Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  28 февраля 2010

Выбор OSS: советы эксперта

Какое OSS решение выбрать – зарубежного или отечественного поставщика? Что способствует успеху OSS-проектов  и каких проблем не избежать при их внедрении?    


Эти вопросы подняла на
III Всероссийской конференции "Поддержка операционной и бизнес деятельности операторов связи. OSS/BSS 2010" независимый эксперт Марина Вознесенская. "Тема выбора - очень тонкая тема, - заметила она сразу. - Некой панацеи не существует, и четко сказать, какому оператору какая система нужна, довольно сложно. Поэтому я хотела бы поделиться своими мыслями, на что конкретно стоило бы обратить внимание при выборе решения OSS. При этом  системы OSS в компаниях существовали давно. Грубо говоря, это системы мониторинга. Но с появлением концепции NGOSS от TM Forum некими стандартами были объединены конкретные системы OSS: Fault Management (система сбора и обработки аварийных сообщений), Trouble Ticketing (система управления проблемами), Network Resource Inventory (система учета сетевых ресурсов), Fraud Management (система борьбы с мошенничеством), Performance Management (система управления производительностью), Order Management (система управления заказами на подключение и предоставление услуг) и пр. Я бы хотела обратить внимание, что говорить о системах OSS как просто о программном продукте, на мой взгляд, неправильно, поскольку система сама по себе не имеет смысла – оператору интересно приспособить ее к своему бизнесу, к своим бизнес-процессам. Поэтому мы говорим о решениях, которые включают в себя ПО вендоров, работу интеграторов и консалтинг."

Основная задача операторов - увеличение прибыли – сегодня решается во многом за счет роста продаж и сокращения операционных издержек. В свою очередь, рост продаж может быть обеспечен предложением новых услуг и повышением качества существующих услуг; операционные издержки могут быть сокращены за счет упрощения процесса управления услугами, увеличения производительности инфраструктуры, уменьшения сбоев. И здесь трудно преувеличить роль OSS решений, обеспечивающих повышение качества услуг, улучшение сервиса и, в итоге, повышающих клиентоориентированность компании. Поэтому сам по себе вопрос "нужна ли OSS система?" для операторов уже неактуален: по словам М. Вознесенской, OSS системы – сегодня "не удовольствие, а необходимость". При этом еще до выбора решения неплохо представлять, с каким проблемами при его внедрении предстоит столкнуться.


Во-первых, отмечает эксперт, надо помнить, что законченных решений не существует, поэтому систему потребуется настраивать под конкретного оператора. Если оператор хочет купить "коробку", это будет не решение OSS, а либо система мониторинга, либо система управления конкретным оборудованием от конкретного вендора. И не следует ждать быстрой отдачи от системы, поскольку процесс ее настройки, оттачивания предоставления услуг потребует времени.


Во-вторых, приходится считаться с тем, что каждый вендор предлагает свои уникальные продукты. Поэтому при выборе решения, на основе которого будет строиться система, следует отдать предпочтение вендору, чье предложение покрывает большую часть, хотя бы больше половины оборудования. "Тогда вам будет проще "подцепить" к этому решению все оставшееся оборудование," - считает М. Вознесенская.


Третья проблема – бесконечность процесса модернизации системы. "Внедрение OSS - это такая "долгоиграющая пластинка", по Жванецкому – "ремонт невозможно закончить, его можно только прекратить", - заметила М. Вознесенская. - Основная идея внедрения системы O
SS - система должна быть мультивендорной, поддерживать оборудование различных производителей. А в реальности мы видим, что система становится "локализованной". Для того, чтобы настроить систему, вам нужно раскрыть форматы данных от разных вендоров. Пока вы все это собираете, анализируете проблемы адаптации к реальному оборудованию – выясняется, что некий вендор поменял свое ПО. И вам нужно либо остановиться на каком-то формате, либо идти дальше. Тут проблема выбора. Вы решили остановиться на каком-то формате. Дальше вы это все программируете, но время идет, и через некоторое время происходит интересная вещь – модернизация сети. Тут вы сталкиваетесь с большой проблемой – вы опять пошли на цикл раскрытия форматов данных. И так до бесконечности. Вот в этой ситуации нужно на каком-то этапе остановиться, завершить его и дальше уже плавно пытаться вводить изменения "кусочками". В противном случае вы никогда не дойдете до логического конца, а проект может длиться годами."

