Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2006
Константин АНКИЛОВ  01 сентября 2006

Нижний Новгород: кто хочет заработать $100 млн?

Первая остановка

Нижний Новгород – один из немногих старинных русских городов, которому удается и по сей день состоять в реестре главных экономических центров России, что во многом обусловлено его удачным расположением на месте слияния двух водных путей – Волги и Оки. Известный тем, что подарил стране культовые произведения отечественного автопрома: «директорскую» «Волгу», грозу дорог «Газель» и др., – для рынка телекоммуникаций Нижний так и остается первой остановкой при выходе операторов из Москвы в регионы. Там, где когда-то шли караваны судов, теперь по магистральным каналам течет информация с востока страны в столицу и дальше, на запад. Недаром, помимо «Ростелекома» и «ТрансТелеКома», здесь строятся или уже действуют еще по крайней мере три магистральные операторские сети.

$100 млн в запасе

Доходы от услуг связи в Нижегородской области в 2005 г. составили $394 млн, а по итогам 2006 г. должны вырасти по крайней мере до $490 млн. Эта цифра, по расчетам «iKS-Консалтинг», не соответствует уровню платежеспособности в регионе – спрос населения и организаций на услуги связи не удовлетворен на 20%. А значит, российские операторы не используют возможность получить около $100 млн сверх того, что им удается заработать в Нижегородской области в настоящее время.

Действительно, претендуя на звание третьей столицы России, Нижний Новгород и область занимают лишь 14-е место по объему доходов от услуг связи, уступая не только другим центрам федеральных округов, но и Красноярскому краю, Челябинской области, Татарстану, Башкирии и Ханты-Мансийскому АО. Причина такого недоиспользования операторами всех возможностей региона кроется, очевидно, в относительно слабо развитой конкуренции в сегменте проводной связи.

На рынке местной телефонии единственной серьезной альтернативой «ВолгаТелекому» выступает «Агентство деловой связи» («дочка» «Голден Телекома»). Рыночные доли этих операторов составляют соответственно 79 и 11%. Большинство прочих компаний – с доходом от телефонной связи в $1–2 млн и долей рынка 1–2% – в основном ведомственные операторы. Аналогичная ситуация сложилась и на рынке дальней связи, который «ВолгаТелеком» контролируетна 89%.

Широкие возможности для широкополосного Интернета

Ненамного лучше ситуация на интернетрынке. Более 59% доходов опять же приходится на «ВолгаТелеком», еще 19% – на «Агентство деловой связи». В прошлом году из остальных более чем 30 операторов от доступа в Интернет ни один не заработал и миллиона долларов. При этом Нижегородская область по уровню проникновения в Интернет – 5,4% – в начале текущего года занимала 25-е место среди российских регионов.

Такая ситуация делает освоение нижегородского рынка новыми игроками весьма актуальным. Не случайно построение магистралей в регионах начинается именно с канала Москва–Нижний Новгород. И «ВолгаТелеком», и «Голден Телеком», и ряд других компаний готовят или уже предлагают на базе собственных или арендованных каналов услуги широкополосного доступа, которые могут сделать местный интернет-рынок по-настоящему массовым. Но место для новых игроков интернет-рынка в Нижнем пока есть…

Щедрая «Нижегородская сотовая»

Куда благополучнее на Нижегородчине с сотовой связью – при числе пользователей 3,3 млн на весну 2006 г. без мобильного телефона тут обходилось лишь 6% жителей, да и те к концу лета должны бы «мобилизоваться». Крупнейшим оператором является местная дочка «ВолгаТелекома» – «Нижегородская сотовая связь», которая, впрочем, гостеприимно делит рынок с «большой тройкой», а также с квазифедералами Tele2 и «Скай Линк». Есть еще один местный игрок, «Нижегородский радиотелефон», но его рыночная доля, как и доля «Скай Линк», много меньше одного процента.

Лидерство на рынке почти поровну распределено между НСС и «ВымпелКомом». При этом за год каждому из них пришлось уступить по 4% рынка Tele2, в результате чего доля последнего выросла с 4 до 12%. Это позволило Tele2 заметно обогнать «МегаФон» и приблизиться к занимающей третье место компании МТС.

Итожим. Объем неудовлетворенного спроса на услуги связи в регионе составляет 20%. Конкуренция в проводном сегменте рынка весьма слабая. Интернет-сервис-провайдерам в Нижнем Новгороде пока что есть где развернуться.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!