Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2012
Евгения ВОЛЫНКИНА  13 марта 2012

В облака с открытыми глазами

Модный термин «облако» вряд ли можно назвать удачным, так как он не объясняет сути предмета, но он отражает вековую мечту человечества о получении любых ресурсов в любых объемах, без раздумий о том, как они оказываются здесь и сейчас, то есть как электричество из розетки или вода из крана.

В данном случае роли электричества и воды играют ИТ-сервисы, но суть та же: современному массовому пользователю неинтересно, что там происходит в тумане облака, ему нужен конечный результат – ИТ-ресурсы и услуги.

Реальные успехи облачных технологий оценивать, наверное, рано. Весь жизненный цикл у них еще впереди. Не минует их и стадия «разочарования», характерная для восприятия новых технологий. А вот говорить о том, что облака ждет жесткое испытание рынком, не вполне правильно. Во многих странах мира облака получают поддержку на самом высоком государственном уровне, и Россия здесь не исключение (правда, до США, выделивших на облачные вычисления 25% общего объема ИТ-бюджета федерального правительства в $80 млрд, нам далеко). Политиков поддерживают и аналитики, прогнозирующие быстрый рост рынка облачных сервисов и продуктов для облачных систем.

По данным IDC, в 2009 г. объем российского рынка публичных облачных услуг составлял $4,8 млн (при мировом $17,4 млрд, т.е. наша доля составляла 0,027%). В 2010 г., по оценке той же IDC, российский рынок вырос до $35,08 млн, но при этом учитывались и публичные, и частные облака, на долю которых пришлось соответственно $13 млн и $22,08 млн (хотя, мягко говоря, не очень понятно, как считать стоимость услуг в частном облаке). Ну а к концу 2015 г. IDC прогнозирует для суммарного российского облачного рынка преодоление отметки в $1,2 млрд (превышение над показателем 2010 г. в 33,5 раза!). Прогноз компании Parallels, специализирующейся на разработке решений для виртуализации и автоматизации, еще более смелый – $1,5 млрд. В любом случае получается, что каждый год рынок будет расширяться фактически вдвое (точнее – даже чуть больше). Но в жизни и на рынке красивая математика редко работает, впечатляющие цифры роста в разах и процентах получаются обычно при низкой начальной базе (а это именно наш случай), так что ошеломительное расширение облаков ожидает нас в ближайшие год-два, а затем они неизбежно должны умерить свой стремительный бег.

Куда более солидная начальная база облачных сервисов в развитых странах мира, но и для них IDC прогнозирует рост с $21,6 млрд в 2010 г. до $72,9 млрд в 2015 г., т.е. со средней скоростью более 27% в год, что тоже говорит о весьма активном развитии рынка.

Облачные рекомендации

История умалчивает, когда именно появился термин «облачные вычисления» и кто был его автором. На этот счет существуют несколько версий с разбросом дат от 60-х годов прошлого века до 2007–2008 гг. Так что «облака» уже можно считать народным творчеством. В официальную форму этот термин облек известный американский Национальный институт стандартов и технологии (NIST), сформулировавший не стандарт (!), а рекомендации для определения облачных вычислений. Адресат этих рекомендаций – федеральные структуры США. Для всех остальных их выполнение необязательно, но с учетом авторитета NIST желательно.

Итак, NIST полагает, что облачные вычисления – это модель повсеместного и удобного сетевого доступа к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (серверов, СХД, сетей, приложений, сервисов), которые могут быть предоставлены пользователю быстро и с минимальными усилиями с его стороны.

Облачные вычисления имеют пять основных характеристик:

Наличие сервиса самообслуживания, с помощью которого потребитель может самостоятельно обеспечивать себя вычислительными ресурсами, по мере необходимости запрашивая их у сервис-провайдера в одностороннем автоматическом режиме и не взаимодействуя при этом с персоналом провайдера.

Свободный сетевой доступ к сервисам через стандартные механизмы, поддерживающие использование разных устройств (ПК, ноутбуков, планшетов, смартфонов, мобильных телефонов), работающих на разных платформах.

