Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2006
А.С. МИШАРИН  01 ноября 2006

ИТ-интеграция как свет в конце коридора. Или в начале?

Опыт создания собственных инфокоммуникационных систем есть у каждого вида транспорта: на железных дорогах действует сеть информационных центров огромной мощности и производительности; на морском транспорте работают соответствующие международным стандартам системы мониторинга и спасания; есть инфокоммуникационные системы в авиации, в автомобильном и дорожном комплексах… Насколько эти решения отвечают требованиям современности? И что еще предстоит сделать?

Электронный авиабилет: успеем ли на последний рейс?

В гражданской авиации наиболее динамично развивающимся сегментом телекоммуникационной инфраструктуры и сервиса сегодня во всем мире является электронное оформление перевозочных документов (электронный билет) и предоставление сопутствующих услуг электронного документа без оформления бумажных расчетных документов. Технология электронного билета имеет ряд существенных преимуществ. Для пассажира это дополнительные каналы приобретения билетов, возможность самообслуживания при оформлении груза и регистрации в аэропорту, а кроме того, такой билет невозможно потерять. Для государства электронный билет – это возможность создания актуальных электронных баз данных для решения собственных задач и их эксплуатации. Для авиакомпаний – дополнительные возможности контроля за ходом продаж и авиаперевозок, сокращения эксплуатационных расходов, связанных с отказом от бумажных технологий.

Концепция электронного билетооформления была разработана на внутренних авиалиниях США в 1984 г. В 1990 г. United Airline оформила первый электронный билет, а сегодня эта авиакомпания уже более 90% перевозок осуществляет только через электронные документы. По прогнозам экспертов, к концу текущего года 70% проездных документов в мире будет продано в электронном виде. По сути, для нас это означает одно из двух: либо Россия включится в этот процесс – и будет интегрирована в международное пространство, конкурируя с другими странами в авиации, либо не включится и окажется вне его пределов. Мы, к сожалению, пока не только не определились по возможности стыкования систем электронной продажи и бронирования билетов на смежные виды транспорта – авиационные и железнодорожные, но даже не приняли окончательного решения по выбору самой системы взаиморасчетов на воздушном транспорте. Это нам предстоит сделать в ближайшие месяцы.

Безопасные автодороги: в начале пути

В автодорожном комплексе направление развития телекоммуникационных систем сегодня адаптируется к задачам реформирования отрасли. В последние два года выполнены работы по проектированию и созданию корпоративной информационной системы управления Росавтодора, заложены основы интеграции ранее разработанных систем, сформирована база данных для создания инфокоммуникационной инфраструкту ры дорожной отрасли. Сегодня на ее основе внедряются прикладные системы поддержки электронного документооборота и делопроизводства, контроля исполнения договоров, оптимизации проведения конкурсных торгов (в 2005 г. в результате этих мер на конкурсных торгах было сэкономлено около 5 млрд руб., или почти 5% средств, направляемых бюджетом на содержание и развитие дорожного хозяйства).

В рамках дальнейшей реализации проекта создания АСУ дорожной отрасли в 2006–2008 гг. планируется внедрить систему управления бюджетом системы диагностики сетей автомобильных дорог и искусственных сооружений. Ведется реализация АСУ и контроля дорожных работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений, управлению в условиях чрезвычайных ситуаций. Разработана программа создания автоматизированной системы метеорологического обеспечения на федеральных дорогах (срок внедрения – 2010 г.), которая позволит обеспечить текущий контроль метеопараметров состояния дорог, своевременное прогнозирование неблагоприятных ситуаций. Все это внесет свой вклад в достижение целей ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения на 2006–2012 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ 20 февраля 2006 г.

Опыт эксплуатации автоматизированных систем метеообеспечения, созданных на отдельных участках федеральных и региональных российских автодорог, показывает, что годовая экономия прямых затрат составляет не менее 25 тыс. руб. на один километр. А общая экономия – около 1,5 млрд руб.

Важным компонентом информационного ресурса станет комплекс прикладных программ управления и контроля хода выполнения работ по строительству и реконструкции автодорог.

Еще одно направление – диспетчеризация автодорожной сети, на реализацию программ которой выделено около 500 млн руб. Конечно, если сравнивать, что нужно сделать и что уже сделано, то можно сказать, что информатизация в дорожном хозяйстве, по сути, только начинает набирать вес. Расходы на информационное и телекоммуникационное обслуживание не превышают 1% от общих расходов на дорожное хозяйство. Кроме того, сети информационного ресурса автодора развиваются сегодня автономно и не увязаны с системами, представленными, например, на портале Ространснадзора. Это очень серьезный недостаток.

В мировой практике одним из наиболее значительных достижений в части разработки систем нового поколения управления движением стало создание интеллектуальных транспортных систем. Так, согласно Национальному плану США по внедрению таких систем, экономический эффект до 2011 г. составит $20 млрд. Достичь его предполагается прежде всего за счет сокращения времени в пути (на 13%), снижения числа аварий со смертельным исходом (на 15%), экономии топлива (на 13%). В Европе главная цель внедрения информационных систем – снижение до 2010 г. уровня аварийности в два раза. Такие системы мы должны развивать и в России. Основа для этого есть – дело за конкретной реализацией.

