Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2011
Евгения ВОЛЫНКИНА  14 июня 2011

Проект дата-центра: советы для CIO

Российский рынок дата-центров после кризисного проседания вновь воспрянул. Стартуют и уже реализуются проекты все более крупных и технологически более сложных ЦОДов. Инвестиции в строительство и модернизацию дата-центров растут, но растут и требования заказчиков к эффективности этих инвестиций.

О том, как выбрать проект ЦОДа и исполнителей этого проекта, как увязать характеристики дата-центра с потребностями бизнеса компании, шла речь на  круглом столе «Проект создания ЦОДа: вопросы для CIO», организованном журналом «ИКС».


Партнеры круглого стола:

                                 

    

Любой дата-центр – достаточно серьезный объект, срок окупаемости которого составляет обычно не один год. В таких проектах велики не только начальные капитальные затраты, но и расходы на эксплуатацию. Первыми это осознали компании, строящие крупные дата-центры: теперь они часто запрашивают расчет общей стоимости владения (ТСО) для ЦОДа на период до 10(!) лет, чего раньше не бывало.

Консультант: необходимое и достаточное

ИТ-директора компаний, берущихся за создание собственных дата-центров, конечно, понимают, что подобные проекты требуют серьезного подхода и привлечения самых разных специалистов. Но далеко не все они осознают, что даже постановка задачи проектирования ЦОДа – дело непростое, тем более если необходимо спланировать его развитие на несколько лет вперед (кстати, многие ли догадывались три года назад о грядущем нашествии облачных вычислений?). Даже если ИТ-директор и его подразделение хорошо знают требования бизнеса компании и примерно представляют, как их можно реализовать в дата-центре, это не повод отказываться от услуг специалистов.

Сергей Пискунов, директор по ИТ, «СОГАЗ» Сергей Пискунов, директор по ИТ, «СОГАЗ»: «Мы не ИТ-компания, а проекты у нас достаточно серьезные и требующие соответствующей компетенции, поэтому мы привлекаем консультантов, проводим тендеры, сравниваем разные варианты решений и при этом стараемся иметь дело только с теми компаниями, которые могут уверенно гарантировать результат».

Помочь заказчику сформулировать базовые технические требования, из которых в дальнейшем вырастет грамотное техническое задание (ТЗ) на ЦОД, призваны профессиональные консультанты. Впрочем, отзывы о целесообразности их привлечения весьма неоднозначны в силу того, что роль консультанта (а также проектировщика, поставщика оборудования и исполнителя) у нас по традиции исполняют системные интеграторы, стремящиеся делать абсолютно всё. В любом случае компания должна оценить временные и финансовые затраты и сравнить, каковы они будут в вариантах участия консультантов или опоры на собственные силы, считает Дмитрий Тихович (Citrix Systems); и практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев рекомендации консультантов оказываются более экономически выгодными, даже с учетом оплаты их услуг.

По словам генерального директора компании «Ди Си Квадрат» Александра Мартынюка, вопросы планирования и создания ЦОДа, выбора площадки и технического решения часто вводят неподготовленного заказчика в настоящий ступор. Поэтому консультант формально или неформально присутствует сейчас фактически в любом проекте строительства крупного ЦОДа. Именно консультант своими наводящими вопросами призван вывести заказчика из вышеупомянутого состояния и направить на путь истинный. Путь этот обычно долог и труден для всех участников: поиск ответов на множество вопросов, разработка вариантов строительства, откаты назад, новые варианты и т.д. Цель всех этих усилий по идее должна оправдать потраченные на них средства: чем конкретнее будет поставлена задача, тем быстрее заказчик сможет ее реализовать и начать возвращать деньги, вложенные в проект.

Рафаэль Сухов (Stack Labs)Рафаэль Сухов (Stack Labs): «Не желая тратиться на энергоэффективность, вы снижаете потенциал роста полезной ИТ-нагрузки в условиях лимитирования электрической мощности»

