Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2006
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  01 октября 2006

Вся питерская подземка теперь на яркой стороне

Затраты на подземную сеть не соизмеримы с аналогичными показателями для «поверхности». Базовая станция здесь обслуживает намного меньшую территорию, чем на земле, время работ ограничено, монтировать оборудование труднее, острее стоят вопросы безопасности... Строительство сети в метро влетает оператору в копеечку, а строить сеть в питерском метро, самом глубоком в мире, и того дороже: по словам директора Северо-Западного филиала «ВымпелКома» А.О. Анисимова, «в десятки процентов». Притом что трафик оператора в метро (по данным, правда, на июль 2004 г.) составляет доли процента.

И тем не менее первоначально имиджевые проекты сегодня приобретают все более бизнесовый характер.

Last but not least

Для Северо-Западного филиала «ВымпелКома» обеспечение абонентов связью на всех действующих станциях питерского сабвея стало задачей года. Востребованность сотовой связи в метро, говорит А.О. Анисимов, растет: ежедневно каждый третий житель города проводит под землей 37 минут, а средняя дневная пропускная способность этой транспортной артерии 2,3 млн человек.

«ВымпелКом» долго добирался до Северной столицы, где первопроходцем был «МегаФон» («Северо-Западный GSM»), зато быстро разогнался: в 2005 г., по данным «iKS-Консалтинг», оператор перераспределил в свою пользу на рынке С.-Петербурга и Ленобласти 4,6% рынка. В условиях жесткой конкуренции это существенно. Сегодня доля «Билайна» в Петербурге и Ленобласти 22,9%, число абонентов 1,898 млн (источник: AC&M Consulting на 31 июля 2006 г.).

В питерское метро «ВымпелКом» тоже пришел последним, вслед за «МегаФоном» (2004 г.) и МТС (2005 г.). Впрочем, темпы освоения подземки у него самые высокие: полное покрытие за два года.

Сеть «Билайн» работает на частоте 900 МГц. Оборудование от Ericsson – это поставщик «ВымпелКома» в 6 из 8 макрорегионов России, входящих в зону покрытия оператора. Инвестиции в проект традиционно не раскрываются, да и трудно говорить о фрагментах сети, поясняет Д.Е. Григорьев, начальник отдела развития и оптимизации петербургского филиала «ВымпелКома».

Впрочем, по грубым подсчетам, если одна БС, установленная в метро, может стоить до $40 тыс. в полной комплектации, а в среднем на одну станцию метро (всего их 59) устанавливается две-три БС, то сумму контракта «ВымпелКома» с вендором можно оценить минимум в $7 млн. Плюс монтажные работы и аренда каналов у «МетроКома». Когда еще доходы от пропуска подземного трафика приблизятся к этой цифре?..

«В метро связь есть!»

Об этом просил известить петербуржцев коммерческий директор Северо-Западного филиала «ВымпелКома» А. Васильев. Столь необычная просьба к СМИ понятна: 32,3% пассажиров, как выяснилось из опроса ИАА «Неделя сотовых технологий», не знают, что в метро работают телефоны. Тот же источник дает картину предпочтений абонентов в метро: из подземки звонят 24,9%; входящие звонки принимают, но сами не звонят 21,1%; SMS обмениваются 21,7%.

Однако первое место среди инструментов продвижения услуг «Билайна» в метро занимает реклама. Сегодня желто-черные кроссовки и кегли сопровождают пассажиров на всем пути следования: на турникетах при входе на станцию метро, в каждом вагоне питерской подземки. Чем еще привлечь абонента, как не скидками?.. Но для «ВымпелКома» важен каждый клиент, и оператор не может предоставлять преференции отдельным категориям абонентов в ущерб другим.

Абоненты «Билайна» могут пользоваться сотовой связью на всех действующих станциях С.-Петербургского метрополитена, включая платформы, вестибюли, перегоны между узловыми станциями, а также в начале и конце тоннелей. Голосовой и SMS-трафик распределяются примерно поровну, в денежном выражении преобладает «голос». Абонентам доступны сервисы на основе GPRS: ММS, Интернет и WAP. EDGE, внедренная в московском метро около года назад, в питерском присутствует пока только в коммерческом исполнении.

Там, где кончается «Билайн»

Отвечая на вопрос, почему пропадает сигнал, Д.Е. Григорьев подчеркнул, что работы по проблеме закрытости сложных, извилистых переходов, приостановленные из за проходившего в июне саммита G8, начнутся в ближайшее время. Решается и проблема согласования связи в переходах подземных и наземных. Оператор намерен расширять спектр услуг.

Спустившись в метро, сотовые компании стали ближе друг другу. Абонента это радует: чтобы позвонить в службу спасения, он может воспользоваться любой сетью GSM. Стать на общие рельсы операторов заставляет и необходимость сообща вести изыскательские работы по использованию излучающего кабеля для связи в тоннеле, договариваться о строительстве новой и модернизации старой подземной инфраструктуры, как было, например, когда понадобилось обеспечить выход в метро TELE2. Может, сообща им удастся решить и вопросы качества связи (см. эпиграф)?

Российские операторы уходят под землю

1999 – «Северо-Западный GSM» (сегодня «МегаФон») приступил к освоению территории С.-Петербургского метрополитена (пятым в мире).

2000 – телефон МТС заработал в Московском метрополитене на Таганском пересадочном узле.

2001 – «ВымпелКом» начал предоставлять услуги связи «Билайн» на Таганской-кольцевой.


Метро на карте «Билайн»

Москва: запуск первой станции в 2002 г.
С.-Петербург: начало работ в октябре 2003 г.
Нижний Новгород: связь «Билайн» с 2004 г.
Новосибирск, Екатеринбург, Казань – первая станция в 2005 г.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!