Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2011
Даниил ВИНЯР  10 октября 2011

«Ризотто с артишоками» или «килограмм еды»?

Арсенал конкуренции операторов – ценовые битвы на плоских тарифах – практически исчерпан, считает Даниил ВИНЯР, руководитель группы перспективных разработок Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет». В ход должны пойти различные инструменты тонкой настройки сетевых параметров и управления трафиком, которые позволят операторам предложить новые услуги и повысить доходность существующих.

– Трудно представить, что пользователь, привыкший к неограниченному потреблению интернет-трафика, смирится с тарифными предложениями, отличными от «безлимитки». Вы считаете, это действительно рано или поздно произойдет?

– Уже происходит, хотя небыстро. Сейчас бизнес оператора все еще в основном строится на очень простых тарифных планах flat rate, когда продается полоса пропускания за определенную сумму денег. Конкуренция на рынке идет в одной плоскости – продать либо больше мегабит в секунду за те же деньги, либо столько же мегабит в секунду за меньшие деньги. И в том и в другом случае в сети оператора образуется множество узких мест, которые «забиваются» трафиком абонентов, – в частности, при выходе из сети доступа, при выходе из городской сети на междугородную магистраль или на точках обмена трафиком с другими операторами. Оператор вынужден расширять эти части сети и идти на новые расходы. В условиях, когда тарифы неуклонно дешевеют, а требования абонентов к расширению каналов растут, оператору все сложнее соблюдать баланс между собираемыми с абонентов доходами и затратами CAPEX + OPEX, позволяющий получать прибыль. Это неизбежно сказывается и на тарифной политике, которая напрямую связана с вопросами управления трафиком, как абонентским, так и магистральным. А предлагать все дешевле удельный мегабит пропускной способности – это путь в тупик.

– Каким образом управление трафиком должно вывести операторов из этого тупика?

– Во-первых, можно отчасти снизить себестоимость трафика. Самая низкая себестоимость у локального трафика, который остается внутри города. Самый дорогой трафик – международный и междугородный. Скажем, если пользователь в Красноярске хочет посмотреть популярный ролик с зарубежного YouTube – этот трафик обходится оператору дороже всего. Очевидно, что чем ближе к пользователю будет контент (а контент, передаваемый по сети, – это и есть трафик), тем дешевле он обходится. Следовательно, оператору имеет смысл заняться локализацией контента за счет технических решений – кэширования, размещения ресурсов ОТТ-провайдеров (Over-The-Top, провайдеров без собственной инфраструктуры доступа) на своих хостинговых площадках, использовать сети доставки контента – сделать все, чтобы не гонять много раз через полпланеты один и тот же трафик, и таким образом снизить его себестоимость.

Во-вторых, управление трафиком позволяет повысить доходность абонента/мегабайта. Оператор может дополнить тарифный план опциями и квотами, приносящими дополнительные деньги. Пример – квотирование объема. Если при плоском тарифе абонент потребил 10 гбайт, то либо ему уменьшается скорость доступа, либо он должен доплатить за дополнительный объем трафика. Другой пример – «турбо-кнопка». Скажем, базовый тариф дает 5 Мбит/с за 450 руб., но, включив «турбо-кнопку», абонент на два часа или на определенный объем получает скорость 10 Мбит/с за дополнительные деньги. Кроме того, оператор может предложить тарифы с функциональными опциями «родительский контроль», «антивирус», «чистый Интернет» и др. при той же скорости.

Можно предложить service-based тарифы. В России эта схема пока не распространена, но в мире предлагается на рынке мобильного ШПД и дает возможность абоненту заказывать нужные опции. Например, в «личном кабинете» он выбирает доступ к поисковым системам, социальным сетям и электронной почте, и его тарифный план составляется исходя не из полосы пропускания, а из его потребностей, сформулированных в терминах используемых приложений.

Все эти механизмы могут дать оператору больший доход с удельного мегабайта и позволяют параллельно повысить лояльность абонента, поскольку предоставляют удобство самообслуживания вплоть до формирования индивидуального пакета услуг. Характерно, что операторы уже пытаются подступиться к новым моделям, но пока нельзя сказать, что механизм предоставления таких услуг отработан. Хороший пример – подключение школ, которые в обязательном порядке должны получать «чистый Интернет». На социальной программе обкатываются технологии предоставления этой услуги, чтобы потом вывести ее на массовый рынок. Если хотя бы 30% розничных абонентов подключат «чистый Интернет» – оператор получит дополнительный доход.

– В технологическом инструментарии управления трафиком аналитики выделяют решения класса DPI (Deep Packet Inspection), объем рынка которых в 2010 г. Heavy Reading Research оценивает в $500 млн и прогнозирует его рост к 2014 г. до $1 млрд. Что они дают операторам и абонентам?

