Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2007
Игорь МАСЛЕННИКОВ  11 декабря 2007

Третий звонок: от TDM к IP

Суть сегодняшних событий в мире телекоммуникаций – в смене парадигмы развития отрасли. Операторам связи еще предстоит доказать свое право на существование в эпоху Интернета и обрести его новые формы. Плавный переход от традиционного телекома в инфоком – одно из условий сохранения операторского бизнеса.

И.О. МАСЛЕННИКОВ, директор по развитию «МФИ Софт»


«Старые» телекоммуникации складывались 100 с лишним лет. К концу XX века они представляли собой вполне устоявшуюся совокупность технологий, организационных форм, способов регулирования, бизнес-моделей и взаимосвязей, основанную на доминировании телефонной (голосовой) связи как главной (даже единственной) услуги и коммутации каналов как технологической базы отрасли. Это был мир TDM.

Однако в последней трети XX века начала развиваться совершенно другая парадигма - парадигма коммутации пакетов. Ее появление и развитие было связано с начавшейся информационной революцией, с компьютеризацией и цифровизацией жизни и деятельности людей. На протяжении двух десятилетий «вызревала» глобальная сеть пакетной передачи данных, развивалось множество семейств протокольных стеков пакетной коммутации. Причем это происходило в рамках как телефонии (broadband ISDN - ATM, X.25), так и технологий локальных сетей передачи данных (DECnet, Banyan Vines, AppleTalk, Novell IPX, TCP/IP и многих других). К концу века этот процесс завершился утверждением TCP/IP как стандарта дефакто глобальной коммуникационной «подложки», известной как Интернет. И это - мир IP.


Перевозчики IP-пакетов

Развитие Интернета и IP-технологий в последние десять лет привело к ряду очень важных последствий для телекоммуникационного рынка.

Первый и самый важный звонок прозвучал в 1996 г., когда появились шлюзы IP-телефонии. За считанные годы IP-телефония до неузнаваемости изменила один из важнейших для старой телекоммуникационной отрасли секторов - дальнюю телефонную связь. В результате разрушились устоявшиеся механизмы ценообразования и ушли в прошлое правила игры в этом рыночном сегменте. Затем IP-технологии начали претендовать на полный захват телекоммуникационного рынка и его преобразование на совершенно иных технических и бизнес-основаниях. Это выразилось в появлении концепции NGN, а затем и IMS как конкретной архитектуры телекоммуникаций будущего, основанной на IP-cвязности и основном сигнальном протоколе SIP.

Второй звонок - постепенное изменение самого понятия «связь». Еще лет 20-30 назад под этим термином подразумевалась исключительно традиционная, т.е. фиксированная телефонная, связь. Потом появилась связь сотовая (мобильная), а сегодня в представление о связи обязательно входит и обеспечение доступа к Интернету.

Третий звонок прозвенел в начале текущего десятилетия, когда окончательно утвердилась рекламная модель бизнеса интернет-компаний. Skype, Yahoo, Google, Youtube и множество других интернет-проектов становятся головной болью телекома, претендуя на захват все большей части бизнеса операторов связи. Последним практически нечего противопоставить этой угрозе. Интернет-компании действуют совершенно в другом бизнес измерении, их услуги почти всегда бесплатны для пользователя (за счет применения рекламной модели). И сегодня само существование операторов связи, зарабатывающих на услугах связи, а не только на передаче информации, поставлено под сомнение. Интернет-бизнесу нужны от таких операторов лишь услуги дешевого широкополосного доступа (на абонентском рынке) и не менее дешевого транзита IP-пакетов (на рынке магистральных каналов). Таким образом, операторам связи отводится роль перевозчиков IP-пакетов - и только!


Золотая гиря

То, что в эпоху Интернета операторы связи имеют право на существование и в каких-то других качествах, им еще придется доказать. Но нынешний мир TDM, традиционного телекома, все еще очень велик и силен: 1 млрд стационарных телефонов и более 3 млрд сотовых трубок (в подавляющем большинстве GSM, т.е. тоже TDM) - это очень много. И, естественно, в столь огромном мире TDM - много денег (реальных оборота и прибыли), людей (сотни тысяч, если не миллионы по всему миру), оборудования, каналов связи и правил регулирования.

