Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 8 2006
01 августа 2006

Нормы и право на… потери

«Ограниченность частотных ресурсов, особенно в нижних диапазонах, до 10 ГГц, налагает ограничения на скорость передачи РРЛ и протяженность радиорелейных интервалов, – отмечает А. Шайфутдинов («Скандинавский Дом»). – В итоге построение высокоскоростных протяженных РРЛ становится практически нереальным. А переход в высокие диапазоны частот, где можно организовать больше стволов РРС и более широкие радиочастотные каналы, влечет за собой резкое уменьшение длины радиорелейных пролетов, что связано с трудностью обеспечения норм на показатели качества и надежности РРЛ. Например, если в диапазоне 7 ГГц можно построить РРЛ на 1–2 STM-1 при средней протяженности пролета 30–50 км, то уже на уровне 18 ГГц реальна РРЛ увеличенной емкости, но с интервалами связи 10–12 км».

Конечно, государство делает попытки решить проблему ограниченности частотных диапазонов. Например, 29 мая 2006 г. ГКРЧ приняла решение «О выделении полос радиочастот в диапазоне 40 ГГц для РРС прямой видимости». Это было сделано с учетом необходимости внедрения перспективных технологий, упрощения процедуры и сокращения сроков оформления разрешительных документов на использование полос радиочастот диапазона 40 ГГц. Выделенная полоса будет использоваться на небольших интервалах, но позволит строить линии связи с очень высокой пропускной способностью в расчете в основном на крупные города. Но еще выше потребность – в протяженных линиях связи, где проблема регулирования частотных ресурсов стоит острее. Без кардинальных мер по конверсии и высвобождению низких частотных диапазонов ее не решить.

Вторая составляющая частотной проблемы связана с действующей процедурой получения частот. Три этапа получения разрешений должны выполняться последовательно, что зачастую растягивается очень надолго – до нескольких лет. Нормативно-правовая проблема в радиорелейной связи явно затянулась: по экспертным оценкам, в подведомственных Мининформсвязи административных коридорах уже скопилось более 30 тыс. (!) заявок на установку РРС. Участники рынка, чей бизнес напрямую зависит от этой ситуации, теряют время, теряют деньги, наконец, могут потерять свое дело. Многие российские производители приостановили за этот период производство и, соответственно, теряют специалистов. А остановить, как печально известно, гораздо легче, чем восстановить и наверстать…

По мнению И. Бирфельда (компания Harris), государственные институты, ответственные за разработку нормативных документов и их реализацию, в целом тормозят развитие этого направления бизнеса. «Вообще, частотное регулирование – главная проблема для всех операторов, использующих при строительстве сетей радиооборудование, будь то РРЛ, Wi-Fi, GSM или CDMA, – присоединяется Д. Зуев («Дженерал ДейтаКомм»). – Ведь среднее время получения частотных назначений (включая экспертизу и оформление разрешений) может достигать 18 месяцев. Это влияет на критерии выбора технологии (проводная или беспроводная) при строительстве и вводе в эксплуатацию объектов связи. А в ситуации с релейками частотный ресурс чаще всего есть, но непомерные сроки получения разрешительных документов могут свести на нет остальные преимущества РРЛ».

КАК ИЗМЕНИТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПОРЯДОК? Пути выхода из проблемной ситуации, например, Р. Подойницын видит в упрощении и ускорении процедуры получения разрешения для РРС в специально выделенном диапазоне частот. Заслуживает внимания и вопрос эффективности использования дефицитного радиочастотного спектра. Крайне нерационально отдавать радиочастоты устаревшему оборудованию. И здесь позиция регулятора должнабыть жесткой, только так можно будет получить от имеющегося ресурса все, что он способен дать. Конверсия спектра, обновление парка используемого радиорелейного оборудования – давно назревшая необходимость повышения эффективности использования частот.

А. Гумбинас («Радиан») предлагает взглянуть на проблему шире – пересмотреть существующую точку зрения участников рынка радиооборудования, которые полагают, что вопрос распределения радиочастот как национального достояния должен оставаться под контролем государства. По сравнению с США и другими странами эта процедура в России всегда отличалась излишней забюрократизированностью. А сейчас многие проблемы выделения частот и согласования с органами власти, представляющие сложность для потребителей радиоизлучающего оборудования, усугубились из-за неразберихи в госструктурах в результате проведенной административной реформы. «Практическая деятельность государственных органов в большинстве случаев неэффективна и мешает развитию радиоизлучающих систем связи на территории страны, особенно средним и мелким операторам связи и другим потребителям телекоммуникационного оборудования для собственных нужд, – считает А. Гумбинас. – Кроме того, давно начатый процесс конверсии радиочастотного спектра не дает ожидаемых результатов».