– Чтобы управлять трафиком, нужно понимать, какое приложение его генерирует. DPI качественно распознает протоколы, которыми пользуются разные приложения, будь то электронная почта, онлайн-игра, YouTube или Skype. В зависимости от профиля задействованных приложений оператор может выделить своих абонентов в группы и попытаться предложить им соответствующие опции и тарифные планы, построив их таким образом, чтобы самые «жадные» пользователи либо поглощали меньше трафика магистральной сети, либо платили больше за потребляемые мегабайты. Таким образом, либо сеть не перегружается, либо доходность повышается.

В качестве примера можно рассмотреть распространенную ситуацию: в семье из трех человек Интернетом пользуются все трое, причем одновременно. Отец семейства скачивает с торрента фильм, мать разговаривает по Skype, ребенок играет в онлайне. В этот момент время отклика от сервера увеличивается, поскольку торрент «забивает» канал, и в результате картинка на мониторе матери рассыпается, а геймер проигрывает. Оператор может установить приоритеты трафика, «отодвинув» торрент так, чтобы он не занимал всю полосу последней мили. Тем самым с помощью DPI оператор обеспечит достаточные полосы пропускания в рамках общей последней мили для приложений различного характера, обеспечив качество для каждого из пользователей.

С помощью DPI можно задавать правила для индивидуального абонента, для группы или, например, для города в целом. Скажем, если оператор видит, что в структуре входящего в город трафика 70% занимает Р2Р, можно ограничить его, «зажав» в 50% полосы. Как следствие, другие приложения получат большую полосу пропускания. Абоненты по-разному используют Интернет, но в интересах оператора сделать так, чтобы люди, которые платят одинаковые деньги, получили одинаковое качество сервиса. Такие технические средства, как DPI, позволяют реализовать модель честной игры, в которой оператор выступает арбитром между абонентами и приложениями.

Аналитические средства и система отчетности, построенная на основе DPI, дают возможность получить исчерпывающую картину структуры нагрузки как с точки зрения используемых приложений, так и с точки зрения активности абонентов.

– Насколько востребованы такие решения операторами связи в России?

– Мы работаем с операторами по всей России и видим с их стороны интерес. В целом для рынка тренд относительно свежий, всей этой истории около трех лет. На нашем рынке ШПД большинство операторов находятся в той или иной степени готовности к внедрению проектов – проводят тендеры на закупку, лабораторные испытания, отрабатывают отдельные опции. Кто-то уже предложил тарифные планы, кто-то в процессе маркетинговых исследований. Чтобы провести маркетинговые исследования, имеет смысл сначала внедрить систему, позволяющую проанализировать структуру трафика, определить категории абонентов и лишь после этого формировать для них предложения. Кто-то рискнул и предложил тарифные планы, исходя из собственных логических умозаключений или, возможно, интуитивных предположений. Но правильно все же сначала заниматься анализом. Законченных реализаций на местном рынке пока не очень много.

– Возможно, «раскачка» объясняется тем, что российский рынок ШПД еще не достиг насыщения?

– Вы удивитесь, но тарифные планы service-based предлагают операторы как на вполне насыщенных рынках типа Австралии или Англии, так и на ненасыщенных типа Колумбии. На мой взгляд, это скорее вопрос «продвинутости» маркетинговой службы и понимания, что это хороший способ уйти от ведущей в тупик конкуренции «больше мегабит за меньшие деньги» в совершенно иную плоскость. У некоторых операторов есть тарифные планы даже не для доступа в Интернет вообще, а для отдельных приложений, огромное меню. Заходите в «личный кабинет», ставите галочки и получаете нужные сервисы. Как в ресторане – вам не продают килограмм еды вообще, а предлагают выбрать блюда, причем уже знают, что вот эта категория заказчиков предпочитает японскую кухню, другая выберет немецкую, а третья уважает итальянскую... В итоге, оказывается, это не только вкуснее, но и дешевле, чем «килограмм еды».

– А сама платформа DPI – дорогая штука?

– Вопрос не в этом. DPI может стоить разных денег в зависимости от ситуации, это комплекс решений. Это, условно говоря, лопата, некий инструмент. Кроме него существует масса других инструментов, ценность которых не в деньгах, которые заплачены, а в том, что даст их использование. И, как правило, операторы это осознают. В зависимости от потребностей оператора интегратор помогает подобрать нужную «лопату» и достичь необходимых результатов. Для этого интегратор должен обладать и знанием существующих инструментов, и пониманием специфики бизнеса операторов.

Беседовала Лилия ПАВЛОВА

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!