Наличие у провайдера пула физических и виртуальных ресурсов с возможностью их динамического назначения и переназначения в соответствии с нуждами потребителей, причем в общем случае потребитель не знает и не контролирует точное физическое местоположение предоставляемых ему ресурсов.

Возможность быстрого изменения объема предоставляемых ресурсов.


Измеримость предоставляемого потребителю сервиса и учет его потребления.

Согласно тем же рекомендациям NIST для предоставления облачных сервисов существуют три сервисные модели – SaaS (программное обеспечение как услуга), PaaS (платформа как услуга) и IaaS (инфраструктура как услуга) и четыре модели развертывания – частное облако (для одной организации), коллективное облако (для нескольких организаций, связанных общими интересами), публичное (общедоступное) и гибридное (сочетание двух и более облаков с сохранением их независимости, но с использованием технологий переноса данных и приложений между ними).

Приоритеты создателей

Отметим сразу, что наличие сервиса самообслуживания потребителей поставлено в определении облаков на первое место. Однако все создатели облачных систем (или систем, которые они называют облачными) начинают не с него, а с пункта № 3, а именно с создания пула ресурсов с возможностью их динамического назначения и переназначения, т.е. с виртуализации. Эта технология, разработанная IBM более 40 лет назад для мейнфреймов, пережила второе рождение в нулевых годах нынешнего века, когда стало очевидно, что разросшиеся корпоративные компьютерные системы, несмотря на всю свою мощь, работают с КПД паровоза. Пионером «новой» виртуализации стала компания VMware, которая выпустила свой первый гипервизор виртуальных машин в 2001 г. Вскоре на этот рынок вышли и другие разработчики ПО: Citrix, Parallels, Microsoft, причем последняя, припозднившись на старте, быстро нагнала упущенное, применив для этого в числе прочего свой проверенный способ – гипервизор Hyper-V был бесплатно включен в состав серверной версии Windows.

С помощью виртуализации компании решают целый ряд экономических и технических проблем: снижают затраты на закупку серверного оборудования, освобождают (или не увеличивают) занимаемую им площадь, экономят на его эксплуатации, а также заодно повышают отказоустойчивость своих корпоративных систем за счет встроенных в виртуализацию функций резервирования.

Но конечным пользователям более интересны остальные четыре характеристики облаков, которые прямо указывают на то, что облачные вычисления – это все-таки модель предоставления ИТ-сервисов, а не просто набор технологий, снижающих издержки провайдера. Как свидетельствует еще не очень большая практика, многие компании, внедряя облака, рассчитывают не столько на экономию, сколько на удобство работы и существенное ускорение и упрощение процессов разворачивания новой инфраструктуры или приложений. И уж в этом, в отличие от экономии, облака вполне оправдывают ожидания.

Пионеры и последователи

Сегодня фактически каждая крупная компания, работающая на ИТ-рынке, имеет как минимум один облачный проект. Пионером здесь была, пожалуй, компания Amazon. Причем в 2006 г., когда заработал IaaS-сервис Amazon Web Services (AWS), казалось, что его запуск был вынужденной попыткой получить хоть какую-то отдачу от избыточных дата-центров, построенных для поддержки профильного бизнеса этого интернет-магазина. Теперь же облако AWS вместе с добавившимися PaaS-сервисами считается классикой жанра публичных облаков. Еще один успешный пример облачного бизнеса – компания Salesforce.com: клиентами ее онлайновой CRM-системы Salesforce, предлагаемой по модели SaaS, и PaaS-системы Force.com, позволяющей создавать интернет-приложения и расширять функциональность CRM-системы Salesforce, являются и небольшие, и известные крупные компании, имеющие географически распределенные офисы. Большой популярностью среди небольших фирм пользуются также облачные сервисы компании Google, предлагающей SaaS-решения Google Apps и PaaS-сервис Google App Engine, с помощью которого разработчики могут создавать масштабируемые интернет-приложения. Цены у Google весьма демократичны, поскольку основные доходы компания получает от рекламы.

