Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2006
Олег ГАЙДУК  01 сентября 2006

Глава НКРС Украины О.В. Гайдук: «76% радиочастотного ресурса страны выделено в общее пользование»

– Олег Васильевич, что комиссия может зачислить в актив, а что было упущено?

– Главной нашей заслугой можно считать то, что мы последовательно и поэтапно приводим отраслевую нормативную базу в соответствие с международными нормами. Это касается, в частности, принятого в августе 2005 г. «Положения о порядке государственного регулирования номерного ресурса», обеспечивающего равную доступность этого ресурса для всех операторов, а также прозрачность в его распределении. То же можно сказать о введенных в декабре 2005 г. «Правилах взаимоподключения телекоммуникационных сетей общего пользования», которые, по выводам экспертов, полностью отвечают требованиям европейского законодательства. А в июле текущего года широко обсуждался с операторами проект документа «Порядок формирования системы и плана нумерации телекоммуникационной сети общего пользования Украины», разработанный с целью гармонизации системы и Плана нумерации Украины с европейским и мировым пространством. Нельзя не вспомнить также о введении новых граничных тарифов на услуги фиксированной связи, которые положат конец практике перекрестного субсидирования местной связи за счет международной и междугородной связи.

– В продолжение разговора о гармонизации украинского законодательства с рекомендациями ЕС и МСЭ. Рассматривает ли НКРС внедрение таких основополагающих принципов либерализованного рынка, как MVNO и MNP?

– Каких-либо окончательных решений по данным вопросам пока нет. Идет работа по подготовке соответствующих предложений. Скажу только, что мы будем учитывать особенности, присущие украинскому телекоммуникационному рынку.

Как показывает европейский опыт, внедрение MNP успешно происходит на рынках, которые характеризуются устойчивостью и подготовленностью к восприятию новых экономических моделей, связанных с взаиморасчетами, взаимоподключениями, правилами организации транзита, маршрутизации и т.д. Украинский рынок к этому еще не готов, его нельзя механически подгонять под рекомендации ЕС и МСЭ. Более того, прежде чем внедрять MNP и MVNO, необходимо наработать серьезную нормативно-законодательную базу. Нельзя, чтобы этот процесс оставался вне регуляторных рамок.

– Каковы приоритетные задачи НКРС на данный момент?

– Одной из основных задач сегодня является установление порядка взаиморасчетов между телекоммуникационными операторами. Комиссия уже подготовила и приняла за основу проект документа, в котором определены основные принципы проведения взаиморасчетов между операторами за совместно предоставленные потребителям услуги местной, междугородной, международной и мобильной связи, установлены расчетные таксы за услуги доступа к сетям операторов, которые занимают монопольное или доминирующее положение на рынке телекоммуникаций.

– Решает ли этот документ проблему дискриминационных тарифов на взаимоподключение, на что так часто жалуются альтернативные операторы?

– Да. Цены на подключение определяются с учетом затрат на проектирование и строительство точек присоединения. Более того, тарифы на подключение одинаковы для всех операторов и зависят только от номерной емкости сети населенного пункта, в котором будет производиться подключение.

– Одно из решающих условий динамичного развития украинского телеком-рынка – дальнейшая конверсия радиочастотного ресурса. Какая его часть подпадает под конверсию за счет государства, а какая – за счет внебюджетных источников? Когда механизм финансирования конверсии за счет средств компаний начнет работать в полную силу?

– Согласно Закону «О радиочастотном ресурсе Украины», конверсия радиочастотного ресурса осуществляется за счет госбюджета только в полосах специального использования. С принятием в декабре 2005 г. новой Национальной таблицы распределения радиочастот Украины, 76% всего радиочастотного ресурса страны было выделено в общее пользование. При этом правительством было определено, что конверсия данных полос может осуществляться только за счет внебюджетных средств, – порядок их привлечения должен определяться отдельным постановлением Кабинета министров Украины. Комиссия уже разработала проект такого постановления. Мы надеемся, что при условии налаженной работы кабмина порядок привлечения внебюджетных средств на цели конверсии спектра начнет действовать в декабре 2006 г.

– В свое время UMTS-лицензия, выданная «Укртелекому» на внеконкурсной основе, вызвала бурю недовольства среди участников рынка. Сколько еще лицензий планируется выдать и когда ориентировочно будет объявлен тендер?

– Радиочастотный ресурс, отведенный для внедрения в Украине систем мобильной связи 3-го поколения, позволяет осуществить лицензирование радиочастот для четырех операторов. Соответственно лицензию на радиотехнологию «Цифровая сотовая радиосвязь IMT-2000» (UMTS. – А.Д.), получат, помимо «Укртелекома», еще три оператора. Сегодня говорить о лицензировании частот, выделенных под развитие UMTS, рано, поскольку данные частоты требуют проведения конверсии. Без утверждения порядка финансирования конверсии тендер на частоты 3-го поколения объявлен быть не может.