Проблему конверсии радиочастот не обошел и наиболее толерантный по отношению к госрегулятору участник нашего обзора – А. Садыков (Siemens). И хотя в настоящий момент серьезных препятствий на пути развития РРС в стране он не видит, однако считает безусловной необходимостью более полную конверсию частотного диапазона, которая способствовала бы распространению радиорелейных систем, и не их одних. Трудности, с которыми, бывает, сталкиваются производители оборудования при сертификации своих продуктов, легко преодолимы.

В целом, по общему мнению, частот для РРС в России достаточно. Их дефицит ощутим лишь в мегаполисах, где развернуты обширные сети базовых станций мобильных операторов. Высокая плотность размещения РРЛ приводит к тому, что получить, например, частоты в диапазонах 7/8 ГГц сегодня практически невозможно ни в одном крупном городе и на большей части европейской территории России. Но теснота в городском эфире характерна, по существу, для всей Европы.

Компания «Эрикссон» как производитель видит решение проблемы в нескольких плоскостях. Можно, например, пойти по пути экстенсивного расширения, т.е. открытия новых частотных диапазонов, ранее недоступных для РРЛ (можно «уйти» либо в нижние полосы – 6/5/4 ГГц, либо в диапазоны выше 40 ГГц), а можно усовершенствовать характеристики распространения сигналов в пространстве, например разработать сверхузконаправленные антенны, снизить уровень побочных излучений и т.д. Можно искать пути дальнейшего увеличения эффективности использования радиоспектра за счет применения алгоритмов цифровой обработки сигналов (перспективные типы модуляции, дополнительные схемы кодирования, методы цифровой линеаризации и др.) или использовать механизмы управления трафиком и классом сервиса – концентрацию и статистическое мультиплексирование, т.е. увеличение эффективности использования полосы пропускания в противовес наращиванию скорости передачи. «По существу, речь идет о создании более «интеллектуального» транспорта, который отчасти возьмет на себя функции коммутации, – поясняетГ. Муратов. – В качестве позитивной тенденции мы отмечаем также стремление всех участников рынка совместно работать над тем, чтобы деятельность регулирующих органов способствовала его развитию».

Широкий диапазон мнений разных игроков рынка РРС можно коротко резюмировать таким образом: необходимыми условиями обретения радиорелейной отраслью норм и прав на развитие являются конверсия радиочастотного спектра, выделение для РРС специального диапазона частот; обновление парка оборудования и его технологическое совершенствование.

Условия действительно необходимые, но недостаточные.

О порядке получения разрешений на радиочастоты для РЭС гражданского назначения

  1. До выхода новой редакции закона «О связи» и Постановления Правительства РФ № 336 от 22.07.04 «Об утверждении Положения о комиссии по радиочастотам» применялась процедура разработки и назначения радиочастот, которая способствовала динамичному развитию отечественного производителя РЭС.

    Так, до октября 1998 г. действовали правила (согласно директивному письму ГИЭ Минсвязи РФ от 06.11.91), согласно которым решения на приобретение и установку, проектирование и строительство фиксированных РЭС выдавались в срок от двух недель до двух месяцев с момента получения документов ГИЭ и действовали до двух лет. После ввода объекта срок его эксплуатации в разрешении не устанавливался.

    С 1 октября 1998 г. решением ГКРЧ от 29.06.98 было введено Положение о порядке назначения радиочастот в РФ, согласно которому (пункты 7.2–7.4) ГРЧЦ должен был в течение 85 календарных дней произвести анализ электромагнитной совместимости систем с другими РЭС гражданского назначения и согласовать результаты с ведомственными структурами государственного управления (45 дней), разработать проект ЧТП (30 дней) и выдать решение на использование радиочастот (10 дней).

    Постановлением Правительства РФ № 1002 от 25.12.2000 было введено Положение о Государственной радиотехнической службе при Министерстве по связи и информатизации РФ, на основании которого ГКРЧ разработала новое Положение о порядке назначения радиочастот (введено в действие 1 октября 2002 г.). Срок разработки частот и выдачи решения о назначении частот был увеличен до 130 календарных дней. При этом оператор связи направлял документы на получение радиочастот только в один адрес – ГРЧЦ – и от него же получал решение на использование.
  2. С выходом нового закона «О связи» и Постановления Правительства РФ № 336 от 22.07.04 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по радиочастотам» стали действовать уже два положения – Положение о порядке проведения экспертизы, рассмотрения материалов и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот и Положение о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о выделении полос радиочастот для РЭС и высокочастотных устройств (утверждены ГКРЧ 09.08.04).

