Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 8 2006
01 августа 2006

Мурманская область: заполярный потенциал

Почти вся территория области расположена за Полярным кругом. Четверть населения проживает в Мурманске. Всего 90 лет назад все его население состояло из одного-единственного рыбака помора. Редкий город может похвастаться увеличением числа жителей в 250 тыс. раз менее чем за столетие.

Правда, в последнее время рост населения в регионе прекратился, но пока это не сказывается на рынке телекоммуникаций – он продолжает быстро развиваться. Так, в 2005 г. его общий объем увеличился на 36%; доходы от услуг связи достигли $181 млн, а в 2006 г., по прогнозам, превысят $240 млн. Показатели значительные: сегодня один мурманчанин расходует на услуги связи $23 в месяц – на $4 больше, чем среднестатистический россиянин.

Фиксированная связь: царство СЗТ

Уровень телефонизации в Мурманской области составляет 37% – на 9% больше, чем в среднем по России. И полярным днем, и полярной ночью потребность горняков, моряков и их верных подруг в телефонном общении удовлетворяет монополист фиксированной связи – «Северо-Западный Телеком», на долю которого приходится 91% телефонных линий и почти такой же процент доходов от услуг местной связи. Никто не может сравниться с СЗТ и на рынке дальней связи, где ему принадлежит чуть ли не 99% доходов.

Альтернативные же операторы до сих пор незаслуженно обделяют вниманием этот масштабный рынок, где в 2005 г. на местную и дальнюю связь в целом в области было потрачено $49 млн.

Большинство прочих операторов – ведомственные, обслуживающие местные добывающие и обрабатывающие предприятия. Ни одно из них не зарабатывает на фиксированной связи и полумиллиона долларов.

Интернет-рынок: поле непаханое

Похожая ситуация сложилась и на интернет-рынке. «Северо-Западный Телеком» контролирует почти 76% его доходов, зарабатывая основные деньги на коммутируемом доступе, – благо, телефонных линий в регионе хватает. Состязаться с традиционным оператором отваживаются немногие. «Колателеком», «Аспол Диамант-Мурманск» и «Поларком» захватили практически весь оставшийся рынок, на долю остальных в лучшем случае приходится 1–1,5%.

Со своей задачей эта четверка справляется довольно хорошо. При 80 тыс. регулярных пользователей Сети Интернет проникновение составляет 9% – один из самых высоких показателей в стране. Впрочем, работа по интернетизации региона предстоит большая: до столичных десятков процентов проникновения еще далеко, да и широкополосный доступ развит пока слабо – в целом в Мурманской области на dial-up приходится около 70% рынка. Есть о чем призадуматься и местным игрокам, и осваивающим регионы столичным операторам.

Мобильная связь: лидер сменится не скоро

Сотовая связь – наиболее популярный вид общения мурманчан, ее проникновение на март 2006 г. составило 102%. Мобильный телефон есть практически у каждого жителя области. На сотовую связь мурманчане тратят больше, чем на прочие телекоммуникационные услуги, вместе взятые, – 59%. Этим успешно пользуются операторы «большой тройки», а также «Мурманская Мобильная Сеть» и «Скай Линк», рыночная доля которого пока незначительна. Комфортнее всех в родной северо-западной стихии чувствует себя «МегаФон», контролирующий 2/3 рынка. При этом рыночные доли операторов остаются почти неизменными, увеличиваясь или сокращаясь на 1–2%, так что в ближайшее время ждать смены лидера не приходится.

***


Мурманская область – один из самых перспективных российских регионов для развития телекоммуникаций. Как показало исследование «iKS-Консалтинг», ее телекоммуникационный потенциал – один из самых высоких в стране: расчеты на основании данных о доходах населения и уровне деловой активности показывают, что и у действующих, и у новых операторов есть возможность зарабатывать на местном рынке дополнительно $22 млн в год.

Дежурный по рубрике К. АНКИЛОВ, аналитик агентства «iKS-Консалтинг»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!