Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 06 2012 |
Наталия КИЙ  | 19 июня 2012 |
БУМ ПРОЕКТОВ: 2008—2012-м посвящается
Итоговая коллегия Минкомсвязи России в мае этого года была итоговой вдвойне. Как всегда, запоздало по отношению к ушедшему четыре с половиной месяца назад 2011 г. и почти день в день по отношению к четырехлетнему периоду работы администрации связи под руководством Игоря Щеголева.
Мы сейчас все и.о. Я по жизни И.О., мне просто.
Из выступления и.о. министра связи и массовых коммуникаций
И. О. Щеголева на расширенной коллегии 15 мая с.г.
Стиль и суть
Проекты 2008—2012 ■ Место в рейтинге. Самый результативный результат. В рейтинге ООН скакнули на 32 пункта, на 27-е место, между Монако и ОАЭ. Контрольные результаты Стратегии развития ИО – войти в двадцатку к 2015 г. ■ Реформа «Ростелекома», формирование национального чемпиона. Одна из целей – опровергнуть традиционный тезис, что государство не способно быть эффективным собственником. Гигант создан. Как управится с ним команда тренеров? ■ Конверсия радиочастотного спектра. Важное уточнение главы ведомства: «вернее, те модели, которые могли бы быть применены, чтобы сделать эту конверсию эффективной». У победителей LTE-конкурса конверсия еще впереди. ■ Трасса «Чита—Хабаровск». Без помощи государства сотовики не взялись бы – сроки окупаемости составили бы 30 лет. ■ Роуминг. Благодарные граждане летом оценят по полной. Сотовики считают потери. ■ Снижение административных барьеров. Коснулось преимущественно РЧС (обобщенные решения и сокращение сроков оформления разрешений). Над правовым статусом ГКРЧ повис большой вопрос. ■ Портал госуслуг. Работает, загранпаспорта люди получают. ■ СМЭВ. С опозданием от заявленного почти на год, но заработало. По убеждению министерства, «мы ежедневно избавляем 2 млн человек от хождения по разным инстанциям». ■ Координация информационных расходов ведомств. Чтобы лишних ЦОДов не строили. ■ Домен .РФ. Первый национальный. Патриотично. Вы пользуетесь? ■ Веб-трансляция выборов президента. Занятное было зрелище. ■ Цифровизация ТВ. Не в 2008-м история началась, не в 2012-м закончится. |
Во-первых, при объективном отсутствии системного образования в обширной области, которой управляешь, это, пожалуй, единственно возможный способ что-то осмысленное и реальное успеть сделать, если сделать что-то хочется. А видно было, что хотелось.
Во-вторых, PR- и журналистский опыт, имиджмейкерская «закваска» основных представителей администрации однозначно перевешивали «связистский интерес». И надо честно признать, что в эффектности подачи материала с точки зрения доступности массам, красоты интерпретаций, легкости аллегорий, а по опыту последней коллегии – и высокотехнологичности у И. О. Щеголева конкурентов среди коллег его уровня нет.
В-третьих, проектный способ ведения дел – это единственный способ показать высокому государственному руководству, по определению не могущему быть компетентным во всем, что дело делается и делается успешно. А если методично двигать систему во всех направлениях, результаты не будут столь красивы и очевидны, и по телевизору будет нечего показывать.
Усилия привели к результату. Если раньше сектор ИКТ называли как максимум локомотивом экономики, то теперь «ударное министерство создает результаты, которыми страна может гордиться» (Д. Рогозин, зампредседателя Правительства РФ, глава военно-промышленной комиссии при правительстве) и «главный инновационный орган России» (В. Чуров, председатель ЦИК).
В-четвертых, проект – это сегодня модно. Менеджер проекта – герой нашего делового времени (как в 90-е годы просто менеджер, вернее, манагер).
В-пятых, верно говорят, что когда начальник интраверт, идет перестройка и отладка процессов внутри команды. Когда экстраверт – усиливается внешняя активность. И. Щеголев, год от года приобретая связистскую и айтишную уверенность, все более демонстрировал себя как инновационного шоумена. Апогей пришелся на итоговую коллегию-2012, когда за высокотехнологичную державу, то и дело менявшую электронные лица за плечами отца-министра, обидно не было.
Посчитали
Коллегия 15 мая не дала серьезных информационных поводов – все ждали новых назначений в правительстве. Благодушно и пафосно итожили прожитое, считали проекты, демонстрировали соответствие приоритетам, заданным новым-старым президентом.