Железные дороги вкладывают в ИТ – и выигрывают

В железнодорожном транспорте можно выделить основную тенденцию: возросла динамика экономических связей, а вместе с нею и объем грузопотоков. Сегодня государству нужна более динамично управляемая технология перевозок. По сути, меняется главная задача – теперь это не только перевозки с оценкой по объемным показателям, но и обеспечение надежных, эффективных транспортных связей. Изменился и характер управления грузовыми перевозками: необходимо более тонко построенное управление вагонопотоками (например, согласованный подвоз грузов к портам крупных потребителей); резко возрастают требования к оптимальности принимаемых решений. Сегодня мы пришли к необходимости создания систем автоматизированного управления потоками, чтобы помочь диспетчерам находить более эффективные решения. Действующие АСУ являются, в сущности, информационными системами, и наступило время перехода к гибким технологиям на базе автоматизированного управления. В 2006 г. на развитие информационных систем ОАО «РЖД» заложило около 15 млрд руб. (это более 10% инвестиционной программы компании). Конечно, на фоне других отраслей транспорта (автодор – 1%, морской – 3%, примерно тот же порядок и в авиации) это внушительные цифры, однако если привязы вать их к конкретным задачам, стоящим сегодня перед российскими железными дорогами, то этих денег может оказаться недостаточно. Но заметим также: в транспортном комплексе наиболее четко отработаны системы управления именно железнодорожным транспортом. Таким образом, очевидно: эффективность управления напрямую зависит от вложений в ИТ.

Вычисляем общий знаменатель

Приходится признать, что, несмотря на имеющиеся перспективные наработки в области сетевых и телекоммуникационных ресурсов и решений, технологическая дезинтеграция между видами транспорта остается во многом нерешенной проблемой. И без системной проработки вопросов ИТ-инфраструктуры на транспорте, без определения источников финансирования телекоммуникационных проектов создание единого информационного пространства для транспорта может быть, мягко говоря, затруднено. Поэтому предлагается провести тщательный анализ существующих на транспорте информационных и телекоммуникационных систем, выявить узкие места и в возможно короткие сроки приступить к разработке системных принципов и решений по взаимоувязке существующих инфокоммуникационных систем. А при необходимости – и к созданию новых. На этом этапе должны быть разработаны необходимые нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы.

Создание единого информационного пространства в совокупности с рядом систем навигации (таких, как ГЛОНАСС, GPS) и мониторинга будет способствовать достижению одной из основных целей – созданию опорной транспортной сети, на базе которой будет развернута сеть взаимоувязанных современных логистических центров. Это, в свою очередь, позволит ускорить доставку грузов, увеличить пропускную способность транспортного комплекса, увязать и активизировать грузопотоки, эффективно использовать «единую транспортную накладную» и в итоге повысить транспортный потенциал России.

В 2004 г. объем услуг связи на российском транспорте составил $40 млн, в 2006 г. оценивается в $48 млн (прогноз), в 2010-м – $102 млн (прогноз).

Источник: «Компания ТрансТелеКом


ИТ на таможне – альфа и омега транзита

Таможенная служба – один из обязательных участников логистических цепочек на международных транспортных коридорах. Популярная в СМИ тема непорядков на таможне мало кого интересовала с точки зрения не человеческого, а ИТ-фактора. Между тем представители ФТС России признают, что переформатирование множества документов, представление разных документов, в том числе таможенной и транзитной деклараций, документов внутреннего таможенного транзита, дает контрабандистам не то что лазейки, а настоящие каналы сбыта. Получение единого административного документа от таможни сопредельной страны такую возможность исключает. И с 1 января 2007 г. таможенная служба РФ переходит на использование единого административного документа. На доработку всех информационных систем ФТС, которая проводилась на протяжении 2006 г., было выделено 90 млн руб.

Решение это реализуется в рамках утвержденной Правительством РФ в декабре 2005 г. Концепции развития таможенных органов до 2010 г., которая, в свою очередь, была разработана ФТС на основе рамочных стандартов обеспечения безопасности и содействия торговле, принятых в июне 2005 г. Всемирной таможенной организацией. К слову, Россия была одним из инициаторов принятия этих стандартов. Их основные принципы – предварительный обмен данными о товарах, которые циркулируют между странами в рамках международной торговли; создание системы анализа и управления рисками, обеспечивающей возможность быстрого контроля содержимого контейнеров и транспортных средств на границе.

Соответственно, одно из основных направлений деятельности, которым сегодня занимаются таможенники, – внедрение системы предварительного информирования.

Управление всеми процессами на таможне будет осуществляться из Центра принятия решений. Такой центр уже создается, и в конце 2006 г. начнет функционировать первая его часть – Центр анализа и управления рисками. В рамках центра планируется создать единую БД товаров и услуг, БД правоохранительной деятельности, куда будут подключены все правоохранительные структуры, связанные с контролем и на границе, и внутри страны.

Создание такой системы невозможно без развития телекоммуникационной инфраструктуры. И если к началу 2005 г. из 317 действующих пунктов пропуска лишь 53 были подключены к цифровым каналам связи, 2006 г. встретили «с "цифрой" под рукой» уже 190 пунктов пропуска. До конца этого года, по словам представителя ГУ информационных технологий Таможенной службы РФ, к единой телекоммуникационной системе будет подключено 95% пунктов. Останутся только те, которые имеют незначительный оборот и не влияют на проведение таможенного и другого административного контроля. Работа ведется в тесном партнерстве с «Компанией ТрансТелеКом», которая модернизирует узлы связи в таможнях, в центральных управлениях ЦФО и СЗФО (в дальнейшем предполагается, что эту работу ТТК будет выполнять и в других федеральных округах).

Вершина реализации Концепции развития информационных систем ФТС – создание к концу 2007 г. Межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации для контроля внешнеторговой деятельности.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!