Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06 2011
Александра КРЫЛОВА  14 июня 2011

У бизнеса контентное лицо

Переориентация операторов сотовой связи на предоставление абонентам видеоконтента и сервисов идет сегодня во всем мире. И в этом смысле активная совместная работа поставщиков сетевого оборудования, производителей абонентских устройств, операторов связи, сервис- и контент-провайдеров над спецификациями стандарта Rich Communication Suite при GSMA очень показательна.

Цель этой работы – расширить набор базовых сервисов, обогатив его возможностями, ранее доступными только пользователям Интернета. Телефонная книга, в которой можно увидеть статус любого из контактных лиц, расширенный функционал сервиса мгновенных сообщений, возможность обмениваться видеофайлами, не прерывая разговора, должны быть доступны абонентам разных операторов с любых устройств доступа.

Важным результатом стало сделанное на MWC в Барселоне объявление пяти операторов (Deutsche Telekom, Orange, Telecom Italy, Telefonica и Vodafone) о намерении уже в 2011 г. начать на рынках нескольких европейских стран коммерческое предоставление RCS-сервисов с взаимной поддержкой абонентов друг друга. Это будут сервисы обмена мгновенными сообщениями, передачи видеофайлов другим пользователям и/или обеспечение доступа к этим файлам непосредственно во время вызова.

Демонстрация возможностей разработанного компанией Nokia Siemens Networks решения RCS/SDF, доступного с фиксированного телефона, со смартфонов на разных платформах, из социальной сети Facebook, проводилась на стенде производителя в дни выставки «Связь-Экспокомм-2011». Посетители могли оценить удобства телефонной книги, сохраняющей историю всех сеансов коммуникаций, и убедиться в том, что решение RCS/SDF обеспечивает непрерывность голосовой сессии в сети стандарта HSDPA во время передачи тяжелого мультимедийного файла.

К хорошему привыкаешь быстро, и очевидно, что, оценив однажды преимущества «обогащенных коммуникаций», европейские абоненты уже не перестанут ими пользоваться, а значит, операторы будут на них больше зарабатывать.

Российские операторы связи, начавшие в последние годы более тесно сотрудничать (вести строительство транспортных сетей, совместно использовать объекты инфраструктуры), в области контента и сервисов редко выступают перед абонентами таким же единым фронтом, как их европейские коллеги. Неудивительно, что и на выставке «Связь-Экспокомм» у каждого из них была своя «одиночная» контент-программа, отражавшая особенности сервис-ориентации данного оператора.

Акцент на единую среду потребления контента

сделала компания МТС, объявившая о новой стратегии развития своего мультимедийного развлекательного портала Omlet.ru. Портал был запущен оператором в 2008 г. и постепенно набирал популярность у пользователей: по итогам 2010 г. среднемесячная статистика просмотра его страниц выросла в 3 раза, а потребление предлагаемого им контента – в 10 раз.

Новая, облачная система Omlet.ru, о начале тестовой эксплуатации которой оператор объявил на выставке, доступна со всех пользовательских устройств, подходящих для просмотра видеоконтента: ПК, мобильных телефонов и планшетов на базе iOS и Android, ТВ-декодеров, телевизоров с возможностью выхода в Интернет, а также OTT-приставок.

Подключив любое из этих устройств к Omlet.ru, пользователь, – который, кстати, не обязательно должен быть абонентом группы компаний МТС, – получает доступ к развлекательному, новостному и спортивному контенту. Уже сегодня в каталоге 2 тыс. художественных фильмов, 4 тыс. эпизодов сериалов и ТВ-программ, которые можно купить либо арендовать. Если же устройств, подключенных к системе, окажется несколько, то пользователь сможет получить адаптированный контент на каждое из них и переключаться с одного на другое, не возвращаясь к началу просмотра. К тому же, как уверяет И. Шалыто, директор по развитию инновационных медиапродуктов компании МТС, сейчас абонент платит за контент, доставленный на несколько устройств, один раз.

Словом, все в новой стратегии оператора направлено на то, чтобы сделать видеопросмотр максимально комфортным и привлекательным для пользователя. 