Статданные по развитию ИКТ не обсуждались: они были обнаружены в сборнике без жанрового определения и с соответствующим моменту названием «Минкомсвязь.РФ». По этим данным, рынок ИКТ (связь и ИТ) сохранил динамику 2010 г.: в 2011 г. его рост составил 8% с итоговой цифрой 2072,1 млрд руб.
Общий доход от услуг связи увеличился за 2011 г. на 5% (до 1423,1 млрд руб.). Максимальный рост продемонстрировала почтовая связь (почти 16%), таксофоны (15%) и радиосвязь, РВ, ТВ и спутниковая связь (14,7%). Подвижная связь приросла на 6%, до 629 364 млн руб., ее доля в структуре доходов рынка услуг связи составляет 44%. В минус симптоматично ушли дальняя связь (почти на 15%) и местная телефонная в городе (на 1,8%).
Сектор ИТ в 2011 г. вырос на 14,7%, до 649 000 млн руб., при этом больше половины его объема все еще составляют аппаратные средства, затем идут услуги (меньше трети) и на третьем месте ПО. «Рынок ИТ-технологий в России вернулся к устойчивому росту и в минувшем году установил своего рода рекорд по объему. Сейчас он приблизился к 900 млрд руб.», – прокомментировал глава ведомства. Приходится признать, что цифра в 649 млрд от 900 далековата. Рост ИТ в 2011 г. почти идентичен росту этого сектора в 2010 г. – 14%. Это первое. Второе: свои лучшие в плане прогресса времена ИТ знали за пределами 2008 г., когда их рост составлял 24,5 и 19,5% (конечно, влияние кризиса 2009 г. со счетом сбрасывать нельзя). В целом же за четырехлетний период работы ушедшей администрации рост рынка ИТ составил 20,6%. А «близкие» 900 млрд этому сектору, по прогнозам самого ведомства, предстоит преодолеть только в 2014 г., взлетев за этот период на вряд ли реальные 43%.
За бортом
внимания ушедшей администрации осталась пара-тройка незавершенных проектов. Так и не дождалась определенности универсальная услуга – в каком направлении ей двигаться и развиваться? За четыре года администрация И. Щеголева делала несколько приступов к решению этой многовариантной задачки. Год назад, рассуждая на эту тему, министр говорил, что универсальные таксофоны будут заменяться инфоматами. Но численный перевес пока за первыми: 148 302 шт. универсальных таксофонов и более 20 тыс. ПКД против нескольких сотен аппаратов доступа к госуслугам. На предновогодней встрече с журналистами министр, отвечая на вопрос «ИКС», сказал, что ныне в его представлении у универсальной услуги мобильное будущее. Оставшееся вне конкретной прорисовки.
Год за годом откладывается внедрение системы 112. Экстренная помощь по единому с ЕС номеру опаздывает уже как минимум на 4 года. По планам 2007 г. она должна была начать работать в 2008 г., а в 2012-м уже действовать в 86 субъектах Федерации. Помешало, видимо, бурное развитие технологий, никак не позволяющее выбрать верную концепцию. Теперь внедрение системы 112, синхронизированное с «ЭРОЙ ГЛОНАСС», намечается на вторую половину текущего десятилетия... Так что все преимущества спасительного номера в виде сокращения времени реагирования на сигнал SOS с 1 часа (!) до 30–40 минут, уменьшение людских потерь в чрезвычайных ситуациях на 10–15% отодвигаются на несколько лет.
За четыре года в отрасли обозначились проблемы со статистикой. В мае 2011 г. тогдашний руководитель Россвязи В. Бугаенко ратовал за обновление показателей отраслевой статистики и учет показателей влияния развития инфраструктуры ИКТ на развитие других направлений экономики. Но статистика так и не стала проектом.
Татарстан, откуда в Москву переезжает новый министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, всегда имел высокие рейтинги по всевозможным проникновениям, электронному правительству, социальным приоритетам экономики. В Казани 45 инфоматов, 2 тыс. звонков ежедневно приходит на номер 112 в системе «ГЛОНАСС + 112», работает несколько технопарков. Министр, которому в июне исполнится 30, имеет завидный образовательный и послужной бэкграунд. Первое, что радует, он профессионал. От прогнозов поостережемся. Пожелаем не тянуть с началом работы.