Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2007
Евгений БАЛОВЛЕНКОВ  01 февраля 2007

Системный подход к повышению квалификации маркетолога

Кто и где готовит ассов? Вопросы задавать легче, чем отвечать на них. Особенно если они не всегда корректны, к примеру: «Какой маркетолог лучше – западный или российский – и стоит ли куда-то ехать за знаниями?». А может быть, следует узнать, каков он, русский стиль обучения? С какими трудностями сталкиваются сегодня российские педагоги и как их преодолеть? Рассказывает Е. Баловленков, проректор МТУСИ, директор ИПК

Е. БаловленковСегодня руководители компаний как никогда нуждаются в квалифицированных маркетологах, умеющих не только позиционировать продукты/услуги на выставках и организовывать деловые встречи и продажи, но и ставить задачи в условиях рынка, а главное – владеть современными средствами их решения. Поэтому маркетингу отведено видное место в программе курсов организационно-экономического направления ИПК МТУСИ. Наряду с традиционными методами обучения все больше учитываются современные подходы к маркетингу как инструменту управления компанией.

Посредством маркетинга определяют, например, за счет какого продукта (услуги) обеспечивается рост производства, доходов, прибыли. Инвестиционный проект для такого продукта включается в финансовый план, где указываются источники достижения ожидаемых результатов. Бизнес-план, содержащий планы по маркетингу и другим направлениям, интегрирует проекты и мероприятия по выполнению финансовых задач компании.

Такой подход позволяет наглядно высветить место каждого вида деятельности (в том числе маркетинга) в жизни компании. План по маркетингу и бизнес-план имеют вид электронных таблиц. Их «наполнение» слушатели рассчитывают в процессе обучения. При экономическом моделировании инвестиционных проектов и прогнозировании объемов трафика, тарифов и инвестиций в обучение используются пакеты программ Project Expert и Marketing Analytic.

Ведущие маркетологи должны иметь информацию о существующих и потенциальных потребителях, жалобах и обращениях клиентов, их нуждах, потребностях и т.д. Однако в компаниях статистика по этим показателям не ведется – нужно искать другие, косвенные, источники информации. Значит, маркетолог должен обладать знаниями по широкому кругу вопросов, связанных с рынком и его субъектами, владеть математическими методами прогнозирования, портфельного анализа и т.п. Слушатели с хорошей подготовкой в области теории вероятностей и математической статистики, навыками ИТ лучше воспринимают и процесс обучения, и поставленные задачи. Вот, пожалуй, основная схема системного подхода к обучению маркетолога с использованием ИТ.

Подготовку прошли более 100 человек. Некоторые возвращаются на повторное обучение – это важно для уточнения выбора стратегии маркетинга, так как один неверный шаг может разрушить любые планы.

В условиях рынка число факторов, влияющих на выбор решения, возрастает многократно, а задачи с трудом формализуются. Умение доводить задачи до чисел и решать с помощью электронных пакетов на компьютере становится большим подспорьем руководству компании в деле управления. Китайская мудрость гласит: «Когда есть числа, хаос отступает». И хотя не весь преподавательский состав ИПК МТУСИ готов проводить занятия с использованием ИТ, но «дорогу осилит идущий»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!