– «Укртелеком» не потеряет UMTS-лицензию из-за переноса сроков запуска тестовой сети и начала коммерческой эксплуатации? Компания как-то это объясняет? Какие реальные рычаги воздействия на «замешкавшегося» лицензиата есть у комиссии?

– Пока что сроки начала использования выделенного «Укртелекому» радиочастотного ресурса вписываются в выданную лицензию. Если лицензиат по уважительным причинам не может начать использование выделенного ему радиочастотного ресурса, он должен обратиться в НКРС с соответствующим обоснованием, и НКРС примет решение сохранять за ним этот ресурс или нет. До сегодняшнего дня «Укртелеком» с таким заявлением в комиссию не обращался.

– Один из наиболее острых моментов – перспективы развития WiMAX. Претенденты на лицензии сетуют, что НКРС несправедливо подходит к распределению наиболее приемлемого, с их точки зрения, диапазона 3,4–3,8 ГГц. Чем обусловлен перенос частот, предназначенных для WiMAX, в диапазон 5 ГГц? Почему, вопреки изначальным планам, комиссия выдала лицензию на радиорелейную связь «Конфиденциальным коммуникациям»?

– В данном случае комиссия действовала в соответствии с утвержденным Кабинетом министров Украины Планом использования радиочастотногоресурса Украины. Согласно плану, выдача лицензий и разрешений на эксплуатацию радиорелейных станций в диапазоне 3400–3800 МГц, а также 5670–5920 МГц продолжается до 1 сентября 2006 г. Вследствие этого мы не могли отказывать компаниям, подающим заявки на развитие радиорелейной связи в данных диапазонах. Кроме того, следует помнить, что лицензии на радиорелейную связь, выданные в диапазоне 3,4–3,8 ГГц, не дают исключительного права на использование радиочастотного ресурса. Компании получают данные радиочастоты для совместного использования, на условиях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств. Соответственно развитие радиотехнологии WiMAX, для которой необходима возможность исключительного использования тех или иных частот, в данных частотных полосах невозможно. Как раз потому, что в диапазоне 3,4 ГГц не осталось свободных частот, для лицензирования радиотехнологии WiMAX был выделен диапазон 5 ГГц.

– Будет ли проведен тендер на частоты в диапазоне 5 ГГц и в какие сроки?

– В соответствии с решением комиссии от 8 июня 2006 г. на официальном сайте НКРС размещено объявление о приеме заявок на получение лицензий на использование радиочастотного ресурса в диапазоне 5470–5670 МГц. За период с 14 июня по 15 июля 2006 г. мы получили 59 заявок. Решение о проведении конкурса должно быть принято на ближайшем заседании комиссии. Тендер может состояться в сентябре или октябре текущего года*.

– Лицензирование ряда не самых массовых услуг, например транкинговой связи, приводит, по мнению отдельных участников рынка, к нерациональному и несправедливому распределению дефицитного частотного ресурса. Помимо лицензии на РРС упоминают еще лицензию на транкинговую связь «Велан Телеком» в диапазоне, предназначенном для CDMA-450…

– Здесь мы опять же действуем в соответствии с Планом использования радиочастотного ресурса Украины. В этом диапазоне также имеются радиоканалы, выделенные Планом для развития радиорелейной связи, и снова мы не можем идти наперекор существующей нормативной базе.

– И что же будет с CDMA-450?

– Вопрос достаточно сложный вследствие «перенаселенности» частотного диапазона, который считается перспективным для развития данной радиотехнологии. На сегодняшний день в диапазонах 450–453 МГц и 460–463 МГц работает более 150 операторов и осуществлено более 2300 частотных присвоений. Срок истечения лицензий – не ранее 2011 г. Для высвобождения данных частот от действующих радиоэлектронных средств необходима огромная подготовительная работа. После недавнего получения лицензии компанией UMC никаких новых частотных присвоений в данном диапазоне в ближайшее время не предвидится.

Киев, конец июля 2006 г.


* На момент интервью с О. Гайдуком (28 июля) решение НКРС № 344 от 3 августа 2006 г. «Об объявлении тендера на получение лицензий на использование радиочастотного ресурса в полосе радиочастот 5470–5670 МГц» еще не было принято. Согласно этому решению принятие заявок претендентов будет продолжаться до 5 сентября, а предварительная дата распечатывания конвертов – 9 октября 2006 г.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!