Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2009
Александра КРЫЛОВА  10 ноября 2009

Мобильный джинн рвется из бутылки?

Ни запуск новых сетей 3G, ни идея создания многоголового 4G-оператора не в силах остановить падение доходов сотовиков от снижения стоимости мегабайта трафика. Можно ли в такой ситуации сделать мобильный Интернет драйвером новых доходов и на каких принципах операторам строить бизнес-отношения с участниками интернет-рынка?

Несмотря на декларируемый рост числа абонентов в сетях сотовой связи 3-го поколения в целом и пользователей мобильного Интернета в частности, им, похоже, еще очень далеко до популярности стандарта GSM. Количество GSM-абонентов в мире перевалило за 4 млрд, а абонентов UMTS всего 425 млн, т.е. почти на порядок меньше, причем из них только 150 млн пользуются услугами в сетях HSPA. Такие данные привел на 2-й международной конференции «Эволюция мобильных услуг. Россия и СНГ» Жан-Пьер Бьенаме, председатель UMTS Forum.


Иными словами, голосовая связь и SMS до сих пор остаются теми killer applications, которые выбирает б'ольшая часть населения земного шара. Но разве можно остановить маховик технологической гонки? Сегодня в мире действует 16 сетей стандарта HSPA+ и, по данным М. Крылова (GSA), более 300 операторов в 127 странах имеют обязательства по запуску сетей HSPA+. А в 2012 г. на разных континентах заработают сети LTE.


При этом самая востребованная этими 425 млн пользователей услуга – мобильный широкополосный доступ в Интернет, взрывному росту объемов потребления которого способствует введение операторами безлимитных тарифных планов, активное продвижение USB-модемов, растущая популярность нетбуков. Поскольку мобильным ШПД пользуется наиболее продвинутая часть абонентов, то операторы вынуждены постоянно предлагать им что-то новенькое.


Самый свежий и один из самых недорогих тарифных планов «Скай Линка» – «Детский Интернет» – одобрен экспертами РОЦИТКакие же услуги могут быть предоставлены в сверхвысокоскоростных сетях LTE? Сверхбыстрый интернет-серфинг, многопользовательские игры с большим числом участников, разнообразные видеосервисы. А Ж.-П. Бьенаме, например, ожидает появления огромного количества мобильных приложений для профессиональных сообществ – журналистов, юристов, медиков, служб безопасности. Иными словами, эволюция к сетям 4G еще больше усложнит экосистему мобильного ШПД и повысит ее стоимость.


По мнению И. Хисматуллина (Alcatel-Lucent), возможность получения операторами сотовой связи неабонентских доходов от взаимодействия с другими участниками экосистемы – контент-провайдерами, правообладателями, рекламодателями – существует и в сетях 3G, однако полностью она реализуется лишь при переходе к LTE. Правда, для этого от операторов потребуются революционные изменения в практике ведения бизнеса: допустить в сеть не двух-трех контент-агрегаторов и сервис-провайдеров, а сотни и тысячи самых разных игроков.


В основе бизнес-модели в сетях LTE – открытая бизнес-экосистема, основанная на IP-стандартах, современные функции учета абонентов и услуг, маршрутизация услуг, DPI, мгновенная интерактивность и учет местоположения абонента. Среда доставки мобильных мультимедийных услуг (ТВЧ, приложения Web.2.0, композитные приложения – mash-up, IP-коммуникации) – открытая, гибкая и безопасная сеть All-IP.


В России пионером 3G-услуг является «Скай Линк». На долю оператора приходится 88% всего мобильного интернет-трафика. По словам Г. Хасьяновой, гендиректора компании, объем его продолжал расти даже в условиях кризиса и к концу 1-го полугодия 2009 г. оказался на 86% больше, чем за тот же период 2008 г. Согласно прогнозам аналитиков, на протяжении 3–4 лет будет расти и российский рынок мобильного Интернета в целом. По оценкам J’son & Partners, к 2013 г. его объем достигнет $38,4 млрд, а количество мобильных интернет-пользователей в России превысит 100 млн. И позиция «Скай Линка»: фокусироваться на основном бизнесе – оказании услуг мобильного высокоскоростного доступа в Интернет, а контент-проекты переложить на партнеров. При этом оператор с помощью условно безлимитных тарифных планов контролирует и регулирует объем потребления пользователями интернет-трафика.


Еще один подход представил В. Пинчук, технический директор компании «УкрТелеком», предоставляющей услуги мобильного ШПД под брендом Utel. «Мобильный Интернет – это джинн, которого невозможно удержать в бутылке, – сказал он. – Когда мы даем абоненту доступ в публичный Интернет, мы его отпускаем, поскольку никогда не сможем конкурировать по контенту с компаниями, занимающимися им профессионально. При нормальной ценовой политике оператор может зарабатывать на том, что он умеет хорошо делать».


А это значит, что новый виток дискуссий о бизнес-моделях эпохи мобильного ШПД не за горами.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!