Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2009
Михаил ЕМЕЛЬЯННИКОВ  13 октября 2009

Тайны операторов связи

Вы никогда не обращали внимание на то, как быстро операторы связи выводят на рынок новые, но подозрительно похожие друг на друга услуги и тарифные планы? А ведь для их создания требуется не один месяц упорной работы самых разных специалистов – маркетологов, финансистов, технарей, рекламщиков…

Михаил Емельянников, директор по развитию бизнеса компании «Информзащита»Почему после появления каких-нибудь «Студенческих ночей» конкуренты буквально через несколько дней предлагают «Сдал сессию – расслабься» и «Ночной беспредел»? Ответ прост: информация о создании новых услуг уходит от оператора на этапе проработки и создания новой услуги, а конкуренты готовят адекватный ответ, чтобы от них не ушли клиенты.


В терминах российского законодательства новый тарифный план – это секрет производства, объект интеллектуальной собственности, исключительные права на который принадлежат обладателю, но… лишь тогда, когда в отношении него обеспечивается конфиденциальность. Однако если просто предупредить сотрудников, участвующих в его разработке, о необходимости соблюдать конфиденциальность, даже припугнуть санкциями за разглашение – от увольнения до уголовного преследования, на всех документах, касающихся новой разработки, проставить грифы «Строго конфиденциально», то защитить свои интересы в случае утечки, взыскать убытки, включая упущенную выгоду, и даже уволить работника, допустившего разглашение, не удастся. А если и уволить, он легко восстановится на работе через суд.


Вопросы охраны сведений, составляющих коммерческую тайну, российское государство регулирует законодательно, и ключевые нормы содержатся в IV части Гражданского кодекса и Федеральном законе «О коммерческой тайне». В нескольких словах их основная идея сводится к следующему: «Любая коммерческая организация в целях получения конкурентных преимуществ имеет право на ограничение доступа к созданной в ней информации и защиту своих исключительных прав государственными институтами при условии, что в отношении этих секретов введен особый правовой режим обращения с информацией – режим коммерческой тайны».


Нет режима – значит, нет в организации секретов производства, нет права на защиту своих интересов в суде и обращение за помощью в правоохранительные органы. Ограничительный гриф «конфиденциально» не предусмотрен законом, а «подписки о неразглашении» являются юридически ничтожными односторонними обязательствами работника перед работодателем. В случае реальной утечки секретов для суда ни то ни другое никакого значения иметь не будет.


Что же такое «режим коммерческой тайны»? Он считается установленным на предприятии при соблюдении пяти условий:


1. Разработан и утвержден перечень информации, составляющей коммерческую тайну.


2. Ограничен доступ к информации, составляющей коммерческую тайну (т.е. определенной перечнем, указанным в п. 1), для чего установлен особый порядок обращения с этой информацией и организован контроль за соблюдением этого порядка.


3. Ведется учет лиц (физических и юридических), получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и/или лиц, которым такая информация была предоставлена.


4. Вопросы охраны конфиденциальности секретов производства отражены в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к ним) с собственными работниками, а контрагентам информация, составляющая коммерческую тайну, передается только на основании гражданско-правовых договоров.


5. На все материальные носители (бумажные и электронные), которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, нанесен гриф «коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.


Почему же такой простой и эффективный инструмент защиты прав обладателя коммерческих секретов, как режим коммерческой тайны, еще не столь распространен в нашей стране? Почему секреты безнаказанно продаются конкурентам и уходят вместе с уволившимися работниками? Почему незначительна практика взыскания ущерба, нанесенного нарушением исключительных прав обладателя ноу-хау?


Дело в том, что пока мало кто знает, как правильно организовать защиту секретов производства, не парализовав работу предприятия. Как объяснить владельцам бизнеса и руководству выгоды установления режима коммерческой тайны, знают еще меньше. А уж как вовлечь в процесс защиты секретов персонал предприятия, убедив в его важности каждого работника и, главное, научив защищать секреты на рабочем месте, да еще и выстроить все защитные процедуры в цепочке от топ-менеджера до исполнителя, знают совсем немногие.


Вот поэтому и маловостребован хороший и недорогой инструмент, использование которого позволяет компаниям «увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду», как это написано в Федеральном законе. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!