Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06 2012
Евгения ВОЛЫНКИНА  19 июня 2012

Гендерный вопрос в телекоме

сегодня имеет мужское лицо. Такова специфика отрасли. Но ветер эмансипации вдруг подул с самой вершины связного Олимпа и становится все ощутимей.

По традиции инфоком вместе со всем прогрессивным человечеством поет дифирамбы своим сотрудницам лишь один день в году – 8 марта. Но на последней Полномочной конференции Международного союза электросвязи (2010 г.) решено было расширить список женских праздников: каждый год четвертый день четвертой недели четвертого месяца (в 2012 г. это было 26 апреля) теперь отмечается как международный День де-вушек в ИКТ. В дополнение к этому в январе нынешнего года генеральный секретарь МСЭ Хамадун Туре предложил всем государствам – членам МСЭ посвятить теме «Женщины и девушки в ИКТ» и Всемирный день электросвязи и информационного общества 2012 г. Гендерному вопросу в инфокоме был, в частности, посвящен специальный семинар в Зональном отделении МСЭ для стран СНГ (кстати, в СНГ в отрасли ИКТ женщины занимают только один пост министра и три поста заместителей министра).

В принципе в большинстве российских телекоммуникационных компаний соотношение числа сот-рудников-мужчин и женщин в среднем 60:40 (идеальная по европейским меркам пропорция). Однако эта «средняя температура по больнице» в немалой степени достигается за счет таких женских подразделений, как call-центры, бухгалтерия, отделы кадров, маркетинга и PR. Кстати, к отрасли связи у нас относится и почта. По статистике, в 2010 г. в почтовых ведомствах стран СНГ доля женщин составляла 57,2%. А кому из читающих эти строки приходилось видеть на почте в открытом доступе особь мужского пола? Получается, что мужчины – оставшиеся 42,8% сотрудников – это водители почтовых машин и скрывающиеся в своих кабинетах начальники. То есть о настоящем равноправии мужчин и женщин в области связи, даже в соотношении 60:40, говорить не приходится.

Позицию руководства МСЭ по гендерному вопросу можно только приветствовать, однако ему надо бы личным примером показать свою приверженность заявляемым принципам равноправия. А с этим пока проблемы. Правда, международный орган проявил настоящее мужество и героизм, представив точные данные о собственном гендерном составе. Оказалось, что в высшем руководстве МСЭ (сам генеральный секретарь, его заместитель и директора секторов стандартизации электросвязи, радиосвязи и развития электросвязи) женщин нет вовсе. Среди 12 членов Радиорегламентарного комитета только одна леди – американка Жюли Золлер. В секторе радиосвязи среди 127 руководителей департаментов, консультативных групп и исследовательских комиссий и их заместителей лишь 11 женщин. В секторе стандартизации электросвязи 74 мужчины-руководителя и всего одна женщина (хотя в деле разработки стандартов должны бы быть востребованы свойственные женщинам аккуратность, добросовестность и внимание к деталям). На этом фоне сектор развития электросвязи выглядит оплотом матриархата: из 32 руководителей восемь – женщины. Общий итог: МСЭ на 91% управляется мужчинами и лишь на 9% – женщинами.

Очевидно, что День девушек в ИКТ и распространение передового опыта дам, пробившихся в мужском мире инфокома, радикально изменить соотношение 91:9 не смогут. Придется вводить квоты. Образцы для подражания уже есть. С предложением принять закон о квотах для женщин в советах директоров европейских компаний недавно выступила комиссар Евросоюза Вивьен Рединг. По ее мнению, нынешняя женская доля в 12% среди руководителей крупных компаний должна быть увеличена до 30% к 2015 г. и как минимум до 40% – к 2020 г. Во Франции, Италии и Бельгии уже приняты законы о представительстве женщин в руководстве компаний, предусматривающие жесткие санкции за невыполнение вплоть до отмены назначений в советы директоров и запрета на выплату премиальных их членам. Правда, в Германии федеральный канцлер Ангела Меркель отказалась от законодательного закрепления квот для женщин, предложив бизнесу самому решить этот вопрос. Но такой подход не всегда удачен. Компания Deutsche Telekom еще в марте 2010 г. добровольно ввела квоты, объявив, что в 2015 г. 30% ее руководящих должностей будут занимать женщины. Первый блин оказался комом: Анастасия Лаутербах, назначенная благодаря квоте директором одного из направлений, меньше чем через год была уволена за «слишком мужской» стиль руководства.

Сторонники гендерных квот полагают, что, несмотря на все издержки, поддержка женщин в течение определенного переходного периода необходима. Противники считают, что никакой дискриминации и так нет, нормальные работодатели смотрят на профессиональные качества, а не на пол, а квоты подрывают здоровую конкуренцию. В общем, руководству МСЭ предстоит нелегкий выбор. Время для подготовки есть: очередная полномочная конференция состоится только в 2014 г., а в действительности все растянется как минимум до 2018 г., поскольку на ближайшей конференции смогут реально только внести изменения в регламент будущих выборов. Достижение гендерного идеала – дело долгое.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!