Рубрикатор |
Статьи |
27 февраля 2010 |
Поддерживать пакетное предложение «вручную» невозможно
Последние опросы показывают, что 80% операторов связи в мире имеют проблемы, связанные с управлением сложными телекоммуникационными продуктами. Об особенностях поддержки процесса пакетирования услуг мы беседуем с Александром Атциком, руководителем инженерно-аналитического отдела НТЦ Аргуc
«ИКС»: Какие требования предъявляет к IT-инфраструктуре оператора связи пакетирование услуг?
При пакетировании нескольких услуг бизнес-процессы, связанные с эксплуатацией каждой из них, становятся взаимозависимыми. И потому оператору необходимо строго следовать методологии формирования целей каждого процесса управления пакетом услуг. Возможности CRM, позволяющей при обслуживании пользователя видеть картину предоставляемых ему услуг, а также возможности биллинга, обеспечивающего гибкую настройку тарификации сервисов при объединении их в пакеты необходимы, но не достаточны.
Для полноценной поддержки пакетированных услуг оператору необходимо выстроить весь комплекс технической эксплуатации OSS/BSS, обеспечивающий связь между клиентами, продуктами, предлагаемыми на рынке, услугами, входящими в предложение, ресурсами сети, реализующими услуги и партнёрами, поставляющими ресурсы или услуги.
Так, например, простейшая услуга доступа в интернет может быть предоставлена абоненту с использованием совершенно различных технологий, как проводных, так и беспроводных – здесь мы видим нетривиальную связь услуги и ресурсов, на которых она базируется, которая отразится во всех эксплуатационных процессах, в том числе в процессах мониторинга и оценки качества предоставляемых услуг.
«ИКС»: Какие изменения в технологических и бизнес-процессах оператора связи при этом происходят?
Невозможно вести эксплуатацию пакетов услуг «вручную» или использовать для этого простейшие программные средства (например, входящие в MS Office или «самописные» системы). Причина заключается в том, что при эксплуатации пакетированных услуг обычно задействуется сразу несколько систем эксплуатационной поддержки, которые должны быть интегрированы друг с другом и работать как единое целое. Для этого в используемых системах должны быть предусмотрены открытые интерфейсы взаимодействия, и использоваться программная архитектура, облегчающая интеграцию (SOA).
Появление пакетных предложений ведет к увеличению количества обращений клиентов в эксплуатационные службы оператора, связанных с изменением параметров пакета услуг. Одновременно оператор сталкивается с необходимостью сократить жизненный цикл каждого эксплуатационного процесса, чтобы заказанные абонентом изменения происходили как можно быстрее. А для этого требуется организация и автоматизация «сквозных» эксплуатационных процессов, доходящих непосредственно до сетевого оборудования и осуществляющих его удалённую конфигурацию.
«ИКС»: Чем может помочь операторам в решении проблем, возникающих при пакетировании услуг НТЦ АРГУС?
В решении Inventory (АРГУС-ТУ) у нас используется предложенное в SID (TMForum) деление на уровни управления продуктом/услугой/ресурсом, что позволяет учесть взаимосвязь этих составляющих и эксплуатировать пакет услуг как единый телекоммуникационный продукт, предоставляемый абоненту. Также нами разработано решение для комплексной технической поддержки клиентов, в которой процессы локализации неисправностей и наряды на проведение работ формируются с учётом пакетированных услуг.
Платформа СИРИУС – другая составляющая наших решений в соответствии с указаниями вышестоящей системы класса Fullfiiment позволяет автоматически делать необходимые настройки сетевого оборудования без участия человека, что важно при большом количестве взаимосвязанных параметров настройки, появляющихся при пакетировании.
В будущем мы планируем развивать возможности нашей системы Inventory (АРГУС-ТУ) по управлению каталогом продуктов, жизненным циклом продуктов. Таким образом, произойдёт ожидаемое сближение, ранее относительно независимых областей OSS и BSS.
«ИКС»: В каком направлении будут эволюционировать сегодняшние подходы к пакетированию услуг?
Скорее всего, начнут пакетироваться проводные и беспроводные услуги. Многие операторы уже к этому готовы технически, но имеют сложности с организацией эксплуатацией и продвижением такого рода телекоммуникационных продуктов. Будут разворачиваться сервисные платформы, позволяющие сформировать конструктор из услуг, которые оператор мог бы предоставлять сам, а не только организовывать доступ к услугам сети Интернет, работая «битовой трубой».
Прежде всего, это платформа SDP для создания новых услуг, чтобы оператору было что пакетировать помимо телефонии, доступа в интернет и IPTV. Вторая такая платформа – это современный комплекс OSS, который позволит видеть взаимосвязь продуктов услуг и ресурсов на разных уровнях эксплуатации: при ведении учёта, при подключении/изменении пакета услуг, при осуществлении технической поддержки и при мониторинге комплексного качества пакетированных услуг.
На это, в частности, направлены стандарты IMS (ETSI TISPAN, 3GPP).