    Документами предусматривалось, что ГРЧЦ на основании проведенной работы вместо окончательного решения выдает заключение экспертизы о возможности использования радиочастот. Срок на это был установлен уже в 165 календарных дней, а затем оператору связи следовало подать заявку в Федеральное агентство связи (ФАС) на получение разрешения на использование частот с оформлением в течение 120 дней.

    Таким образом, вместо прежних 130 дней оформление решения растягивалось до 285 дней. Причем ни в законе «О связи», ни в Положении о порядке проведения экспертизы никаких конкретных сроков (кроме как для ФАС) рассмотрения материалов операторов связи на получение заключения экспертизы не указывалось.
  3. Неожиданное решение ГКРЧ об аннулировании ранее выданных частных решений о возможности использования полос радиочастот для РЭС отечественных производителей привело к неоправданным затратам сил и финансов всех участников российского рынка связи. Более того, в случае положительного заключения ГРЧЦ о возможности использования номиналов частот заявителем (в том числе оператором связи) оформление разрешительных документов на использование частот в ФАС (Россвязь) проводится в недопустимо длительные сроки, без уведомления заявителя о причинах задержки или предполагаемых сроках завершения работ. Производители оборудования РРС, имея действующие сертификаты соответствия, не имеют возможности планировать производство и реализовывать это оборудование в течение длительного времени, а потому не могут конкретизировать потребителям сроки поставок. Потенциальные заказчики в связи с этой неопределенностью вынуждены отказываться от рынка российского оборудования.
В результате вместо «ускорения внедрения перспективных технологий, обеспечения эффективного использования радиочастотного спектра и финансовых средств в социальной сфере и экономике» (ст. 22, п. 1 закона «О связи») произошло резкое торможение процесса производства и внедрения перс пективного технологического оборудования на рынке телекоммуникаций не только России, но и всех стран СНГ.

Подготовлено НПФ «Микран»

Народная мудрость о решениях и разрешениях

Если ты хочешь построить РРЛ на импортном оборудовании, которое работает в стандартном диапазоне частот, сертифицировано, уже стоит у других операторов, по параметрам идентично отечественному, а по надежности и стоимости его превосходит, то все равно нужно получить частное решение ГКРЧ на использование оборудования в конкретном диапазоне частот в конкретном регионе. Зачем?! Ладно бы за это брали деньги, но ведь процедура бесплатная. И на оформление этой ненужной бумажки оператор потеряет минимум полгода. Без нее не подать заявку на выделение номиналов частот для РРЛ. Подал заявку в ГРЧЦ и ждешь – сначала договор на расчет параметров ЭМС, затем договор с «Воентелекомом», и в итоге (в лучшем случае еще через полгода) тебе сообщают, что в заказанном диапазоне частот нет, Генштаб отказал. А на другой диапазон частот, подходящий для данной длины трассы, у тебя нет решения ГКРЧ. Вот такой жизненный пример. Ну кто, скажите, будет после этого строить РРЛ?.. Упорные единицы, или если уж совсем деваться некуда. Кто бы членораздельно объяснил, при чем здесь Генштаб? Не меньше проблем и с оценкой электромагнитной совместимости. До того как эту функцию передали в ГРЧЦ, компания обычно заключала договор с ГСПИ РТВ на оценку ЭМС и получала заключение, где были прописаны ее рабочие частоты в диапазоне, который наверняка будет согласован, в том числе и военными. ГСПИ обладает уникальной базой данных, которая почему-то не востребована ГРЧЦ.

А оформление частот для отечественного оборудования сопряжено с теми же коллизиями, что и для импортного (за исключением обращения в ГКРЧ). После ГРЧЦ нужно получить разрешение на частоты от ФАС, фактически повторяющее заключение ГРЧЦ. Бесплатно, но не раньше чем через полгода, а то и через год. После этого последует регистрация РЭС в радиочастотном центре округа со снятием спектральной «картинки», разрешение на временное включение и т.д. Какая уж тут «последняя миля» через два года! Вот и ставят втихую, без разрешений релейки.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!