Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2009
Виталий ЧААДАЕВ  Сергей МАЛЬЦЕВ  13 октября 2009

ЖКХ: как открыть «одно окно»?

Концепция «одного окна» в области информатизации подразумевает организацию такой ИКТ-инфраструктуры, когда любой человек, воспользовавшись терминалом или ПК, подключенным к Интернету, может получить не только необходимую справочную информацию, но и заказать, оформить и оплатить саму государственную услугу. Как теорию воплотить в практику?

Виталий ЧААДАЕВ, генеральный директор,  ЗАО Реализация концепции «одного окна» при предоставлении государственных услуг часто наталкивается на непонимание: а как же, собственно, это «одно окно» должно быть реализовано? Здравая в общем-то идея создания многофункциональных центров (МФЦ) в отдельных регионах заканчивается открытием нового помещения, где принимают граждан «по всем вопросам» несколько чиновников, которые переадресуют эти запросы другим чиновникам в соответствующие муниципальные органы. То есть все ограничивается искусственной надстройкой. В результате, с одной стороны, очередь к чиновникам МФЦ никогда не кончается, с другой – благотворного влияния на межведомственное взаимодействие это никак не оказывает. Притом что решения XXI века позволяют реализовывать иные подходы.


Стройматериалы для «одного окна»


Что для этого нужно? Распределенная мультисервисная сеть, мощный центр обработки данных, контакт-центр и организация современного электронного документооборота. Важно, что

такая инфраструктура не является неким обособленным решением для организации предоставления услуг. Более того, она абсолютно типична и уже привычна для компаний связи и не требует от них крупных инвестиций в уже действующие сети, позволяя рассматривать предоставление подобных услуг как дополнительный источник дохода при минимальных затратах.



Для примера рассмотрим реализацию принципа «одного окна» в жилищно-коммунальной сфере.


Современные комплексные решения для создания единого информационного пространства в области ЖКХ включают следующие элементы: сбор показаний с приборов учета, передачу информации, обработку данных Сергей МАЛЬЦЕВ, специалист, ЗАО о потребленных энергоресурсах, организацию расчетно-сервисных систем, информационно-справочного и аналитического сопровождения (рис. 1). Таким образом, кроме непосредственной комплексной работы с потребителем, создаются предпосылки для решения важнейшей государственной задачи повышения энергоэффективности (поскольку невозможно научиться экономить то, что нель-зя посчитать). Причем для оперативной передачи информации используется разветвленная мультисервисная сеть, охватывающая все сооружения, а в качестве «мозгового центра» выступает оборудование, позволяющее решать задачи автоматизации в различных инфраструктурных проектах на базе ИКТ. При этом, как уже было отмечено, мультисервисная сеть должна охватывать все здания, где планируется организовывать учет потребления энергоресурсов, поэтому решение строится с помощью крупных операторов связи, которые уже имеют готовую инфраструктуру и могут гарантировать своевременную передачу данных в ЦОД для предоставления услуг в области ЖКХ.


Тем не менее технических возможностей операторов связи недостаточно для построения комплексной системы мониторинга и управления ЖКХ. Необходимо участие третьего лица, которое бы взаимодействовало со всеми участниками рынка ЖКХ: с населением, с ресурсоснабжающими организациями, с организациями, управляющими жилым фондом, с органами госвласти.


Один из вариантов – привлечение профессионального оператора информационной системы (ИС).


Спецоператор «одного окна»


В соответствии с действующим законодательством это организация, осуществляющая деятельность по эксплуатации ИС, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. Такая организация в автоматическом режиме должна следить за средствами объективного контроля потребления энергоресурсов, выполнять расчеты по определению стоимости за пользование услугами ЖКХ и вести работу с заявками потребителей по всем видам энергоресурсов в режиме «одного окна». Это решение позволит органам госвласти и местного самоуправления видеть объективную картину реально происходящих процессов и принимать своевременные социально значимые управленческие решения.