Сегодня практически все операторы связи в мире, а особенно в России (из-за особенностей отечественного регулирования), вынуждены содержать, развивать и поддерживать две сети: одну (TDM) - для организации сервисов телефонной связи, а другую (IP) - для предоставления IP-услуг. Естественно, не очень хорошая ситуация. Операторы понимают, что будущее - за IP, а потому испытывают к соответствующим технологиям и сервисам неподдельный интерес. Они связывают с IP новые возможности бизнеса, получения доходов от внедрения современных услуг и охотно вкладывают деньги в развитие IP-инфраструктуры. А TDM-сеть и TDM-бизнес воспринимают как прицепленную к их ногам золотую гирю, необходимую обузу.

TDM - это телефонные абоненты (их много, и они исправно платят оператору за работающие у них телефоны), кадры, каналы и коммутаторы, партнерские связи, лицензии и сертификаты. Другими словами, это - устоявшийся бизнес. Да, возможно, у него нет будущего, нет потенциала развития. Но сегодня-то этот бизнес есть. Как было бы хорошо иметь единую сетевую инфраструктуру и единый бизнес, не «расколотый» на TDM и IP-части, каждая из которых живет по своим законам! К сожалению, это не так: в настоящее время миры TDM и IP существуют раздельно и пропасть между ними пока не уменьшается.


Через пропасть

Ликвидация такой пропасти - главный вопрос сферы телекоммуникаций. Понятно, что TDM и IP-части бизнеса должны стать единым бизнесом на базе IP-технологий, но как именно это произойдет, гораздо менее очевидно. Каким окажется переход от TDM к IP? Стоит ли операторам следовать по пути массового строительства IMS-сетей и одномоментного вывода из эксплуатации сетей TDM? Вряд ли. Переход должен быть плавным, чтобы не разрушить нынешние бизнес, инфраструктуру, клиентскую базу и кадры (все, что есть в мире TDM), позволить им преобразоваться «изнутри», самостоятельно трансформироваться.

В России эту проблематику обычно обсуждают под лозунгом строительства сетей NGN. Но такие рассуждения, как правило, бесплодны, поскольку методологи чески неверны: цель (поиск механизма неразрушающего перехода от TDM к IP) подменяется средствами (рассмотрением технологических платформ и технических приемов такого перехода). Если же встать с головы на ноги, то окажется, что надо прежде всего говорить именно о цели перехода. Сам переход не является целью, ибо он - данность (уже происходит и будет происходить). Цель возникает у телекоммуникационного сообщества, представители которого в процессе перехода могут вести себя по-разному и решать собственные задачи.


Российский клубок

Ситуация в России заметно отличается от ситуации в развитых странах. С одной стороны, российский телеком заметно меньше захламлен унаследованными сетями и системами. Это обеспечивает значительно больший, чем в западных государствах, диапазон возможных траекторий его развития. С другой стороны, он гораздо менее развит технически и организационно.

К тому же за последние 15 лет были существенно разрушены национальные механизмы разработки и выпуска телекоммуникационных решений. На отечественном рынке доминируют западные производители, что является потенциальной угрозой для национальной безопасности и сужает диапазон вариантов развития отрасли. Не имея возможности реализации собственных вариантов развития, она вынуждена следовать в кильватере развития телекоммуникаций западных стран. При этом с каждым годом все острее встает проблема квалифицированных кадров, способных всерьез работать с IP-технологиями. Их мало, и шансов, что в ближайшее время таких кадров станет достаточно, практически нет.

Действующее регулирование отрасли связи имеет ярко выраженный «телефонный характер», что заставляет операторов строить сети по правилам телефонной иерархии. Это противоречит идее развития IP-сетей, одноранговых по своей природе. А интересы бизнеса и пользователей диктуют операторам необходимость развития IP-сетей, IP-технологий и IP-сервисов.

