Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Евгения ВОЛЫНКИНА  16 июня 2010

Роман Шишкин («Сетьтелеком»): «Основным драйвером для внедрения IP-телефонии является получение большего ассортимента услуг более высокого качества по приемлемой цене»

Самый доходчивый довод в пользу перехода на  IP-телефонию, конечно же, экономический: IP-телефония позволяет сократить расходы на дальнюю связь. Но, наверное, он не единственный? Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №5`2010, «Связь на работе: от телефона к TelePresence». Часть 9.

«ИКС»: Какие есть другие достоинства у IP-телефонии? Всегда ли имеет смысл переходить на IP-телефонию? Есть ли недостатки у этой технологии?


Максим Мамаев, начальник отдела корпоративных систем связи, АМТ-ГРУП: Сокращение расходов на междугородние звонки не обязательно предполагает наличие IP-телефонии, достаточно подключить VoIP-шлюзы к традиционным УАТС. Следует отличать IP-телефонию как бытовой потребительский термин, обозначающий услугу телефонной связи, предоставляемой с использованием технологии передачи голоса по IP-сети (VoIP — Voice over IP), от корпоративной IP-телефонии, которая технологически базируется на VoIP, но кроме того предполагает наличие IP-УАТС, IP-телефонов и сопутствующих корпоративных сервисов, вместо традиционных УАТС и традиционных телефонных аппаратов. Единовременные затраты на внедрение IP-телефонии (без видео) в среднем равны затратам на организацию сети связи на традиционных УАТС за исключением проектов по организации корпоративной связи в филиальной сети. В этом случае цена реализации IP-телефонного проекта, как правило, ниже.


Однако, основные выгоды IP-телефонии проявляются при эксплуатации системы: сокращение затрат на содержание сети связи за счет поддержки одной «компьютерной» сети вместо двух («компьютерной» и «телефонной»), а также за счет сокращения трудозатрат администраторов; сокращение затрат на содержание региональной инфраструктуры за счет отсутствия необходимости создавать и поддерживать в филиалах местные телефонные системы («мини-УАТС», «выносы» и т.п.), меньшей стоимости аренды IP-каналов по сравнению с традиционными телефонными линиями; сокращение затрат на междугороднюю связь между городами, в которых расположены площадки сети, за счет транзита телефонных вызовов через корпоративную IP-сеть, в обход междугородней телефонной сети общего пользования; сокращение затрат на расширение сети связи за счет отсутствия необходимости в прокладке дополнительных коммуникаций, выделенных для телефонии; сокращение затрат на создание территориально распределенных центров обработки вызовов за счет распределенной архитектуры, внутренне присущей решениям на основе IP-телефонии; устранение или минимизация простоя за счет территориального распределения кластера серверов IP-телефонии (катастрофоустойчивость) и возможности оперативной замены вышедших их строя элементов сети IP-телефонии (используются типовые устройства, широко представленные на рынке); сокращение затрат на содержание офиса путем выноса рабочих мест на дом.

Кроме того, IP-телефония является технологической основой унифицированных коммуникаций— т.е. нельзя следовать по пути технологического прогресса, не имея IP-телефонии. Принципиальное отличие проектов по внедрению IP-телефониеи и UC заключается в том, что внедрение IP-телефонии— это замена одной технологии связи на другую, более эффективную, при этом бизнес-процессы не изменяются, а внедрение унифицированных коммуникаций — это оптимизация бизнес-процессов — то есть того, когда, с какой скоростью и каким образом участники процесса обмениваются информацией между собой. Основное назначение унифицированных коммуникаций — не расширить функции сотрудника или удешевить связь, а повысить эффективность взаимодействия между сотрудниками или между сотрудниками и клиентами.


В настоящее время массовое распространение IP-телефонии в корпоративном сегменте состоялось и ему ничего не препятствует.