Маленьких потребителей – под защиту

Как известно, не всякий контент, особенно в открытом Интернете, одинаково полезен для неокрепших детских душ. Понимая, что процесс его потребления отдельными категориями пользователей нужно не столько стимулировать, сколько контролировать, компания «ВымпелКом» готовит к запуску в коммерческую эксплуатацию услугу «Родительский контроль», задача которой – надежно защитить юных пользователей от воздействия негативной информации.

Обеспечивающее такую защиту комплексное решение Symantec Next Generation Protection на базе одноименной масштабируемой высокопроизводительной платформы, рассчитанной на поддержку большого количества пользователей, работает на сетевом уровне. Оно не требует установки на домашний компьютер дополнительного программного обеспечения, справиться с которым (удалить или заблокировать) вполне может либо сам продвинутый юный пользователь, либо кто-то из его приятелей.

Предложенная и адаптированная к требованиям оператора компанией Symantec система, универсальная для фиксированной и мобильной связи, анализирует более 65 млн сайтов более чем на 100 языках, обеспечивает категоризацию веб-ресурсов, их фильтрацию и проверку пакетов на содержание вирусов.

Параметры услуги «Родительский контроль» – возрастная категория детей, в соответствии с которой будет осуществляться фильтрация, а также дополнительные опции блокировки (онлайн-игр, онлайн-общения или онлайн-коммерции) – задаются абонентом «Билайн» в личном кабинете. Тут же он может настроить функции контроля времени, проведенного детьми в сети, и заказать отчет о посещаемых ими интернет-ресурсах.

Важно, что фильтр сервиса блокирует не поисковые сервисы, а выдаваемые ими результаты, и что переходить на Интернет-ресурсы, успешно прошедшие фильтрацию, а значит, не являющиеся потенциально опасными, дети могут совершенно свободно.

По словам Т. Аляутдинова, руководителя департамента услуг проводного Интернета «ВымпелКома», с момента запуска в коммерческую эксплуатацию в конце этого лета услуга «Родительский контроль» будет предлагаться абонентам как отдельно с посуточной тарификацией, так и в пакете с другими услугами, например доступа в Интернет или доступа в Интернет плюс Wi-Fi-маршрутизатор. По предварительным расчетам оператора, в разных регионах РФ услуга будет обходиться абонентам в среднем от 70 до 100 руб. в месяц.

Пока в роли наблюдателей

За операторами связи, крупнейшие из которых постепенно превращаются в полноценных и, что важно, в кросс-платформенных игроков медиарынка, взявших на себя, в добавление к функциям доставки сигнала и предоставления технических услуг, роль агрегатора контента, с опаской наблюдают вещатели. Былые главные исполнители этой роли еще не определили, что означает для них конвергенция как тренд.

К тому же нерешенность проблемы с добавлением регионального канала в первый мультиплекс, перенос начала формирования двух следующих на 2012 г., с одной стороны, и требование РТРС освободить аналоговые частоты для нужд цифровизации – с другой, оставляют для них открытыми только два пути к телезрителю – по кабельным сетям или через «неэфирные среды».

Такую перспективу нарисовал региональным вещателям на круглом столе НАТ «Распространение ТВ-каналов в цифровых мультиплексах и неэфирных средах» М. Ксензов, начальник управления разрешительной работы Роскомнадзора, добавив, что чем скорее они это поймут, тем лучше.

Масла в огонь дискуссии подбавил и А. Шуголь из компании J’son&Partners, отметивший, что сегодня услугами операторов платного ТВ пользуется 31% всех российских домохозяйств, а к 2015 г., когда все эфирные каналы перейдут на «цифру», от их аудитории, определенной ФЦП в размере 99% населения, останется половина. 

Впрочем, сами вещатели признают: ничто не остановит движения рынка в сторону максимального сближения технологий доступа и передачи контента. Идущий сейчас процесс создания конвергентно-интеграционной модели ведет к обострению конкуренции, при которой долго эксплуатировать свои традиционные преимущества не сможет никто.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!