Наконец, в отрасли связи все сложнее ситуация (в том числе в технологической плоскости) с обеспечением национальной безопасности. Нет гарантий, что в час Х оборудование западных производителей в IP-сетях будет по-прежнему корректно выполнять свои функции. И отличие сегодняшней ситуации даже от картины двадцатилетней давности - кардинальное. В IP-облаке, в условиях глобальной IP-связности практически всегда можно тем или иным способом передать конкретному устройству команду на отключение - в отличие от телефонной сети с ее строгой иерархией каналов и жестко предопределенным протокольным обменом. Налицо сложный клубок явных и неявных проблем. Как его конструктивно распутать?


Плавный переход с РТУ

Мы предлагаем стратегию развития бизнеса операторов связи, позволяющую совмещать предоставление ими традиционных услуг голосовой телефонии и новых сервисов на базе IP. Центральным элементом этой стратегии является разработанный нашей компанией Русский телефонный узел (РТУ). Он представляет собой правильно (с точки зрения IP-технологий) устроенный узел IP-телефонии, который способен эмулировать традиционные телефонные станции, выступать в роли полноценного программного коммутатора/пограничного контроллера сессий и платформы IP-сервисов со всеми присущими им возможностями.

На базе РТУ можно создавать локальные и территориально распределенные узлы для местной, зоновой и МГ/МН коммутации телефонных вызовов на базе IP-технологий, параллельные нынешним TDM-ным и дополняющие их. Такие узлы допустимо развертывать точечно (например, при замене устаревшей декадношаговой АТС, строительстве нового узла сети или выноса) и массово (в случае строительства новой сети, даже не TDM-ной, или сетевого сегмента). Распространение РТУ позволит сделать эту сеть еще одним уровнем обеспечения отказоустойчивости ТфОП - наложенной телефонной сетью на базе чистых IP технологий, слабо связанной с TDM-ной.

При использовании РТУ удастся решить сразу несколько задач:

  • мигрировать от TDM к IP с помощью постоянного неразрушающего роста IP-островков в действующей инфраструктуре;
  • сопрягать развертывание узлов РТУ с развитием широкополосного доступа и IP-сервисов. Они будут поддерживать друг друга, так как сеть телефонного доступа (access network) может быть любой - основанной на медных парах, оптике, беспроводной, ETTH или PLC;
  • персонал операторов связи получит способ переобучения, не разрушающий их предыдущие опыт и знания;
  • возникнет еще один уровень обеспечения отказоустойчивости сети (наложенная и параллельная телефонная IP-сеть, практически не зависящая от TDM'ной);
  • появится независимость от зарубежных производителей - сохранение полного контроля над коммутацией вызовов и возможность развивать функциональность таких узлов в направлении, определяемом самим оператором;
  • внедрение и использование РТУ обойдется гораздо дешевле реализации любого другого проекта на основе технологий NGN/IMS, раскручиваемого западными производителями из-за присущей таким проектам «грандиозности» (в отношении стоимости и растянутости инвестиций во времени).

Такие узлы местной, зоновой, междугородной и международной связи будут соответствовать нормам действующего законодательства, в том числе требованиям к поддержке СОРМ. Наконец, РТУ обеспечит все современные сервисы, характерные для технологии IPNGN, именно в том количестве и в том соотношении, в каких пользователи готовы к их применению. На базе РТУ можно предоставлять базовые услуги фиксированной телефонной связи, дополнительные интеллектуальные сервисы (ДВО или VAS) для корпоративных клиентов (такие как голосовая почта, переадресация вызовов, IP Centrex), услуги класса FMC. Эти услуги будут доступны всем абонентам оператора, в том числе находящимся в TDM-сегменте его сети. А взаимодействие с сетями TDM и IPNGN других операторов станет осуществляться с использованием соответствующих протоколов и интерфейсов.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!