Есть ряд предприятий, для которых внедрение IP-телефонии не является целесообразным по объективным причинам. Это: небольшие организации со слабой информатизацией рабочих мест (несколько абонентов, из которых компьютеры только у одного-двух); организации (подразделения), в которых абонентские пункты не оборудованы компьютерами и разнесены на большие расстояния (например, рудник); организации с ограничениями в области информационной безопасности, препятствующими использованию мультисервисных сетей передачи данных и телефонной связи (обоснованность таких запретов - тема отдельного разговора). Для остальных категорий заказчиков переход на IP-телефонию рано или поздно неизбежен, причем  независимо от их взглядов и предпочтений, а хотя бы потому что крупнейшие мировые производители УАТС уже практически не производят классических телефонных станций, и со временем «чистые» TDM-решения, за исключением продуктов для самых малых предприятий, перейдут в разряд нишевых и нестандартных.


Николай Окладников, заместитель директора Центра сетевых решений, “Инфосистемы Джет”: Преимущества IP-телефонии наиболее очевидны при построении корпоративных коммуникаций заново. В этом случае пропадает необходимость в построении и поддержании отдельной голосовой сети. Не требуется отдельный штат специалистов по телефонии. Достаточно просто и оперативно производится расширение и переконфигурирование абонентской базы. Ещё один плюс - работа в единой IP-среде, облегчающая интеграцию с другими ИТ-системами и переход к унифицированным коммуникациям.

Переход на IP-телефонию в долговременной перспективе неизбежен. Вопрос только в выборе времени и стратегии перехода. На сегодня во многих компаниях и организациях имеются установленные сравнительно недавно "классические" АТС, которые далеко ещё не выработали свой ресурс, обладают широким набором функциональных возможностей и обеспечивают практически все потребности в голосовой связи. В таких случаях немедленный и полный переход на IP-телефонию экономически не оправдан. Но имеет смысл продумать план поэтапного внедрения IP-телефонии, постепенно интегрируя её с существующими телефонными системами. Благо, выбор технических возможностей для этого достаточно велик. Во-первых, большинство выпускаемых в последние годы АТС по сути являются гибридными и, наряду с аналоговыми линиями и TDM, поддерживают IP либо смогут поддерживать IP после модернизации. Во-вторых, имеется большой выбор шлюзов, позволяющих интегрировать классические АТС с IP-сетями. При наличии иногородних филиалов целесообразно начать с перевода на IP межфилиальной связи, а затем по мере необходимости наращивать базу пользователей IP-телефонии.

Явных технических недостатков у IP-телефонии нет, но только при условии соблюдения известных технических требований как в сети оператора междугородной связи, так и в корпоративной сети. Для голосового трафика должна выделяться достаточная полоса пропускания, используемое сетевое оборудование должно поддерживать приоритезацию голосового трафика, разброс задержки пакетов должен быть в допустимых пределах и т.п. Для обеспечения этих требований могут потребоваться определённые инвестиции для модернизации корпоративной сети. IP-телефоны всё ещё намного дороже обычных аналоговых телефонов. Для внедрения и обслуживания IP-телефонии требуются высококвалифицированные специалисты. В итоге IP-телефония на нынешнем этапе оказывается более дорогим решением, что препятствует её массовому распространению. При этом выгоды от её использования очевидны только для компаний с высокой степенью информатизации и автоматизации бизнес-процессов и необходимостью постоянного интенсивного общения для большинства сотрудников.

 

Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора телекоммуникационной компании «Караван»: Следует различать корпоративную IP-телефонию и транзит голосового трафика по IP-сетям операторов связи. IP-телефония для корпоративного сегмента – это не только и не столько сокращение расходов на междугородние звонки, а, скорее, новый взгляд на построение голосовых сервисов внутри компании. IP-телефония является очень гибким инструментом, снимающим ограничения традиционных АТС. Она позволяет не только использовать общую IP-сеть для передачи данных и голоса между сотрудниками, но и тесно интегрировать голосовые сервисы с корпоративными приложениями. При этом возможности по развитию внутрикорпоративных сервисов практически не ограничены. Массовому распространению IP-телефонии в корпоративном секторе препятствуют определенные сложности в ее настройке и эксплуатации, требующие высочайшей квалификации обслуживающих специалистов. В будущем эта технология будет развиваться, главным вектором развития станет именно упрощение настройки и эксплуатации подобных систем, вследствие чего IP-телефония получит более широкое распространение.


