Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2009
Лилия ПАВЛОВА  10 ноября 2009

Издержки бесплатной ТВ-цифры

Наконец-то государство определилось с «первым мультиплексом». Но что означает для игроков рынка платного ТВ «бесплатное телевидение»? Как будут регулироваться отношения операторов, вещателей, абонентов при переводе вещания на «бесплатную цифру»? Неясностей здесь еще много.

С одной стороны, государство делает конкретные шаги в сторону развития цифрового телерадиовещания: в сентябре утверждена концепция соответствующей ФЦП; вышел Указ Президента РФ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах», определивший состав «первого мультиплекса» – пакета каналов, которые при переходе на цифровое вещание должны распространяться и транслироваться бесплатно для потребителей; Минкомсвязи подготовило поправки к закону «О связи», нацеленные на урегулирование вопросов распространения обязательных общедоступных теле- и радиоканалов, и поправки к закону «О СМИ» для упорядочения распространения остальных каналов в кабельных сетях...

С другой стороны, как показали дискуссии в рамках 5-го форума «Инвестиции в цифру. Правовые аспекты», тот же указ президента вызвал немало вопросов со стороны рынка: должна ли и услуга связи в сетях кабельного или спутникового вещания предоставляться бесплатно при распространении и трансляции обязательных каналов? является ли трансляция услугой связи или формой распространения? как будет развиваться конкуренция на рынке ТВ свободного доступа после вступления в силу новых законодательных актов об обязательных каналах?.. По мнению депутата Госдумы Ильи Пономарева, ситуация с точки зрения правового регулирования в отрасли становится особенно запутанной как раз после публикации указа президента. Алексей Попов (МИТЦ), считает, что путаница порождена прежде всего терминологической неопределенностью, причем начиная с таких терминов, как «вещатель», «оператор», «агрегатор», «мультиплекс», и заканчивая собственно понятием «бесплатное ТВ».

Его поддержал Михаил Силин, вице-президент АКТР, президент ГК «Акадо», признавший, что попытки определиться с терминами имеют давнюю историю, однако с подготовкой проекта изменений в закон «О связи», созданием глоссария появилась надежда на реальный результат. В частности, он сообщил, что в глоссарии даются определения терминов «трансляция», «агрегатор», разделены понятия «распространение сигнала» и «доставка сигнала». Все это напрямую связано с вопросом операторов о предоставлении услуги связи при распространении и трансляции обязательных каналов. Вице-президент АКТР подчеркнул, что во всем мире под бесплатным ТВ отнюдь не подразумевается деятельность оператора связи: «Каналы должны распространяться бесплатно, но распространение не является деятельностью в области связи. Значит, в указе президента ничего не сказано о том, что оператор связи делает это бесплатно».

Максим Ксензов (Роскомнадзор), сообщил, что в настоящее время в Роскомнадзоре прорабатываются всевозможные модели взаимодействия операторов связи и вещателей, причем с привлечением рекламных агентств; вырабатываются правила, по которым будут распространяться эфирные каналы не только первого, но и второго и третьего мультиплексов в существующих платных сетях. К середине ноября планируется завершить разработку этих предложений, «раз и навсегда» определяющих взаимодействие операторов связи и существующих эфирных каналов.

Между тем кабельщики не преминули напомнить, что будущее ТВ отнюдь не за эфиром. «Рынок развивается так, что модель эфирного вещания, причем неважно – аналогового или цифрового, уже в прошлом. Мы сейчас движемся – мучительно, но вместе – к новому мышлению. А модель эфирного ТВ не имеет бизнес-права на жизнь», – убежден Юрий Припачкин, президент АКТР. Свои слова он подкрепил цифрами: уже к концу 2009 г. из 45 млн домохозяйств России 17 млн будут подключены к кабельному ТВ, 5 млн – к спутниковому и около 400 тыс. – к IPTV. «Понятно, что процесс этот будет развиваться; сюда вкладываются инвестиции; рынок растет даже в кризисный период, – пояснил Ю. Припачкин. – Рост в нынешнем году несколько замедлился, но уже в 2010 г. ожидается его подъем». Прогноз на 2015 г. – около 32 млн домохозяйств будут охвачены кабельным ТВ (все города с населением от 200 тыс. человек), 10–15 млн – спутниковым ТВ, а на эфир придется лишь 3–4 млн. Конечно, государство должно ими заниматься, признает президент АКТР, но изменять законодательство нужно так, чтобы оно формировало модель рынка, адекватно отражающую происходящие на нем технологические изменения.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!