Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2009 |
Михаил ЕМЕЛЬЯННИКОВ  | 13 октября 2009 |
Тайны операторов связи
Вы никогда не обращали внимание на то, как быстро операторы связи выводят на рынок новые, но подозрительно похожие друг на друга услуги и тарифные планы? А ведь для их создания требуется не один месяц упорной работы самых разных специалистов – маркетологов, финансистов, технарей, рекламщиков…
Почему после появления каких-нибудь «Студенческих ночей» конкуренты буквально через несколько дней предлагают «Сдал сессию – расслабься» и «Ночной беспредел»? Ответ прост: информация о создании новых услуг уходит от оператора на этапе проработки и создания новой услуги, а конкуренты готовят адекватный ответ, чтобы от них не ушли клиенты.
В терминах российского законодательства новый тарифный план – это секрет производства, объект интеллектуальной собственности, исключительные права на который принадлежат обладателю, но… лишь тогда, когда в отношении него обеспечивается конфиденциальность. Однако если просто предупредить сотрудников, участвующих в его разработке, о необходимости соблюдать конфиденциальность, даже припугнуть санкциями за разглашение – от увольнения до уголовного преследования, на всех документах, касающихся новой разработки, проставить грифы «Строго конфиденциально», то защитить свои интересы в случае утечки, взыскать убытки, включая упущенную выгоду, и даже уволить работника, допустившего разглашение, не удастся. А если и уволить, он легко восстановится на работе через суд.
Вопросы охраны сведений, составляющих коммерческую тайну, российское государство регулирует законодательно, и ключевые нормы содержатся в IV части Гражданского кодекса и Федеральном законе «О коммерческой тайне». В нескольких словах их основная идея сводится к следующему: «Любая коммерческая организация в целях получения конкурентных преимуществ имеет право на ограничение доступа к созданной в ней информации и защиту своих исключительных прав государственными институтами при условии, что в отношении этих секретов введен особый правовой режим обращения с информацией – режим коммерческой тайны».
Нет режима – значит, нет в организации секретов производства, нет права на защиту своих интересов в суде и обращение за помощью в правоохранительные органы. Ограничительный гриф «конфиденциально» не предусмотрен законом, а «подписки о неразглашении» являются юридически ничтожными односторонними обязательствами работника перед работодателем. В случае реальной утечки секретов для суда ни то ни другое никакого значения иметь не будет.
Что же такое «режим коммерческой тайны»? Он считается установленным на предприятии при соблюдении пяти условий:
1. Разработан и утвержден перечень информации, составляющей коммерческую тайну.
2. Ограничен доступ к информации, составляющей коммерческую тайну (т.е. определенной перечнем, указанным в п. 1), для чего установлен особый порядок обращения с этой информацией и организован контроль за соблюдением этого порядка.
3. Ведется учет лиц (физических и юридических), получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и/или лиц, которым такая информация была предоставлена.
4. Вопросы охраны конфиденциальности секретов производства отражены в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к ним) с собственными работниками, а контрагентам информация, составляющая коммерческую тайну, передается только на основании гражданско-правовых договоров.
5. На все материальные носители (бумажные и электронные), которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, нанесен гриф «коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.
Почему же такой простой и эффективный инструмент защиты прав обладателя коммерческих секретов, как режим коммерческой тайны, еще не столь распространен в нашей стране? Почему секреты безнаказанно продаются конкурентам и уходят вместе с уволившимися работниками? Почему незначительна практика взыскания ущерба, нанесенного нарушением исключительных прав обладателя ноу-хау?
Дело в том, что пока мало кто знает, как правильно организовать защиту секретов производства, не парализовав работу предприятия. Как объяснить владельцам бизнеса и руководству выгоды установления режима коммерческой тайны, знают еще меньше. А уж как вовлечь в процесс защиты секретов персонал предприятия, убедив в его важности каждого работника и, главное, научив защищать секреты на рабочем месте, да еще и выстроить все защитные процедуры в цепочке от топ-менеджера до исполнителя, знают совсем немногие.
Вот поэтому и маловостребован хороший и недорогой инструмент, использование которого позволяет компаниям «увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду», как это написано в Федеральном законе.