Ирина Новожилова, руководитель отдела аналитического маркетинга, ОАО «РТКомм.РУ»: Сокращение расходов на МГ/МН звонки между офисами компании самый очевидный довод для перехода на IP-решения, то есть на управление единой IP-сетью, а не отдельными телефонной и компьютерной сетями. Но если офисов всего 2, то заказчики давно научились решать эту проблему не переходя на IP-решения в целом. Есть фактор объединения нескольких офисов, когда дальнейшее расширение существующей УПАТС невозможно, тогда для новых подключений будут выбираться IP-решения в дополнение, а не взамен существующих традиционных телефонных решений.

Переход на системы IP-телефонии логичен, когда компания переезжает в новый офис, когда открывается новый большой офис, где сразу можно запланировать новые технологические решения, когда появляются многочисленные мелкие точки продаж, когда мобильных сотрудников становится всё больше. А если у компании давно обустроенный офис, все сотрудники привыкли к настольным аппаратам и, главное, деятельность предприятия не подразумевает территориального расширения, то смысла менять установленную традиционную телефонную станцию на модные IP-фоны и IP-станцию нет. Предприятия не внедряют решения исходя из их технологической новизны, а руководствуются экономической целесообразностью.

Основные препятствия к внедрению IP-решений – это существующий образ мышления (АТС имею – могу ее пощупать, а вашу виртуальную телефонию – нет; к этому настольному аппарату я давно привык, а вы мне предлагаете это ...), а также наличие на балансе ранее купленных УПАТС (нормативный срок амортизации – не менее 5 лет). Очень часто препятствием может оказаться некачественная внутриофисная сеть (СКС), где есть фонящие розетки или на коммутаторах нельзя настроить маркировку голосового трафика.

Однозначно очевидны выгоды от внедрения IP-телефонии в компаниях, где число офисов больше 4, где не запланированы затраты на содержание квалифицированного инженера-телефониста, где необходима работа сотрудников из дома.


Роман Шишкин, директор по развитию и новым продуктам, ЗАО «Сетьтелеком»: Основным драйвером для внедрения IP телефонии является возможность получения большего ассортимента услуг более высокого качества по приемлемой цене. Появление и массовый выпуск оборудования с высококачественными аудио-кодеками (HD Audio) позволяет резко улучшить качество общения по сравнению с традиционными предложениями на базе PRI и VOIP. При этом оборудование с новыми функциями продается зачастую дешевле  традиционных брендов за счет роста  качества китайских производителей. В сети развернутые на базе SIP легко интегрируется полноценная видеотелефония, а сами сети прозрачно связываются с вебсайтами и альтернативными системами коммуникаций, такими как Skype.

Основным ограничением внедрения IP телефонии являются ранее сделанные инвестиции в инфраструктуру, некоторое влияние оказывает инертность мышления не только потребителей, но и поставщиков, которые зачастую сами не знают всех возможностей поставляемых систем.


Сергей Алимбеков, директор по продажам компании «Синтерра»: IP-технология изначально создавалась, как технология операторского класса, поэтому она требует наличия в штате предприятия специалистов определенного уровня, либо передачи этой функции на аусорсинг оператору. Постепенно с ростом внедрения VPN, как основы для корпоративных сетей, IP-телефония станет все более распространенной.


Олег Куц, генеральный директор компании «СТЭК.КОМ»: Развитие протокола IP, усилия разработчиков оборудования и ПО, говорят, что общество постепенно идет в сторону All-over-IP, вопрос когда это наступит, ставить преждевременно. Пока мы находимся только на стадии рождения представления о таком обществе, хотя уже решено много прикладных задач. Если у компании уже есть работающая корпоративная сеть связи и она решает большинство поставленных перед ней задач, то совершенно не важно, по какой технологии она работает. В случае построения новой системы связи, системы использующие VoIP выглядят более перспективными для последующего развития.