Конечно, опытная компания – к примеру, Mail.ru, которая строит уже не первый и не второй свой ЦОД, – в принципе может обойтись без консультантов. Но это, несомненно, предполагает обстоятельный анализ совершенных ошибок и опыта, полученного в предыдущих проектах. В этом случае, как считает заместитель технического директора Mail.ru Алексей Марухин, компания в состоянии не только профессионально сформулировать собственные технические требования к дата-центру, но и выступить генеральным подрядчиком в  его строительстве. Рафаэль Сухов, генеральный директор Stack Labs, согласен с тем, что в проекте дата-центра необходимо участие консультанта, но роль последнего, по его мнению, весьма неблагодарна, поскольку бизнес-требования заказчика и его представления о проекте и распределении ролей его участников часто противоречат друг другу, а потому ключевым навыком консультанта должно быть умение находить компромиссы. Кроме того, консультант должен хорошо понимать особенности бизнеса, которому он помогает, и иметь глубокую техническую подготовку, чтобы свести воедино порой противоречивые требования заказчика. Правда, собственный опыт привлечения консультантов Stack Labs называет полезным, но неуспешным, самокритично признавая, что в этом, скорее всего, была вина обеих сторон: заказчик, возможно, не смог достаточно четко сформулировать саму задачу, а консультант, в свою очередь, не смог объяснить заказчику, что именно тот не понимает.

фото Дмитрий Литовчин («ЕМС Россия»): «Мы ожидаем от консультанта другого взгляда на нашу бизнес-задачу»  

Дмитрий Литовчин («ЕМС Россия»): «Мы ожидаем от консультанта другого взгляда на нашу бизнес-задачу»

Конечно, вряд ли кто-то будет спорить, что в таком проекте, как новый мега-ЦОД Сбербанка (а это четырех-этажное здание, 15 тыс. кв.м машинных залов и 20 МВт подведенной мощности), консультант должен быть, и даже не один. В этом качестве сейчас выступают три организации из разных стран: одна отвечает за общую концепцию, вторая – за инженерную инфраструктуру, а третья (небезызвестный Uptime Institute) проверяет проектную документацию на предмет ее последующей сертификации на соответствие уровню надежности Tier III. Если еще учесть, что Сбербанк пожелал иметь максимально «зеленый» дата-центр с PUE = 1,3 и это потребовало применения новой пока для российского рынка технологии охлаждения KyotoCooling, а также что в этом ЦОДе необходимо обеспечить очень высокий уровень физической и информационной безопасности, задача у проектировщиков непростая. Да и у заказчиков тоже: ведь надо сохранить управляемость проекта и скоординировать действия трех организаций, каждая из которых является признанным в мире экспертом в своей области. Характерный штрих к описанию процесса создания этого дата-центра добавляют слова генерального директора компании ADM Partnership Максима Иванова: «Нам как проектировщикам интересно участвовать в проекте, где нашу работу проверяют сразу три консультанта».

По большому счету задача консультанта состоит в том, чтобы обеспечить заказчику непредвзятый взгляд на проект дата-центра с разных сторон, – а это требует понимания специфики его бизнеса. Дмитрий Литовчин («ЕМС Россия») подчеркивает, что прежний подход к построению ЦОДа как к набору из серверов, СХД, ИБП, системы охлаждения и фальшполов сейчас уже не позволяет создавать эффективные решения. Вся архитектура дата-центра должна строиться исходя из того, какую информацию имеет компания, что она с этой информацией собирается делать и какие результаты планирует получить. Иными словами, идти надо от бизнес-процессов, а не от серверных стоек.

Застывшая музыка ЦОДа

Еще одна важная задача, которую приходится решать ИТ-директору любой компании в связи с созданием нового ЦОДа, – это разработка архитектуры будущего дата-центра. Кроме всего прочего, в ней необходимо предусмотреть дальнейшее развитие и модернизацию ЦОДа с учетом новых технологических веяний и бизнес-трендов. Понятно, что если ЦОД для данной компании – это профильный бизнес, то скорее всего именно ИТ-директор будет тем самым архитектором проекта. Но если компания специализируется на каких-то других материях, то число кандидатур на должность архитектора сразу увеличивается: системный интегратор, уже упомянутый консультант, проектировщик, поставщик оборудования. Доводы в пользу всех перечисленных участников найти несложно, но, как предостерегает М. Иванов, почти всегда у всех у них есть тайный умысел склонить заказчика на ту или иную платформу или технологию и/или продать побольше оборудования либо услуг, а это чревато «перекосом» проекта и получением далеко не самого эффективного результата.

Сергей Карпов, начальник отдела архитектуры вычислительных комплексов, Альфа-банкСергей Карпов, начальник отдела архитектуры вычислительных комплексов, Альфа-банк: «Архитектором дата-центра вполне может быть системный интегратор, но в этом случае ИТ-директор должен быть тем контролером, который не даст испортить проект».  

Если же брать компании, в основе бизнеса которых лежат специфические процессы, определяющие требования к ЦОДам (например, в банках дата-центр используется для обработки транзакций, у телекоммуникационных операторов – во главе угла биллинг и т.д.), существует вероятность, что именно руководство профильного бизнеса возьмет на себя функции архитектора ЦОДа. Последствия такого решения могут быть разными, но ответственность за работу готового дата-центра в любом случае придется нести ИТ-директору.