Поставщикам услуг ЖКХ внедрение ИС даст возможность поддерживать в актуальном состоянии единые базы данных по потребителям услуг, минимизировать расходы на расчетно-сервисное обслуживание за счет ИТ-аутсорсинга и использования единого информационного пространства, применять гибкие тарифные планы, перейти к раздельному учету затрат с целью обоснованного формирования инвестиционной составляющей в тарифах.


Основной эффект от проводимых мероприятий получат потребители услуг ЖКХ, поскольку это принципиально новое качество расчетно-сервисного обслуживания населения, снижение расходов на услуги за счет оплаты по фактическому потреблению и возможность управления собственным потреблением ресурсов.


Для построения управленческой вертикали от федерального до муниципального уровня необходимо создание системы мониторинга и управления ЖКХ субъекта РФ на основе организации единого информационного пространства, позволяющего в режиме реального времени использовать информацию о процессах в ЖКХ (рис. 2).


Система контроля и мониторинга ЖКХ должна быть гармонично вписана в процессы взаимодействия потребителей жилищно-коммунальных услуг, организации жилищно-коммунального комплекса, администрации субъекта РФ и муниципальных образований, соответствующих министерств и ведомств федерального уровня. Также решение должно дополнять уже существующие сети и системы (многофункциональные центры, муниципальные информационные ресурсы), но при этом обладать гибкостью, масштабируемостью и необходимыми инструментами по защите информации.


Особо следует отметить, что без должной автоматизации на уровне организаций ЖКХ невозможно обеспечить поступление в Систему контроля и мониторинга оперативной и достоверной информации для принятия управленческих решений и повышения энергоэффективности при использовании ресурсов ЖКХ. Таким образом, общая телекоммуникационная инфраструктура будет включать в себя распределенную областную (городскую) и внутридомовые технологические сети.


Технологии «одного окна»


Итак, городская сеть передачи данных, как правило, уже построена крупными операторами связи. Поэтому главная задача сводится к созданию внутридомовых сетей. Вне зависимости от вида решения можно выделить основные ее элементы: приборы учета энергоресурсов; устройства снятия данных с приборов учета; концентраторы, агрегирующие информацию; точку входа в сеть передачи данных.


Проводные решения реализуются путем построения кабельной инфраструктуры при подключении к приборам учета ресурсов. Это наиболее простое в реализации решение при подключении общедомовых счетчиков, но и самое затратное в случае расширения системы на индивидуальные приборы учета. Поэтому наиболее перспективными считаются беспроводные решения, основанные на подключении общедомовых и индивидуальных приборов учета к радиомодулям, передающим данные на общедомовый концентратор по радиоканалам (рис. 3). Есть еще и гибридные построения, объединяющие некоторые свойства первых двух решений.


По поводу построения последней мили сломано немало копий, рассмотрены все популярные проводные и беспроводные решения, учтены их достоинства и недостатки, обоснованы типовые технические решения (см. «ИКС» № 10’2005, с. 24). Но хотелось бы заострить внимание на том, что при передаче данных с приборов учета скорость обычно не превышает нескольких десятков килобит в секунду. Однако широкополосный канал может потребоваться в случае предоставления оператором дополнительных услуг, таких как видеонаблюдение, либо при комплексном предоставлении традиционных услуг связи. Между тем уровень обработки данных, помимо решения основных задач в области ЖКХ, можно использовать для реализации государственных услуг на базе МФЦ и разворачивать дополнительные сервисы по обслуживанию клиентов (организация диспетчерских и справочных служб, размещение веб-серверов и т.д.). Данные сервисы могут применяться как в коммерческих, так и в социально ориентированных сферах.


  


Таким образом, в России созданы все предпосылки для качественного прорыва в области реализации ИКТ-решений для предоставления госуслуг, в частности услуг ЖКХ. Есть и крупные телекоммуникационные компании с необходимой инфраструктурой, и операторы ИС, комплексные системы которых позволяют связать в единое информационное пространство предоставление данных услуг. Осталось ответить на вопрос: насколько комплекс ЖКХ готов воспользоваться их возможностями?..

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!