Андрей Жуков, ведущий специалист отдела сетей передачи данных, «Корпорация «ЮНИ»:  Доводы «за»: интеграция  разнообразных сервисов, интеграция со всевозможными решениями на базе протокола IP; возможность быстро и экономически эффективно развертывать новые сетевые сервисы; упрощение процессов внедрения, эксплуатации и администрирования; сокращение затрат за счет более эффективного обмена и информацией, что позволяет оптимизировать бизнес-процессы компании; риск остаться без поддержки и невозможности восстановления работоспособности старой АТС в случае выхода ее компонентов из строя; в компаниях с уже развернутой сетевой инфраструктурой для перехода на IP телефонию достаточно только установить сервер управления вызовами (IP АТС), IP телефоны на рабочие места сотрудников (отсутствуют затраты на кабельную инфраструктуру) и, по необходимости, голосовой шлюз для ствязи с ТфОП; качество передаваемого голоса может превышать качество в системах традиционной телефонии.

Для небольшой компании, которой для ведения бизнеса достаточно сервисов традиционной телефонии, в особенности при сравнительно высокой стоимости IP аппаратов, переход на IP телефонию вряд ли окажется окупаемым.

Для крупных компаний выгоды от перехода на IP телефонию очевидны. Велика вероятность, что в различных ее офисах установлено оборудование от разных производителей, что значительно усложняет администрирование системы. В случае использование системы IP телефонии – в удаленных офисах (в некоторых случаях) достаточно установить только IP аппараты или программные телефоны. Переход не будет связан с вложениями в кабельную и сетевую инфраструктуру, т.к. для построения системы IP телефонии, в общем случае, достаточно уже имеющейся инфраструктуры. IP телефон


Валерий Лошкарев, начальник отдела мультимедийных и голосовых систем связи, «Корпорация «ЮНИ»: В настоящее время практически все операторы используют решения на своих сетях, организованные на базе IP-телефонии. Это дает возможность уменьшить  затраты на подключение, снизить тарифы и тем самым быть в более выигрышном положении на рынке аналогичных услуг. Но нельзя сказать, что этим ограничивается использование IP-телефонии. Решения UC позволяют использовать IP-телефонию уже на уровне корпоративных приложений, организовывать аудио и видео конференции, создавать корпоративные сети вне зависимости от удаленности офисов. Критерием перехода на IP-телефонию, по всей видимости, должно являться наличие высокоскоростных магистралей для обеспечения приемлемого качества передаваемого трафика. Однако желание компании получить дешевую IP-телефонию в сочетании с хорошим качеством всегда связано с проблемой поиска приемлемого интернет-провайдера и реорганизацией системы магистралей. Только при решении данной проблемы можно говорить о возможности внедрения IP-телефонии.

Дальновидному руководителю компании, умеющему правильно распределять доходы, внедрение IP телефонии позволяет снизить расходы на телефонные переговоры и организовать сеть удаленных офисов с минимальными затратами, но данные решения окупаются не сразу, а лишь в долгосрочной перспективе. Это может стать поводом для сомнений в компаниях, не готовых  к модернизации своих  узлов. Высокие первоначальные расходы на внедрение, возможность покрытия их от экономии на телефонном трафике лишь в течение продолжительного времени могут препятствовать распространению IP-телефонии.


Андрей Шведов, системный инженер, ООО "Фирма "Телесофт": IP-телефония предоставляет широкий спектр дополнительных функциональных возможностей для персонала: голосовая почта (следовательно, сокращается число пропущенных звонков); аудио- и видео-конференц связь; возможность установки программного телефона на ПК пользователя (при этом сохраняется весь функционал); лёгкое и быстрое развёртывание корпоративной сети и быстрое её увеличение при росте компании.

На мой взгляд, внедрение в компании систем IP-телефонии обосновано в случае территориально-распределенной структуры компании. Тогда достигается максимальный эффект от ее внедрения. Одной из причин, которая препятствует распространению IP-телефонии в корпоративном секторе служит консерватизм руководителей компаний. Непонимание того, что это может позволить сократить непрофильные расходы компании.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!