Конечно, заказчику важно получить нормально функционирующий ЦОД, и желание руководства компании поучаствовать в процессе задания параметров его работы вполне понятно, но, по мнению Р. Сухова, в идеале архитектором проекта должен быть интегратор, потому что именно он знает особенности всех технологических решений, плюсы и минусы всех инженерных систем и именно он, зная потребности заказчика, может выбрать необходимую конфигурацию дата-центра и построить его в соответствии с ТЗ. Хотя в принципе архитектором проекта может быть и ИТ-директор компании-заказчика, и технический директор, и главный инженер, лишь бы он осознавал пределы своей компетенции и прислушивался к мнению более квалифицированных в деле ЦОДостроения специалистов – консультанта и системного интегратора, а они, в свою очередь, должны учитывать интересы бизнеса заказчика. В общем, вариантов масса, главное – правильно оценить ситуацию.

САРЕХ vs ОРЕХ

Максим Иванов и Денис Тукалевский (банк «Русский стандарт»)Денис Тукалевский (банк «Русский стандарт»): «Привлечение консультантов подразумевает внедрение каких-то новых технологий, иначе какой смысл?» 

Еще один вопрос, в ответе на который заказчики и проектировщики дата-центров часто расходятся между собой, – это баланс между первоначальными инвестициями в проект ЦОДа и затратами на его последующую эксплуатацию. Разговоры о том, что необходимо более эффективно использовать электроэнергию, у нас ведутся уже давно, но факт остается фактом: энергоэффективность российской экономики в разы ниже, чем в западных странах. Российские тарифы на электричество уже обогнали американские и уверенно держат курс на европейский уровень, вендоры наперебой расхваливают свои новые «зеленые» решения для электроснабжения и охлаждения дата-центров, а производители процессоров постоянно снижают энергопотребление своих изделий при сохранении или даже увеличении их производительности. Но приводит ли это к массовому «позеленению» российских дата-центров? Приходится признать, что нет. И уникальный проект ЦОДа Сбербанка погоды не делает. С одной стороны, такая организация, как Сбербанк, может себе позволить потратиться на «зеленый» дата-центр хотя бы из чисто имиджевых соображений, а с другой – при общей подводимой мощности в 20 МВт даже не очень большое повышение энергоэффективности дает серьезную экономию. Владельцы более скромных дата-центров относятся к энергоэффективности весьма прагматично. «Наши расчеты показали, что при мощности ЦОДа порядка 1 МВт за счет установки энергоэффективного оборудования можно получить экономию в $10–20 тыс. в год. Много это или мало, каждая компания решает для себя сама, но если сравнивать с первоначальными затратами на дата-центр, то деньги совсем небольшие», – говорит Денис Тукалевский, начальник управления ДИТ банка «Русский Стандарт». «Компьютерные технологии развиваются очень быстро, и через год за те же деньги мы сможем купить вдвое более мощный сервер, имеющий такое же энергопотребление, что и нынешние модели, поэтому экономически эффективнее покупать сейчас то, что дешевле, а при необходимости через год-два делать апгрейд. Платить на 30–40% больше за более энергоэффективное оборудование не имеет смысла», – считает зам.

Леонид Головин («Московская теплосетевая компания»)Леонид Головин («Московская теплосетевая компания»): «Наверное, сейчас лучше не вкладываться в энергоэффективное оборудование, а покупать то, что дешевле»

главного инженера по ИТ «Московской теплосетевой компании» Леонид Головин. В целом корпоративный пользователь готов сейчас покупать более дорогое энергоэффективное решение только в том случае, если оно более надежно, т.е. параметр экономии энергопотребления рассматривается только при прочих равных условиях. Операторы коммерческих дата-центров смотрят на эту проблему со своей колокольни: энергоэффективное решение позволяет в рамках выделенного лимита дефицитной электрической мощности установить дополнительные стойки с полезной ИТ-нагрузкой, т.е. получить дополнительные деньги с клиентов.

  *  *  *

Ответы на вопросы, касающиеся построения и эксплуатации дата-центров, упираются в модель бизнеса компании и, как следствие, – в цену простоя ЦОДа в течение некоего критичного для данной компании времени. Если эта цена известна, то ИТ-директору уже несложно решить, использовать ли новые технологии или ограничиться традиционными, привлекать сторонних специалистов или опираться на собственные силы, на чем можно сэкономить, а на чем – нет.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!