Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  19 декабря 2009

Константин Фетисов ("Дженерал Дейта Комм"): "Усложнение экономической ситуации в стране не смогло обойти стороной телеком рынок."

Несмотря на кризис, в 2009 г. рынок дальней связи чувствовал себя вполне уверенно, а в активе каждого оператора появились новые реализованные проекты. Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №12'2009, "Дальняя связь. Рынок теряет границы". Часть 3. 

 "ИКС": Какие риски в условиях кризиса Вы считаете наиболее существенными при ведении бизнеса на рынке дальней связи? (правовые, финансовые, маркетинговые, технологические, др.) Какова стратегия управления этими рисками в компании? 


Алексей Гончарук, вице-президент КОМСТАР-ОТС: Кризисные явления мало затронули проект развития МГ/МН сети. Основные инвестиции были сделаны до кризиса, поэтому небольшое сокращение затронула рекламный бюджет. Основные риски для нас:Законодательные – вопросы, связанные: с регистрацией сетей МГ/МН связи; с изменением кодов оказания услуг МГ/МН связи; с отменой использования категории оконечного элемента сети при оказании услуг МГ/МН связи; с возможными изменениями в статусе зоновых сетей (с функциями транзита и без); с возможными изменениями в порядке пропуска трафика между сетями ПД и сетями местной и зоновой связи; с регулированием операторов СПС. Финансовые – вопросы, связанные с колебанием курса рубля.Стратегия управления рисками – построенная в КОМСТАР-ОТС система управления рисками обеспечивает: своевременное информирование акционеров, Совета директоров высшего руководства о рисках бизнеса; обоснованную стоимостную и вероятностную оценку возможных потерь и возможностей Компании; повышение предсказуемости финансовых показателей компании за счет стабилизации финансовых потоков; снижение операционных рисковых потерь; помощь в принятии взвешенных инвестиционных решений с учетом рисков; расширение инвестиционных программ за счет минимизации рисковых воздействий; повышение общей эффективности корпоративного управления компанией; соответствия требованиям регуляторов (LSE, ФСФР); повышение кредитного рейтинга. 


Екатерина Цвилева, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций, Orange Business Services в России и СНГ: Orange в России в текущих условиях чувствует себя уверенно, сохранил положительную динамику роста выручки. Безусловно, потребности компаний в телекоммуникационных сервисах сокращаются, но открытая к запросам и новым требованиям заказчиков позиция помогла нам выиграть новые контракты и предоставить дополнительные услуги уже существующим заказчикам. Если говорить про риски, то телекоммуникационный рынок всегда был высококонкурентным и в долгосрочной перспективе цены только снижались, поэтому Orange всегда внимательно смотрел на свои затраты и эффективность. Этот подход позволил нам быть готовым к кризису в той степени, в которой это возможно. Безусловно, сейчас мы внимательнее, чем обычно, оцениваем потенциальную прибыль от инвестпроектов и, исходя из этого, принимаем решения.  


Ирина Федулова, генеральный директор АСВТ: Конечно, не смотря на то, что компания АСВТ осуществляет деятельность за счет собственных средств, кризис отразился на бизнесе. Так, участившиеся неплатежи абонентов за пользование услугами привели к сокращению доходов компании и усложнили планирование (в подавляющем большинстве случаев абоненты ссылаются на задержку поступления средств от контрагентов); некоторое количество абонентов заметно снизило активность: какая-то часть перешла на более низкие тарифы, какая-то - сократила объем используемых услуг. Что же касается бизнеса на рынке дальней связи, могу сказать, что данный вид операторской деятельности сам по себе очень рискованный, а тем более в кризис. Это, в первую очередь, обусловлено необходимостью аренды оператором МГ/МН-услуг магистральных каналов связи. А во вторую с тем, что в условиях кризиса все больше и больше клиентов, в целях экономии, обращаются к «серым» схемам. В результате получается: количество клиентов сокращается, ставки по аренде каналов растут, а владельцы каналов на услуги МГ/МН-связи понижают цены (демпингуют). И это при учете того, что рентабельность оператора в плане МГ/МН-услуг в спокойные докризисные времена не превышала 5-10%.  


Руслан Титов, заместитель технического директора по развитию сетей связи "Арктел": Если рассматривать области бизнеса наиболее сильно пострадавшие от кризиса, то ОАО «АРКТЕЛ», как и большинство операторов связи имеет достаточную клиентскую базу, а в случаях операторов федерального масштаба, равнозначную клиентскую базу разных сегментов,  позволяющую говорить о возможной  диверсификации рисков. Поэтому операторы связи, находятся в несравненно лучшем финансовом положении, чем компании системные интеграторы, у которых были полностью приостановлены (1, 2 квартал 2009 года) проекты, по которым ранее были достигнуты предварительные договоренности.Поэтому значительных падений доходов у операторов связи в целом, и у ОАО «АРКТЕЛ» не произошло.       В период финансового кризиса в первую очередь изменилась инвестиционная политика, и директивно со стороны Руководства ОАО «АРКТЕЛ» сокращены предельные сроки окупаемости инвестиционных проектов. Первоочередное участие в рентабельных проектах, приоритетный показатель при этом возврат на инвестиции (ROI). NPV, который отражает непосредственное увеличение капитала Компании, и для  акционеров Компании является наиболее значимым, в условиях текущего периода становится временно (1-2 года) менее приоритетным.  Наиболее существенные риски – это финансовые риски и правовые риски.Для управления финансовыми рисками необходимо наличие долгосрочных кредитных линий в нескольких банках и наличие стратегических партнеров компаний лизингодателей. Условия договора должны быть такие, чтобы изменение действующих выгодных финансовых условий   со стороны кредиторов, было возможно только в случае форс-мажорных обстоятельств и никак иначе.Для управления правовыми рисками, проводится постоянный мониторинг ожидаемых законов, постановлений и приказов. В связи с ожидаемым изменением законодательства, проводится предварительное обсуждение и оценка, со стороны юридических служб и подразделений, отвечающих за стратегическое развитие Компании.    


