Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2010
Владимир ЛИВШИЦ  10 марта 2010

Парадигма меняется

Сколько часов в сутки телеканал должен выдавать продукцию собственного производства и каков жанр или формат этой продукции? Точный ответ нам еще предстоит сформулировать. Тем не менее в НАТ уже поступило несколько десятков заявок от телекомпаний на включение во 2-й и 3-й мультиплексы. Для нас уже очевидно, что почти из тысячи телекомпаний, имеющих лицензию на эфирное вещание, при переходе на цифру выживут не все.

Владимир ЛИВШИЦ, руководитель информационно-аналитического центра НАТВ выработке критериев для вхождения телеканалов во 2-й и 3-й мультиплексы принимало участие все медиасообщество. Первые две позиции для региональных каналов: самостоятельное программирование и наличие минимального объема собственного производства – это так называемая точка отсечения. Но где эта точка расположена – сколько часов в сутки телеканал должен выдавать продукцию собственного производства и каков жанр или формат этой продукции? Точный ответ нам еще предстоит сформулировать. Тем не менее в НАТ уже поступило несколько десятков заявок от телекомпаний на включение во 2-й и 3-й мультиплексы.


Для нас уже очевидно, что почти из тысячи телекомпаний, имеющих лицензию на эфирное вещание, при переходе на цифру выживут не все. Особенно, если это вещание состоит только из трансляции и ретрансляции других программ. Кроме того, федеральным вещателям могут быть уже не нужны региональные сетевые партнеры, потому что вещание в мультиплексированном потоке позволяет им накрывать те или иные территории и распространять сигнал самостоятельно.


Компании, у которых не наберется минимального объема собственного производства, могут перейти в категорию производителей контента или, скооперировавшись с другими такими компаниями (в одном субъекте РФ), заявить один областной канал или распространять программы с помощью непосредственного спутникового вещания, в союзе с кабельными и другими операторами и провайдерами. Это одна точка зрения. Позиция НАТ: на переходный период до 2015 г. сохранить сетевой принцип вещания, чтобы дать таким компаниям возможность нарастить объемы собственного производства или приобретения программ; понять, смогут ли они оплачивать услуги связи по распространению своих программ, на какие территории эти программы будут распространяться. Поэтому у региональных вещателей – а региональными мы называем компании, которые производят и распространяют свои программы на территории субъекта РФ, – есть перспективы и вектор развития.


А вот для городских и муниципальных телерадиокомпаний (по оценкам НАТ, их более 600) грядут, похоже, тяжкие времена. Понятно, что во 2-й и 3-й мультиплексы они не попадут. В лучшем случае могут рассчитывать на попадание в последующие мультиплексы, если число эфирных пакетов вообще будет больше трех, либо трансформироваться: объединяться, переходить в категорию независимых производителей контента для редакций региональных телеканалов. Впрочем, есть и третий вариант – распространять свою продукцию в иных средах: через спутники связи, в кабеле, в Интернете, в мобильном вещании и т.д., с помощью неэфирных провайдеров. Однако в этом случае бизнес-модель, в основе которой находится абонентская плата, по понятным причинам (социальным, финансовым) вряд ли можно назвать реалистичной. Следовательно, потребуются новые отношения с операторами, новые подходы к производству контента и предложению телеуслуг.


Но главная проблема заключается не столько в определении состава мультиплексов, сколько в том, что эпоха модели вещания XX века (одна лицензия, на одну частоту, на один ТВ-канал, в котором распространяется одна программа) заканчивается. Идет 10-й год XXI века. Теперь в одном канале будет 8 телепрограмм. Значит, увеличится потребность в оригинальном контенте и особом программировании; бурное развитие кабельного и спутникового ТВ требует своего контента, IPTV – своего, мобильного – тоже своего. Потребность в новых видах контента будет возрастать в геометрической прогрессии. Сама природа производства контента в многопрограммном интерактивном ТВ будет меняться, как и работа с архивами, библиотеками. И мы пока плохо себе представляем, по каким законам это будет происходить. Понятно одно: контент будет проживать несколько жизней, меняться, на него будут воздействовать потребители. Это интерактивное вещание и новые способы коммуникации. Вот в чем революционное, или институциональное, изменение. Смена парадигмы. К сожалению, переход на цифру многие понимают только как увеличение числа каналов и рост потребностей в контенте. А все гораздо сложнее. И интереснее.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!