абонентской базы компании за первое полугодие 2006 г. составил 500 пользователей.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!