Реальная выгода                                                             

Розничная сеть «Связной», специализирующаяся на продаже цифровой электроники и услуг сотовых операторов, за два месяца самостоятельно построила свое частное облако и перевела в виртуальную среду не только тестовые, но и критичные для бизнеса приложения, в результате чего, по ее заявлению, удалось:

• на 30% сократить время простоя серверов приложений системы управления бизнесом;

• с трех-четырех часов до 20–30 минут сократить время введения в эксплуатацию новых серверов;

• высвободить трудовые ресурсы ИТ-отдела и упростить работу его сотрудников;

• сэкономить на закупке и эксплуатации новых серверов;

• на 15% уменьшить энергопотребление серверов приложений системы управления бизнесом.

О хороших перспективах облачной модели говорит хотя бы то, что в облака наперегонки устремились гиганты. На ниве частных облаков работают такие серьезные производители «железа», как Cisco и IBM, которые позиционируют их как развитие своего традиционного бизнеса в области аппаратной и программной инфраструктуры дата-центров. Широким облачным фронтом наступает корпорация Microsoft, объявившая о планах выделить на развитие облачных технологий $8,6 млрд, что составляет 90% бюджета компании на НИОКР. У Microsoft есть предложения и для частных, и для публичных, и для гибридных облаков, а также для всех трех сервисных моделей. Примечательно, что в интересах продвижения облачных решений Microsoft изменила свою лицензионную политику: теперь корпоративные пользователи могут переносить свои приложения в облачную среду, не покупая дополнительных лицензий, а провайдерам хостинговых услуг не надо приобретать специальные аутсорсинговые лицензии. Очевидно, что такие инвестиции и такие предложения пользователям должны иметь серьезные последствия.

Даже на российском рынке процесс в этом направлении уже пошел. Примером может служить частное облако, построенное в ОХК «Уралхим», специализирующей-ся на производстве минеральных удобрений. Хоть эта компания и не является пионером в ИТ, но для создания облачной инфраструктуры она вместе со стандартным гипервизором Hyper-V использовала предфинальную (!) версию System Center 2012, а в ее ближайших планах значится создание портала самообслуживания для пользователей. Такой портал самообслуживания уже есть в вышеупомянутом частном облаке компании «Связной», построенном на базе технологии Hyper-V R2.

На Западе период начального увлечения облачными технологиями подходит к концу, там работает множество проверенных временем коммерчески успешных проектов. У нас интерес к облакам носит скорее «конференционный» характер. Успешные и интересные с технологической точки зрения проекты есть, но в масштабах страны их мало. Многие участники рынка ожидают взрыва, причем в самое ближайшее время. Предпосылки для этого имеются: дата-центров построено немало и они продол-жают строиться. Практически все владельцы коммерческих ЦОДов заявляют о предоставлении (или ближайших планах предоставления) облачных сервисов. Те немногие исключения, которые остаются верны «чистому» colocation, все равно хотя бы косвенно участвуют в строительстве облаков, потому что это делают их клиенты.

Из операторов большой тройки первым публичными облаками занялся «МегаФон», предложивший виртуальные серверы в аренду. МТС в 2011 г. запустила в коммерческую эксплуатацию несколько SaaS-приложений в Беларуси (бухгалтерский пакет «1С: Предприятие», сервис веб-видеоконференций бизнес-класса «ВидеоМост», сервис ВКС для ПК Spontania, рекламное приложение Publiclick), ориентированных на компании сектора SMB. По всей видимости, следует ожидать появления аналогичных сервисов от МТС и в России. Кроме того, на облачном поле стремятся отметиться чуть ли не все интеграторы и дистрибьюторы решений для виртуализации и облачных сред, что вполне объяснимо – «железо», ПО и компетенции для этого у них есть. За облака рьяно взялось и государство, в результате чего наш главный создатель электронного правительства «Ростелеком» стал еще и главным по облакам.

  

Что из всего этого реально получится, сказать пока трудно. Есть сомнения, что созданные облака будут обладать всеми характеристиками из рекомендаций NIST. Но для конечного пользователя, и частного, и корпоративного, это не столь важно, главное – чтобы нужные ИТ-сервисы можно было получить быстро, легко и недорого.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!