Константин Фетисов, директор по продажам "Дженерал Дейта Комм": Усложнение экономической ситуации в стране не смогло обойти стороной телеком рынок. Известно, что доходы операторов МГ/МН связи в 2009 году упали по сравнению с 2008 годом, практически все компании максимально сократили инвестиционные бюджеты. Ну а это напрямую влияет на деятельность производителей, так как большинство проектов оказалось «заморожено» на неопределенное время. В нашей компании за этот период были предприняты серьезные меры по оптимизации всех бизнес-процессов, по сокращению издержек на неприоритетные направления. Однако мы определили для себя, что это время необходимо использовать для развития и усовершенствования компании, поэтому продолжаем вкладывать средства в создание и развитие собственных продуктов, а также в формирование новой маркетинговой политики. 


"ИКС": Какие новые технологические решения внедрены/протестированы на сети компании  в 2008-2009 гг.? Каковы цели и результаты этих проектов? 


Е. Цвилева: Среди реализованных в 2009 году проектов: внедрение решения IP Centrex, благодаря чему мы смогли предложить нашим клиентам услугу Easy Office, о которой говорилось выше. Построена сеть передачи голоса по сети передачи данных с использованием протоколов SIP и H.323. Также на нашей NGN сети установлены Session Boarder Controllers, что позволило нам расширить способы предоставления голосовых услуг, обеспечить большую безопасность при подключении клиентов.   


А. Гончарук: Новые технологические решения: сеть, построенная на оборудовании NGN производства компании Nortel, совмещающие IP и TDM решения – для гибкого масштабирования и быстрого развертывания в условиях действующей российской инфраструктуры сетей связи; реализация присоединений по VoIP – для эффективного управления переменными затратами и прямого качественного доступа к сетям иностранных операторов местной связи при завершении вызовов от абонентов КОМСТАР-ОТС. 


Р. Титов: О деталях новых технологических решений на сети ОАО «АРКТЕЛ», мне бы не хотелось говорить, ввиду конфиденциальности  данной информации. Но общее директива технологического развития ОАО «АРКТЕЛ» - это пакетная коммутация и дальнейшая модернизация сети в данном направлении. После успешно завершившегося процесса смены топ менеджмента ОАО «АРКТЕЛ», можно с уверенностью сказать о предстоящих необходимых точечных инвестициях, направленных на модернизацию ядра сети и инвестирование наиболее рентабельных региональных проектов.  С предстоящим улучшением  инвестиционного климата в ОАО «АРКТЕЛ», будет продолжена активная работа с ведущими компаниями интеграторами и вендорами, для поиска наиболее перспективных решений с дальнейшей адаптацией на сети «АРКТЕЛ». 


И. Федулова: В этот период мы проверили в своей тестовой лаборатории и внедрили целый ряд новых технологий. Но я бы отметила технологию PON, позволяющую с относительно невысокими затратами создать современную сеть доступа на участке «последней мили», который традиционно ограничивал возможности получения абонентами многих современных услуг связи.




Штейн Мидлтон, руководитель направления решений в области ШПД компании "Эрикссон", Кирилл Федотов, менеджер по техническим решениям в области ШПД компании "Эрикссон":  В указанный период в России мы успешно реализовали проект построения сети ШПД с технологией GPON  и протестировали новое полностью пакетное решение для сетей 3G, включающее платы Ethernet на базовых станциях и контроллере, а также мультисервисный радиорелейный и волоконно-оптический транспорт. Также следует отметить проведенные тесты  радиорелейного оборудования с адаптивной модуляцией. Ericsson был и остается мировым лидером в разработке решений для мобильных сетей, однако не стоит забывать, что у нас имеется более чем 100 летний опыт разработки решений для проводных сетей. В последние годы компания Ericsson внесла огромный вклад в разработку многих решений, которые сейчас стали стандартом де-факто: это IP DSLAM, системы DWDM с поддержкой GMPLS, решение Soft Switch. Обращение к сетям фиксированной связи важно для Ericsson как с точки зрения развития бизнеса, так и с точки зрения следования общемировой тенденции слияния мобильных и фиксированных сетей, когда пользователь получает все услуги связи от одного провайдера.

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!