Rambler's Top100
Статьи
24 октября 2011

На основе информационных технологий

Реформирование Российских железных дорог вступило в завершающую стадию. На этом этапе продолжаются совершенствование системы управления и реорганизация компании, преобразование ее в компанию холдингового типа. И изменение структуры бизнеса, внедрение новых бизнес-подходов становятся основными движителями развития информационных систем.

В ходе становления ОАО «РЖД» была сформирована современная система управления IT-деятельностью компании. Несколько лет назад соответствующая структура была реорганизована в Департамент информатизации и корпоративных процессов управления. Тем самым удалось ликвидировать основания для присущего многим компаниям взаимного недопонимания между айтишниками и топ-менеджментом. На всех этапах реформирования железнодорожной отрасли структура с самого начала выстраивалась с учетом автоматизации всех процессов, и информационные технологии становились не надстройкой общей системы, а неотъемлемым встроенным звеном.

Чем же характеризуется сегодняшний этап развития отрасли?

В ОАО «РЖД» принята концепция организационного развития, определяющая в том числе программу совершенствования системы управления на ближайшие три года. Необходимо предпринять активные действия, чтобы привести эту систему, пока во многом наследующую подходы, характерные для министерства путей сообщения, в соответствие с рыночными механизмами, наделить ее большей способностью гибко реагировать на вызовы рыночной среды. Новая корпоративная структура, предусматривающая, в частности, выделение дочерних обществ, передачу им, а также на аутсорсинг определенных видов деятельности, которые ранее выполняло ОАО «РЖД», диктует свои решения при планирования и реализации мероприятий по изменению структуры управления.

Сейчас осуществляется переход от территориальной системы управления к дивизиональной, специализированной по видам деятельности. Соответственно в качестве одного из основных принципов провозглашена специализация управления, т.е. разделение управленческих функций корпоративного уровня (штаб-квартиры), и функций управления отдельными видами деятельности, формирование специализированных бизнес-единиц, каждая из которых ответственна за свою сферу деятельности.

Матричность управления – еще один принцип, считающийся для отрасли важнейшим. Это объясняется тем, что Российские железные дороги являются очень крупной компанией как по набору видов деятельности, так и с точки зрения территориальной диверсификации. Поэтому проблема достижения согласованности деятельности отдельных бизнес-единиц как по территориальному, так и по функциональному принципу стоит очень остро.

Эти принципы реализуются посредством управленческого укрупнения бизнес-единиц и формирования бизнес-блоков со своими сферами управления и со своими управленческими аппаратами. Такие бизнес-блоки, по сути, вертикали управления, уже созданы в области пассажирских перевозок, локомотивной тяги, управления движением. Формируется самая крупная управленческая вертикаль – Центральная дирекция инфраструктуры, объединяющая около тысячи предприятий и включающая в себя около 9 млн. объектов.

Создание этой новой центральной дирекции и ее IT-обеспечение стали темой традиционной 16-й конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс-2011»). Разрабатываемая и уже внедряемая единая корпоративная автоматизированная система управления инфраструктурой обеспечивает интеграцию с масштабными системами управления финансами и ресурсами ОАО «РЖД» и системой управления трудовыми ресурсами. В настоящий момент эти системы в основном реализованы на технологиях SAP. Практически все функции, традиционно относящиеся к ERP-системам, в РЖД реализуют в общей сложности порядка 156 тыс. пользователей, что делает эти проекты одними из самых крупных в мире.

По словам начальника Департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» Алексея Илларионова, компании как потребителю и поставщику на IT-рынке принадлежит «абсолютно стратегическая» роль. По его мнению, с одной стороны, железнодорожная монополия формирует рынок не только за счет того, что является крупным покупателем и потребляет много различных услуг и продукции информационных технологий, но и прежде всего за счет того, что технологические задачи, которые приходится решать отрасли, создают очень активную среду для развития компетенций партнеров-поставщиков. Зачастую от поставщиков требуется то, чего они раньше вообще не делали, и они вынуждены вместе с железнодорожниками нарабатывать эти компетенции и затем совместно поддерживать и развивать.

С другой стороны, развитие холдинга РЖД неизбежно приводит к тому, что он сам становится активным рыночным поставщиком. «Я не могу сказать, что пока мы весьма успешны вне рынка холдинга, но именно. Мы над этим работаем, и я думаю, что если рынок будет развиваться, в направлении поставок не коробочных, а комплексных IT-решений, то мы свою нишу, безусловно, еще усилим», – заключил начальник департамента.

Уже второй раз конференция проходит в новом формате. Она выросла из вузовской конференции Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения), и вуз всегда был ее основным учредителем. Начиная с прошлого года из названия мероприятия исчезли слова «научно-практическая», университет от участия в ней оказался отстранен. А ведь железнодорожное ведомство раньше проводило подобные форумы в вузовских городах с тем, чтобы студенты из первых рук знакомились с новейшими знаниям, приобщались к идеям завтрашнего дня, которые им вскоре предстоит реализовывать. Жаль, что здесь и сейчас эта традиция уходит.

  Борис Ицкович

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!