С другой стороны, успех внедрения решения OSS обуславливается рядом факторов: построение систем в идеологии SOA, интегрируемость систем (существующих и новых), возможность быстрой настройки систем в зависимости от требований и текущей ситуации, заинтересованность в решении руководства компании и эксплуатационного подразделения, грамотный консалтинг, высокая квалификация специалистов заказчика и исполнителя проекта, высокий уровень культуры и знаний в управлении проектами. Последнему фактору М. Вознесенская придает особое значение: "Очень обидно, когда поставщики решений или компании, где происходит внедрение, считают, что управление проектом – дело второстепенное, что самая главная часть – техническая. Сейчас в российском бизнесе развито мнение, что управлять проектом должен "внедренец", что он все сделает. Но так не бывает. В зарубежной практике "проджект менеджер" может и строить корабли, и внедрять ИТ-системы, ему это не принципиально важно, потому что у него есть команда, есть главный инженер проекта, который отвечает за техническую функциональную сторону проекта, а он – управленец, и грамотное управление проектом - немаловажная часть его успеха."

           
Что же касается ассортимента собственно решений OSS, то операторы, в зависимости от потребностей своего бизнеса, могут выбирать из трех вариантов: зарубежные продукты и зарубежные интеграторы, зарубежные продукты и российские интеграторы, российские продукты и российские интеграторы. М. Вознесенская  рассмотрела плюсы и минусы каждого из вариантов:  

*Зарубежная система и зарубежные интеграторы. Достоинства: мировой опыт; опыт в интеграции систем различных вендоров; системы соответствуют NGOSS и TMF; использование стандартов ведения проектов IPMA и PMI. Недостатки: "тяжелые" и дорогостоящие решения; дополнительные расходы на присутствие иностранных специалистов; изменения и доработки реализуются медленно; языковой барьер между разработчиками системы, командой внедрения и специалистами заказчика; проблемы с русификацией.
           
*Зарубежная система и отечественные интеграторы. Достоинства: учитывается специфика построения бизнеса в России; учитывается мировой опыт, адаптация к российскому бизнесу; системы соответствуют NGOSS и TMF; доступность специалистов внедрения. Недостатки: "тяжелые" и дорогостоящие решения; изменения и доработки реализуются медленно (например, только заявку на доработку Amdocs рассматривает в течение месяца, а решение реализуется в течение полугода); проблемы с организацией ведения проектов; языковой барьер между разработчиками системы и командой внедрения; проблемы с русификацией.

*Отечественная система и отечественные интеграторы. Достоинства: учитывается специфика построения бизнеса в России; известность компаний на внутреннем российском рынке; доступность специалистов и разработчиков. Недостатки: отсутствие опыта (или минимальный опыт) внедрения у крупных операторов; система не всегда соответствует NGOSS и TMF; приходится разрабатывать "свои" механизмы и алгоритмы, при существовании эффективных аналогов в зарубежных решениях; управление проектами в условиях российской действительности (человеческий фактор, менталитет); слабая интегрированность систем; долговременный характер проектов (проблема в ведении проектов: нечеткие задачи и ожидания).


Эти три варианта уже проверены практикой российского рынка: решения зарубежных вендоров, как правило, охватывают крупных операторов, российских вендоров – востребованы мелкими и средними операторами; что же касается выбора системного интегратора, то он, как правило, склоняется в сторону отечественных компаний, выступающих неким буфером между поставщиком и заказчиком в случае выбора зарубежного вендора. "Таким образом, вариантов довольно много и в то же время – мало, - считает М. Вознесенская. - Хорошо бы выбрать мировую практику, да дешево, да чтобы все сразу работало. Но так не бывает. Нет явно выраженного разделения на национальные и зарубежные практики, есть альянсы поставщиков решений – консалтеров, поставщиков систем, интеграторов. Выбор варианта решения зависит от потребностей оператора, используемого оборудования, территориальной распределенности сети, ИТ-инфраструктуры, требований к интеграции. И тут нужно выбрать оптимальную комбинацию из трех позиций – вендор, интегратор и консалтинг."  
 

Лилия Павлова
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!